Материал (средняя группа) по теме:
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Фахриева Танзиля Сабировна

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
тема самообразования13.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет

Цель: формировать осознанно - правильное отношение к природе в процессе наблюдений на прогулках за живой и неживой природой

Задачи: 

  1. учить понимать смысл и использовать в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое», устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе;
  2. продолжать знакомить с изменениями внешнего вида растений и животных в зависимости от времени года;
  3. обогащать представления о многообразии животного и растительного мира, формировать знания о приспособленности растений и животных к среде обитания;
  4. расширять представления  о многообразии природных явлений, учить называть явления природы: снегопад, листопад, радуга и др.,
  5. продолжать формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе;
  6. учить отличать по внешнему виду и издаваемым звукам 3-5 видов насекомых, 3-4 вида птиц, 1-2 пресмыкающихся, 10-15 видов зверей, выделять особенности их внешнего вида и движений;
  7. формировать представления о наличии на Земле гор, рек, морей, океанов;
  8. упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям.
  9. развивать желание любоваться природой и беречь ее
  10. воспитывать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность и желание общаться с природой.

Ожидаемый результат:

воспитанник, проявляющий интерес к явлениям, объектам живой и неживой природы, имеющий экологические представления, эмоционально воспринимающий объекты живой природы

педагог, умеющий создать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой на прогулках

Формы работы:

наблюдения на ежедневных прогулках, целевые прогулки, экскурсии

Перспективный план работы с детьми

Сроки

Тема

Цель

Сентябрь

-Наблюдение за цветником



-  «Какие они, цветущие растения?»

-Наблюдение за любимой веточкой  березы


- Наблюдение за сезонными изменениями в природе

-Уточнить предс-я о том, что цветы живые, они растут и изменяются, с наступлением осени увядают, образуются семена

-расширять представления о частях растений и их функциях,  закреплять представления о благоприятных условиях для роста растений.-


- Прод-ть знакомить с хар-ми особенностями березы; вос-ть желание любоваться красотой дерева, бережное отношение

-Учить различать и хар-ть приметы ранней осени; форм-ть пред-я об измен-ях в природе; вос-ть познавт. интерес к природе

Октябрь

-«Соберем семена садовых цветов»

-Наблюдение за вороной


-Наблюдение за осенним дождем


-Наблюдение за любимой веточкой березы


-Наблюдение за отлетом птиц

-Познакомить детей с «детками» цветущих садовых растений.

-Расширять знания о птицах, воспит. любознательность, интерес к жизни птиц, за-ботливое отношение к ним

-Продолж. знакомить с явлениями неживой природы; познакомить с таким явлением, как испарение воды; вос-ть эстет. чувство восприятия природы

-Отметить, какие изменения произошли с березой; продолжать развивать интерес к длительным наблюдениям

-Расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью с наступлением холодов; вос-ть любовь и заботу о птицах

Ноябрь

- Экскурсия в парк «Осенние заботы животных и птиц»




-Наблюдение за первым выпавшим снегом



-Наблюдение за сорокой

- расширять знания детей о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе;

-Расширять знания об осадках, о явлениях неживой природы; уточнить знания о свойствах снега; вос-ть любовь к природе

-Уточнить представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках

Декабрь

-Целевая прогулка по территории  д/сада


-Установление кормушки для птиц


-Наблюдение за снегопадом



-Наблюдение за любимой веточкой березы

-Формировать умение самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в неживой  природе зимой; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе

-Побуждать желание ухаживать за зимующими птицами, расширять знания о жизни птиц зимой, об их питании

- Учить наблюдать за сезонным явлением- снегопадом, подмечать его особенности; продолжать знакомить со свойствами снега, устанавливать зависимость свойства снега от температуры

-Отметить, что ветка березы зимой служит для птиц пристанищем, т.к. на ней расположена кормушка, обратить внимание на иней на деревьях

Январь

-Опыт: Вода превращается в лед


-Наблюдение за деревьями зимой

-Целевая прогулка в парк «Следы птиц зимой»

-Показать превращение воды в лед и обратный процесс; закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха

-Уточнить знания о жизни растений зимой, воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам

-Расширять знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; закрепить умение распознавать птиц по следам, по способам передвижения, издаваемым звукам; вос-ть заботливое отношение и интерес к птицам

Февраль

-Наблюдение за ветром


-Прогулка в зимний сквер


-Наблюдение за птицами на кормушке

-Расширять знания о том, что ветер- это явление неживой природы; учить определять наличие и направление ветра; отметить , что в феврале частые ветра

-Закрепить представления о том, что у каждого времени года свои особенности; фор-ть представ. О том, что дикие жив-е приспосабливаются к изменениям погодных условий

-Фор-ть желание наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке, за их повадками, поведением, заботиться о них. Узнавать их, называть части тела, чем питаются

Март

-Наблюдение за снежинками (с использованием лупы и черного картона)

-Опыт: растения зимой живые (наблюдение за любимой веточкой)


-Наблюдение за воробьями




-Рассмотреть снежинки, уточнить, что они имеют разную форму; закрепить знания о снежинке, ее свойствах

-Закрепить представления о том, что растения зимой живые на примере проращивания срезанных веток березы. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев

-Отметить , что воробьи собираются в стаи, громче чирикают, гомон птиц становится слышнее, они чувствуют весну;  воспитывать интерес, любовь к природе

Апрель

-Целевая прогулка по территории д/сада



-Наблюдение за голубями



-Наблюдение за почками тополя


-Наблюдение за солнцем

-Учить видеть в природе и называть изменения, происходящие в природе с изменением времени года(стало теплее, тает снег, день стал длиннее); фор-ть умение сам-но выделять первые признаки весны в неживой природе; умение любоваться природой

-Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособления их к среде обитания; фор-ть реальные пред-я о жизни птиц

-Продолжать знакомство с деревьями на участке; фор-ть представление о том, что почка- домик для листочка

-Отметить, что солнце не только светит, но и греет, обратить внимание, что солнце сквозь ветки проникает медленнее, поэтому под деревьями снега больше

Май

-Наблюдение за любимой веточкой березы


-Наблюдение за одуванчиками , мать-и-маче-хой


-Наблюдение за насекомыми



-Экскурсия в весенний парк

-Отметить, что все растения, в том числе и береза готовятся к пробуждению от сна (Набухают почки, кора темнеет), уточнить их форму и размер

-Отметить, что мать-и-мачеха- первое растение, которое появляется весной, а затем- одуванчик, эти раст-я появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва

-Закрепить знания о насекомых; отметить, что с повышением температуры выползают первые насекомые, понаблюдать за их движением, закрепить знания о строении насекомых

-Закрепить знания о весенних изменениях в неживой и живой природе; развивать умение сравнивать разные периоды весны; вос-ть радостное, эмоциональное, заботливое отношение к пробуждающейся природе

Перспективный план работы с родителями

Сентябрь

 Анкетирование «Что значит «Осознанное отношение к природе»

 Консультация «Правильное отношение детей к природе начинается в семье»

Октябрь

 Консультация    «Краски осени златой»  

 Изготовление кормушки для птиц

Ноябрь

 Консультация   «Как воспитывать у детей интерес к  таинственному миру растений?»

Декабрь

- Консультация    «Если в доме завелся зверек»            Оформление фотоальбома    «Мой домашний питомец»

Январь

Выставка детской худ. литературы  «Все о природе»  Консультация  «Купи мне жабу»

Февраль

Совместная работа родителей с детьми   «Все о березе»   (стихи, рисунки, сказки, рассказы)  

Март

Консультация «Наблюдения с детьми во время прогулок»

Апрель

Консультация  «Если у вас есть комнатные растения…»

Май

Конкурс  на лучшую поделку из природного материала   «Вода всему живому нужна»

Литература:

1) Веретенникова С. А.  Ознакомление дошкольников с природой. Москва,  Просвещение ,- 1993. – 158с.

2) Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология  экологического образования детей старшей группы ДОУ.- «Центр Проблем Детства»,2002.-192с.

3) Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического  образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80с.

4) Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989. – 144с.

5) Николаева С.Н. Юный эколог. –М., 1999.

6) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика.-М. : Просвещение, 2005- 144 с.

7) Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. –М.: Изд.Дом «Карапуз»,2001. – 432 с.

  1. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей д/с под ред. Саморуковой П. Т. -       М.: Просвещение, 1983. - 207 с.  
  2. Лучич М. В. Детям о природе: - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

       10) Газина О.М., Фокина В.Г. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ. //Управление ДОУ. – 2005. – 2.С.67 – 98.

Фактический результат:

дети понимают смысл и используют в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое», «растение», «животное» Устанавливают простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе, между погодой и состоянием животных и растений. Без труда распределяют представителей животного мира по видам, аргументируют свой выбор. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных и растений, многие научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражают доброжелательность по отношению к ним. Называют  разные виды  растений, условия для их жизни роста и развития. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними, правильно называют отличительные характеристики объектов неживой природы. Рассказывают о том, для чего люди используют объекты неживой природы. Без особого труда называют детенышей животных основных классов, аргументируют свой выбор. Большинство детей знают особенности поведения, среду обитания, чем питаются. К сожалению, есть еще дети, которые с некоторой неприязнью относятся к животным класса насекомых, пресмыкающихся, не умеют сопереживать, не проявляют интерес в наблюдениях за растениями и животными.

Поэтому, дальнейшую свою работу планирую продолжить по теме «Формирование осознанного отношения к природе в процессе наблюдений за живыми объектами»


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Описание опыта работы воспитателя МБДОУ № 175 Неживой И.В.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников....

Беседы с детьми

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников.Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются ...

конспект по этическому воспитанию "Вежливые слова"

конспект для старшей группы по теме Вежливые слова...

Проект "Посадка лука"

Иследование, загадки, стихи, слайдовая презентация...

Консультация для родителей

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое ч...

Тишкина Н.В. Формы проведения педсоветов

Представлено описание 13 форм проведения педагогических советов, которое может быть использовано старшим воспитаелем в Д...

Тишкина Н.В. Протокол педсовета

Представлен шаблон составления протокола заседания педсовета....

Эссе

Моя педагогическая философия....

Тишкина Н.В.Методическое обеспечение педагогического процесса старшим воспитателем

 Методическое обеспечение педагогического процесса старшим воспитателемТишкина Н.В.В материале представлена таблица...

Исследовательский проект "Динозавры"

В данном проекте представлены сведения о динозаврах: их виды, особенности строения, основы жизнедеятельности (питание, р...