Рабочая программа (подготовительная группа) по теме:
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.  

                                                                                         

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы,  что вошло в его  разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

 В. А. Сухомлинский

 

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

 В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от 23. 11. 2009 г. № 655).

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием  развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь  активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм  взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

  1. Развивать познавательные процессы.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Развивать способности к моделированию и конструированию.
  4. Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  5. Развивать общую осведомленность и связанную речь.
  6. Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.
  7. Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

В основе проекта программы лежат принципы:

  • Принцип безопасности.
  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
  • Принцип положительного подкрепления.
  • Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Новизна проекта программы:

  • Разработка серии коррекционно-развивающих занятий на основе интеграции развивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции в развитии интеллектуальных способностей детей.
  • Создание комплекса координационных действий по психологическому сопровождению образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников.
  • Расширение спектра форм взаимодействия с родителями за счет практических занятий, в том числе с родителями неорганизованных детей.

Участники реализации проекта программы:

  1. Дети старшего дошкольного возраста.
  2. Педагоги.
  3. Родители.
  4. Социум.

Продолжительность проекта рассчитана на 1 год.

Этапы реализации проекта программы:

 

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

IПодготовительный

этап

(сентябрь 2011 г..)

Цель:  Созданиеинформационных, научно – методических, организационных, условий для  реализации программы.

  1. Изучить опыт работы по интеллектуаль-ному развитию.
  2. Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

 

  1. Создание программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
  2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации программы.
  3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
  4. Усовершенствование развивающей среды.

 

IIПрактический

                          этап

(октябрь 2011 г.-

апрель 2012 г.)

Цель:Реализация программы.

  1. Провести первичную диагностику интеллектуально-го, творческого и личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Освоить и внедрить новые формы работы с родителями.
  1. Активизация познавательной сферы дошкольников.
  2. Эмоциональное благополучие детей.
  3. Координация деятельности специалистов в реализации программы педагогов.

 

IIIАналитический 

                             этап

( май 2012 г. )

Цель:Анализ результатов реализации программы.

  1. Проанализировать результаты реализации проекта.
  2.  Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.
  3. Распространение психолого-педагогического опыта.

 

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

Качественные:

  • участие детей в Интеллектуальных марафонах;

Количественные:

  • увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития;
  • увеличение количества педагогов участвующих в проекте;

 

  

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».

Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им н...

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того...

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.

 Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информа...

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных...

"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"

 материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду...

«Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста».

      Из опыта работы.  По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, просто...

Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных приемов рисования

В проекте раскрыты цели, задачи, содержание работы по освоению нетрадиционных приемов и техник рисования, тематическое п...

Программа по формировнаию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Программа«Интеграционный комплекс искусств по формированию музыкальных способностей старших дошкольников"Рекомендована д...