Статья по теме:
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Соныгина Елена Николаевна

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Соныгина Елена Николаевна А НО ДО «Планета детства «Лада» д/с№ 67 «Радость»

Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Социально-эмоциональное развитие ребенка одно из приоритетных направлений личностного развития дошкольника. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина и др.).

Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников - это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

Специфика работы нашего образовательного учреждения заключается и том, что 39% детей живет в заводских семейных общежитиях, в которых 102 условия проживания не всегда способствуют созданию в семье благоприятного микроклимата, поэтому нам представляется значимым ведение дополнительной углубленной работы по этой теме.

Были определены основные направления деятельности:

  1. создание предметно-развивающей среды в группе (оформлен уголок «Наши эмоции», в его содержание входит панно «Лесенки успеха», жраны «Мое настроение», папка «Мои достижения», альбомы «Моя семья», «Мой друг», разнообразные дидактические игры: «Наши чувства и эмоции», «Комплимент», «Зеркало», «Театр настроения», «Приветствие» и др., поощряющие знаки-символы: «Доброе сердце», «Вежливый собеседник», флажки-символы «Хороший поступок», «Внимательный друг»; в группе установлен почтовый ящик для эмоциональных (злых и добрых) писем, рисунков; в речевом уголке есть книги, на которых наклеено изображение эмоций; дети с помощью воспитателя оформляют книжки- самоделки, в которых с помощью рисунка передают свое настроение; подобраны кассеты с музыкальными произведениями, рассказами и стихами; в театральном уголке есть разные маски, куклы, выражающие разное состояние души; оформлен «уголок уединения, который дает возможность побыть одному; есть «секретики», в которых хранятся маленькие личные вещи и игрушки ребенка (мягкие сумочки, разноцветные коробки; в группе установлен мягкий уголок для более тесного общения; зеркала для формирования самосознания (где ребенок может видеть себя в полный рост, рассматривать выражения своего лица);
  2. проведение педагогом-психологом оценки эмоционального развития детей с помощью диагностики, наблюдения за общением детей в игровой и учебной деятельности с составлением индивидуального маршрута развития ребенка при выявлении особенностей в эмоциональной сфере ребенка, рекомендации психолога предназначены как воспитателям, так и родителям;
  3. организация и проведение работы с родителями (были созданы условия для активизации посещаемости и участия родителей в совместных межгрупповых развлечениях, прогулках, субботниках, подготовке театральных выступлений, концертов; родительские собрания проводили в нестандартной форме «За чашкой чая», «Мамины посиделки»; кружки «Мастерская папы», «Бабушкино рукоделие»; при проведении родительских собраний включали показ детских спектаклей, открытых занятий, которые оживляли ход бесед и давали возможность педагогам и родителям найти точки соприкосновения на основе общей любви и заинтересованности в развитии детей; проведены практикумы, дискуссионные формы бесед с участием педагога-психолога и др. специалистов, на которых обсуждались вопросы психического, нравственного и физического здоровья детей, влияние стиля общения со взрослыми на личностное становление ребенка и развитие его эмоциональной сферы; в родительский уголок помещались статьи «Эмоции, эмоции...», «Застенчивый ребенок», «Осторожно детская тревожность», «Замкнутый ребенок»; «Детские страхи», «Агрессивность у детей», «Гиперактивный ребенок», проводилось анкетирование родителей «Эмоциональные проявления взрослого в отношениях с детьми»;
  4. проведение занятий по учебно-методическому пособию по социально-эмоциональному развитии детей от 3 до 6 лет «Я, ты, мы» (методика О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной);
  5. ведение воспитателем индивидуальных дневников наблюдения за каждым ребёнком.

Нами были учтены и созданы условия, способствующие социально-эмоциональному развитию ребенка: выбор воспитателем общения соответствовал личностным ожиданиям ребёнка; учитывались эмоциональные переживания ребёнка в разных ситуациях: деятельности и общения с окружающими; проводилось обучение детей разнообразным средствам самовыражения при переживании различных эмоциональных состояний; создавались ситуации, обеспечивающие использование ребёнком разнообразных средств выражения своих эмоциональных состояний (речь, мимика, пантомимика, движения и др.)

Результатом работы в данном направлении стало развитие у детей чувства собственного достоинства, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, умения делать собственный выбор, понимания своих чувств и окружающих.



По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Развитие социально – эмоциональной сферы у детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности

 Дошкольное детство – это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются общие способности необходимые любому ...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами подвижной игры

 Использование подвижных игр в воспитательном процессе заключает в себе возможности для объединения дошкольников и ...

Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.

Решение задач развития  эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу м...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деяте...

сказкотерапия в коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Знаменитый австралийский психолог и сказкотерапевт Д.Бретт писала, что дети видят в сказках "отголоски собственной жизни...

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольнико...

Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

 Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные усло...

Развитие эмоциональной сферы детей младшего возраста

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагог...