Методическая разработка (старшая группа) по теме:
Развитие эмоционального мира детей через театральную деятельность

Карлышева Лариса Николаевна

В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются способности распозновать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие эмоционального мира через театральную деятельность» (из опыта работы).

            В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

            На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития.

            Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, осложнениям в общении, трудностям в выражении своих эмоций.

             Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

             По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Именно деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.

             Музыкальное и театральное искусство, являясь мощным средством эмоционального воздействия на сферу индивидуального сознания, создает предпосылки для активной деятельности и возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве. На основе театрализованной деятельности могут быть реализованы практически все задачи воспитания, обучения развития детей. Она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Рассмотрев научно – теоретические основы развития эмоций у дошкольников, я пришла к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно, практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением.

             Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «Эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально – положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.

              Группа, в которой я работаю, состоит из 26 человек. В группу входят дети 5 – 6 летнего возраста, в основной массе, не имеющие каких – то отклонений в развитии. Два ребенка находятся на учете у невролога, двое детей с нарушением зрения. Один ребенок –  из трудной семьи.

             В работе я столкнулась с проявлением различных черт характера, с присутствием разного эмоционального опыта воспитанников. В моей группе были дети с ярко выраженными особенностями поведения: шумнее, пассивные, зажатые, демонстративные, закомплексованные. При внимательном отношении к таким детям можно было заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

             Чем старше становились мои малыши, тем ярче проявлялись их характеры, в их развитии большую роль играли сверстники. В общении между собой появлялось притворство, стремление сделать вид, выразить обиду. Притом, общение эмоционально насыщенное. Дети более ярко проявляли негодование, обиду, бурную радость, восторг. Некоторым детям труднее поддерживать диалог, для них важным было собственное действие или высказывание, чем инициатива и речь своего собеседника. Несогласованность коммуникативных действий порождала конфликты, протесты, обиды. Среди детей появились популярные и непопулярные дети. Отношение к ним выражалось в различных эмоциональных проявлениях.

               Уже, в течение, нескольких лет я работаю по программе «Детство». Развитие и обогащение эмоционального мира ребенка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания, заданного по теме «Детство».

               Эмоционально – комфортное состояние каждого ребенка в детском саду составляет условие реализации образовательной программы.

               Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы.

               Поэтому работа, направленная на развитие различных эмоций, очень актуальна и важна.

               Работая в детском саду уже более двадцати лет, я обратила внимание на то, что театральная деятельность развивает эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей.

               С помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют творческий потенциал.

               В своей работе я определила следующие задачи:

1. Выявить уровень развития эмоциональной сферы дошкольников.

2. Разработать и провести цикл занятий, этюдов, направленных на повышения уровня развития эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности.

3. Определить эффективность проведенных занятий, этюдов, направленных на повышение уровня развития эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности.

              Изучив парциальные программы эмоционального развития «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой, «В мире детских эмоций» Т.А. Даниловой, мною была разработана следующая модель работы с детьми в этом направлении:

             Создание положительного фона, эмоционального комфорта.

             Повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.

            Формирование способности к импровизации, осознания своей собственной уникальности.

            Раскрытие творческой индивидуальности ребенка в процессе театрализованной деятельности.

           Формирование позитивного отношения к своему «Я».

           Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения собственного состояния.

           Развитие эмпатии.

           Развитие представлений об эмоциях – это, прежде всего, выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. Отсюда следуют направления моей работы:

          - осознание детьми факта возникновения эмоций;

          - осмысление внешних признаков выражения эмоций – положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;

          - расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию;

          - развитие интегративного качества «эмоционально отзывчивый» (отклик на эмоции людей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов, эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы);

         - развитие эмоциональной культуры.

           Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание насыщенной среды в группе. В связи с этим, мною был оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя:

           ТСО, наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии).

           Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

           Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би – ба – бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).

           Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови меня одним словом», «Настроение» и др.).

           Это позволило оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

          Особенно важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально – личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.

          Таким образом, успешное решение задач по развитию эмоциональной сферы дошкольников через театральную деятельность возможно при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей). Применения комплекса средств, методов, форм, создания предметно – развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в педагогической деятельности.

         

           Актуальность педагогического опыта.

           Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей, детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы».

           Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена». Какие бы понятия ни формировали у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.

            В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п.

             Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организованное общение в процессе театрализованной деятельности взрослых и детей способно структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками, и, в конечном счете, не только обогатить эмоциональный опыт каждого ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Эта работа должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности.

            Научность в представляемом педагогическом опыте.

            Материал педагогического опыта соответствует основополагающим принципам современной педагогики и психологии – гуманизации и индивидуализации, выражающимся в признании целостности  человека как личности, создании реальных условий для расцвета ее духовных сил, начиная с раннего детства.

             Результативность педагогического опыта.

             Проанализировав весь материал, считаю проделанную работу результативной;

             Разработан комплект методического обеспечения по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности по направлениям: дети, родители, воспитатели.

             Согласованы действия музыкального руководителя, воспитателя и семьи в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости средствами и театрализованной деятельности.

              У детей появилось чувство уверенности в своих возможностях, радость от общения друг с другом, чувство эмоционального благополучия, повысилась эмоциональная отзывчивость и активность в разных видах деятельности.

              Считаю необходимым и дальше использовать в театрализованной деятельности специальные этюды и сказки, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.

              Продолжая деятельность в этом направлении, планирую обобщить опыт семейного воспитания по использованию театрализованных игр в семье.

              Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

              Новизна данного опыта заключается в авторских разработках этюдов и сценариев театрализованных игр на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

              Технологичность представляемого педагогического опыта.

              Опыт моей работы, в частности, подборка игр, этюдов и сценариев сказок, в том числе составленных мною, используются педагогами ДОУ как во время организованной деятельности, так и в режимных моментах.

              Вот перед вами на экране основные элементы представляемого педагогического опыта:

  1. Изучение истории темы педагогического опыта в педагогике.
  2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
  3. Определение исходного уровня эмоциональной сферы детей группы.
  4. Выбор средств и методов для реализации эмоционального компонента в педагогическом процессе ДОУ.
  5. Реализация задач.
  6. Определение конечного уровня эмоциональной сферы детей.
  7. Анализ опыта работы.

        Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение театрализованных игр. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

        Выводы.

        В заключение хочется сказать, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

        Эмоции для детей имеют следующее значение:

        - выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой – либо деятельности из чувства страха и отвращения);

        - способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

        - побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом; помогают приспособиться к ситуации;

        - сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;

        - являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

        Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего, ребенка.

        Театрализованная деятельность является одним из важных средств развития эмоциональной сферы ребенка, так как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

        В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

         В своей работе я не ставила главной целью развитие актерского мастерства у своих детей, но для меня очень важно научить их сочувствовать и слышать чувства других детей. Думаю, что мне это удалось.

       


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

развитие у детей коммуникативных качеств, через театральную деятельность.

развитие коммуникативных качеств через театральную деятельность!младший и старший дошкольный возраст....

РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Материал  позволяющий развивать артистизм и творческие способности у детей дошкольного возраста....

Доклад:Развитие речи дошеольника через театральную деятельность.

Тема второго доклада: Развитие речи дошкольника через театральную деятельность.МБДОУ №87 «Золушка»ДОКЛАДРазвитие речи до...

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данный материал может быть интересен для музыкальных руководителей ,работающих с детьми с ОВЗ и интелектуальной недостат...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накап...

Развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность

Презентация опыта работы. Методические разработки учителя-логопеда Зубковой Е.П....