Рабочая программа (подготовительная группа) по теме:
Программа по курсу "Подготовка руки к письму"

 

Важное место в работе с детьми  принадлежит подготовке руки к письму, укреплению мышц кисти  руки . Данная программа составлена  для формирования  предпосылок учебной деятельности, создания  условий  для накопления ребенком двигательного и практического опыта, ручной умелости, графического навыка; знакомит   с основными правилами красивого письма.


Скачать:

ВложениеРазмер
soderzhanie_izuchaemogo_kurs1.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:


ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«Подготовка руки к письму»

                                                  Пояснительная записка

 В воспитании и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности.

  Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую
 моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.

Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладывается в общий темп работы. Это связано как с психофизиологическими особенностями  6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного

           Важное место в работе с детьми в студии  принадлежит подготовке руки к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев. Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела.

 Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы то ни стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.

                Цель программы:  способствовать общему развитию детей, формировать предпосылки учебной деятельности, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, ручной умелости, подготовить к формированию графического навыка; познакомить с основными правилами красивого письма.

                  Основные задачи курса.

В обучении. Научить детей ориентироваться в тетради (в строке и в клетках) и на листе бумаги. Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения и написания элементов букв.    

В развитии. Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.

В воспитании. Формировать эстетическое восприятие, аккуратность, усидчивость и самостоятельность.

Учебный план дошкольного образования студии гуманитарного и эстетического развития «Малышок» устанавливает 9-месячный срок обучения. Обучение продолжается с сентября по май. Занятия проводятся 2 раза в группах двухдневного обучения в неделю(72 часа в году), и 1 раз в  группе однодневного обучения в неделю(36 часов в году). Продолжительность  одного занятия 30 минут.

Форма занятий – групповая численностью по 10 – 12 учащихся в группе.

Ожидаемые результаты.

Перед поступлением в школу дети должны уметь правильно сидеть за столом во время письма и располагать рабочую тетрадь, правильно держать карандаш и ручку. У детей должна быть  хорошо развита мелкая моторика и координация рук, сформированы элементарные навыки письма. Ребята должны уметь проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые), проводить линии в разных направлениях, обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Ребята должны уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку, прописывать элементы  букв по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдать заданный наклон элементов, научиться печатать любую букву алфавита, слоги и слова.

На занятиях по подготовке руки к письму ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штрихуя их, ребенок  учится рисованию одной линией, которое поможет освоить правильное и аккуратное письмо. Дети учатся ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.  На этих занятиях развивается логическое мышление и сообразительность, умение слушать учителя.

Этапы педагогического контроля занятий по подготовке руки к письму.

п/п

Какие ЗУН контролируются

Виды и формы контроля

Сроки контроля

1.

Проверка правила гигиены письма.

Ролевая игр «Школа зверей»

октябрь

2.

Проверка развития зрительной памяти.

Игра «У веселого карандаша».Задания Самоделкина.

ноябрь

3.

Проверка глазомера и координации движения руки и развития мелкой моторики

Оформление новогодней игрушки.

декабрь

4.

Проверка знания изученных букв.

Игра «Какие буквы испортил жук Буквоед?»

январь

5.

Проверка умения печатания короткого предложения.

Оформление поздравления к 8 Марта

«Мамин день»

март

6.

Проверка письменных навыков.

Путешествие в страну слов.

май

Учебно- тематический план занятий «Подготовка руки к письму».

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов  2-дневного обучения

Теория

Практика

Количество часов 1 – дневного обучения

Теория

Практика

1.

Знакомство с правилами письма.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2.

Работа на листе в клетку.

48

24

24

18

9

9

3.

Упражнения в строке.

23

11,5

11,5

17

8,5

8,5

Итого

72

36

Методические рекомендации и условия реализации программы.

        Учитывая требования – план программы предшкольного образования, разработанной департаментом образования науки Краснодарского края, занятия строятся в соответствии  с современными педагогическими методиками и технологиями, отвечая критериям системности, преемственности и эффективности.

Обучая детей 5-6 летнего возраста необходимо учитывать их психофизиологические особенности. Поэтому нужно соблюдать определенные требования. Использование на занятиях наглядного и занимательного материала, включение игровых ситуаций, многократное переключение внимания малышей с одного вида деятельности на другой и их разнообразие направлено на то чтобы  снять напряжение, предотвратить утомляемость и повысить познавательный интерес к обучению.

Рисование,  штриховка, раскрашивание, обведение по контуру помогает развить художественные способности ребенка, такие как образное мышление, творческое воображение, зрительная память, наблюдательность.

            Все графические задания при подготовке к письму целесообразно выполнять шариковой ручкой, а раскрашивать можно цветными карандашами.

           При выполнении любых графических заданий необходимо учить ребенка расслабляться после каждого движения, разжимать, расслаблять пальцы, кисть руки, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть, только после этого выполнять следующее движение. Основное внимание необходимо уделить деференцированному подходу и индивидуализации обучения На уроках учитель разнообразит виды деятельности. Во избежание перегрузок, на каждом занятии должны присутствовать минутки психологической разгрузки и физминутки, которые дают возможность детям переключить внимание и отдохнуть. Использование здоровьесберегающих технологий (психокоррекционные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз) направлены на укрепление опорно – двигательного здоровья и на развитие мелкой моторики рук. В совокупности с соблюдением гигиенических требований к помещению и мебели студия создает благоприятные возможности для всестороннего развития индивидуальных способностей и личности учащихся.

           

                       

                               

Содержание изучаемого курса

           При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на парте тетрадь. Нужно постоянно следить за позой ребенка, положением тетради и умением  правильно держать ручку.

           Сначала учим ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение, и рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и т.п.

        

           Следующий шаг – умение видеть параллельность линий, рисовать и писать параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся  сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо.

           Следующий этап – письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.

   Следующий этап- письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути спираль».

   Следующий этап – овладение умением  передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно предложить детям попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом - по узкой тропинке.

           Следующий этап – ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой.

           Важным  этапом подготовки к письму является освоение написания элементов письменных букв. Прежде всего нужно показать детям сходство и различие начертания печатных и письменных букв, объяснить, что такое элементы, из которых состоят  буквы. В процессе обучения важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого элемента. Таким образом  мы подчеркиваем и неправильное выполнение задания.

           При изучении элементов букв ребенок должен освоить основные правила письма.

             

Правила красивого письма

   

  1. Все  графические элементы должны быть одинаковой высоты.
  2. Все графические элементы должны быть одинаковой ширины.                
  3.  Если есть элементы, выходящие за верхнюю или нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверху и внизу.
  4. Расстояние между элементами букв должно быть одинаковым.

                 Все линии при письме должны быть параллельными.

  1. Прямые линии при письме должны быть ровными.  

      

Основные требования к письму

в подготовительный период

  1. Правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа).
  2. Правильно держать ручку. Писать печатные буквы (в строке с соблюдением пропорции, четкости штрихов). Уметь писать свое имя и простейшие слова.
  3. Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать элементы букв в строке.
  4. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания элементов букв.
  5. Писать основные элементы букв:        

   - вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);

   - овалы;

   - линии с закруглением внизу и вверху.

    6.  Различать и писать зеркальные элементы.

    7.  Выполнять связные ритмические движения.

    8.  Копировать сложные сочетания извилистых линий.

   

 

               Ориентирование на плоскости.

   Пространственные представления.

   Взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже); слева, справа (левее, правее); перед, за, между, рядом.

   Форма и  цвет предметов.

   Ориентирование на листе бумаги.

   Обведение по контуру знакомых фигур.

   Ознакомление с правилами штриховки.

   Раскрашивание фигур.

   Штриховка слева направо.

   Штриховка сверху вниз.

   Штриховка петлями и полуовалами.

Письмо элементов букв.

    Штриховка в разных направлениях.

   Ознакомление  с рабочей строкой.

   Верхняя и нижняя линии рабочей строки .

   Письмо короткой наклонной палочки.

   Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

   Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху.

   Основные правила красивого письма.

   Короткие и длинные линии.

   Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу.

   Рисование штрихом. Штрих, идущий от центра  круга.

   Письмо элементов строчных и заглавных букв.

   Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху.

   Письмо длинной наклонной палочки с петлей внизу.

   Рисование штрихом животных.

   Письмо полуовалов (овалов с разрывом).

   

Методическое обеспечение  образовательной программы.

  1. Дополнительная образовательная программа «Предшкольная подготовка».
  2. Учебно-тематический план занятий  «Подготовка руки к письму».
  3. Календарно-тематическое и поурочное планирование занятий  «Подготовка руки к письму».
  4. Обучающая литература: Н.С.Жукова «Букварь» для дошкольников с методическими рекомендациями по обучению для учителя.  

           Тетради на печатной основе:  С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина   «Готовим руку к письму», «Учимся писать»,  «Развиваем мышление», «Развиваем внимание».                                                                                                                      Серия книг «Вся дошкольная программа» для дополнительной работы и проверки знаний; развивающие тесты для закрепления (тех же авторов).

  1. Методическая литература для работы с дошкольниками на развитие  навыков общения, культуры поведения, грамотной речи, словарного запаса, памяти, мышления, логики, а так же по основам безопасности жизни и охране здоровья.
  2. Папки с теоретическим и практическим материалом: «Воспитательные сказки», «Игры на развитие внимания, памяти, мышления», «разработки открытых занятий и воспитательных мероприятий», «Беседы для родительских собраний», «Методическая копилка».
  3. Демонстрационный материал:     иллюстрации серии «Гном», тематические таблицы и плакаты,   демонстрационные буквы, слоги,   иллюстрации для работы по развитию речи, предметные  тематические картинки, любимые игрушки детей,                                                                                                         дидактический обучающий материал:  дидактический материал для штриховки и раскраски   обучающие настольные игры,  детская литература всех известных авторов, лента букв, ребусы, загадки, папки по пожарной безопасности и правилам дорожного движения,                                                             раздаточный материал:     счетные палочки, пластилин, алфавиты, трафареты,  дополнительные творческие  задания, тесты для закрепления.

     

                   Список литературы.

  1. План – программа  по предшкольному образованию. Краснодар 2008г.
  2. Серия «Вся дошкольная программа». Изд. «Росмэн» 2009г.
  3. Рабочие тетради:  «Учимся писать», «Готовим руку к письму», «Развиваем внимание», «Развиваем мышление». Изд. «Росмэн» 2010г.
  4. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе».  Изд. «Астрель» 2002г.
  5. О. Белякова «100 лучших игр для подготовки к школе». Москва 2007г.
  6. А. Герасимова «Тесты для подготовки к школе». Москва 2005г.
  7. Л. Горькова, Л. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» .  Москва 2005г.
  8. Е. Севостьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет». Москва 2010г.
  9. Т. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». Москва 2010г.
  10. Е. Черенкова «Уроки этикета и вежливости» . Москва 2008г.
  11. С. Авилова, Т. Калинина «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Изд. «Учитель» 2007г.
  12. Газеты «ПедСовет», «Педагогическое творчество» 2002 – 2003гг.

 

                     

.

 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Рабочая программа для 2 младшей группы

Рабочая программа разработана для 2 младшей группы на основе "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М...

Итоги освоения содержания образовательных областей

Итоги освоения образовательных областей по программе "Детство"...

Режим пребывания в ДОУ для детей 6-го года жизни

Режим пребывания в ДОУ для детей 6-го года жизни...

Выпуск детей в школу

Выпуск детей в школу...

Психолого - педагогическое сопровождение основной образовательной программы в МКДОУ № 19 г.Коркино.

В материале представлены основные направления деятельости педагога - психолога ДОУ. Цели, задачи сопровождения, алгоритм...

Занятие по сказке "Цветик-семицветик" для детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия как метод корреции межличностных отношений и развития коммуникативных функций речи у дошкольников с наруше...

Интегративные качества ребенка старшего дошкольного возраста

Интегративные качества ребенка старшего дошкольного возраста (программа "Детство")...

Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ...

Масленица

Русский фольклорный праздник для детей 5-7 лет (старшая и подготовительная  группы)...