План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»

Шанина Людмила Юрьевна

Составление рассказа, развитие речи

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»                                                                                                                             

Цели:

- Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам,

   распространению предложений определениями                                                                    - обогащение словарного запаса по теме: «Зима»

 - развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету                               - воспитание интереса, любви к родному языку.

Оборудование

- картины с изображением  зимнего пейзажа, оформленные в выставку;

- сюжетная картина «Зима. Прогулка в лесу»;

- сюжетные картинки для составления предложений;

- снежинки на нитках;

- магнитная доска;

1.Организационный момент

- Ребята, что необычное вы заметили в группе?
(Картины с изображением  зимнего пейзажа, оформленные в выставку)
- Сегодня в нашей группе открылась выставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.                                                                                                                (Рассматривание выставки)

  И вот зима, белым – бело,
 Вокруг сугробы намело,
 Как будто белым мехом,
 Земля одета снегом.
 И иней на березках,
 Как праздничные блестки…

- Какое время года запечатлено на картинах?
- Как вы догадались, что эта зима?
- Какие еще приметы зимы вы видите на картинах выставки?

2. Пальчиковая игра + упражнение на звукопроизношение «Зима»

Да-да-да –                                       сжимание и разжимание пальцев
Зимою холода.                               потирание ладошек друг о друга

Да-да-да –                                       сжимание и разжимание пальцев
Превратилась в лед вода.              ритмичное соединение подушечек пальцев

Ты-ты-ты–                                    сжимание и разжимание пальцев
В инеи кусты.                                 перекрещивание ладоней с широко                                                                                                                                              

                                                         расставленными пальцами

Ли-ли-ли–                                      сжимание и разжимание пальцев
Метели замели,                              круговые вращения больших пальцев обеих рук

Ли-ди-ли –                                      сжимание и разжимание пальцев
Метели замели,                              круговые вращения указательных пальцев рук

Ди-ди-ли –                                      сжимание и разжимание пальцев
Метели замели.                               круговые вращения рук, согнутых в локтях

- Какое название вы бы дали нашей выставке?
- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп?
- А что можно добавить к нашей выставке, чтобы она стала более интересной?

 На нашей выставке будет работать экскурсовод. Он добавит к портрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу.

- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

3. Д/и «Скажи какой, какая?»

- Какая зимой погода? (холодная)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)

- Вот как много мы рассказали о зиме.

4. Беседа о снеге.

- Что выпадает зимой? (снег)                                                                                                                              - Какого он цвета? (белый)                                                                                                                                                          - Что ещё вы можете рассказать о снеге? (он холодный, непрозрачный, липкий, сыпучий, рыхлый, грязный, чистый).                                                                                                                                           - Как вы думаете, откуда берётся снег? (из тучи).                                                                             - Как вы думаете, что такое снег? (много снежинок).                                                                                                   - Какие снежинки вы видели? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)                                                                                        

 - А теперь давайте поиграем в “снежные” слова.

5. Игра «Снежный ком

- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
(Дети по кругу передают «снежный ком»,  называя при этом однокоренные слова к слову снег: снег, снежинки, снежок, снеговик, подснежник, снегирь, снегурочка, снежная баба, снегокат, снегоход)

 5. Задание «Закончи предложение»

 Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:

– Зимой бывает холодно, а летом…                                                                                                              – Зимой деревья белые, а осенью…                                                                                                                       – Зимой бывает снег, а летом…
– Зимой бывает снегопад, а осенью…  
– Зимой катаются на санках, а летом…
– Зимой лепят снеговика, а летом…
– Зимой снег падает, а весной…
– Зимой насекомые прячутся, а весной…

6. Физминутка

Ты смотри, зима настала!

Снега выпало немало.

Ну, скорей беги за мной,

Поиграй в снежки и … стой!

(Дети должны замереть в той позе, в которой их застал хлопок взрослого)

7. Рассматривание картины

- А сейчас, я предлагая вам рассмотреть картину (выставляется картина “Зима. Прогулка в лесу”).                                                                                                                                                        - Скажите, как можно её назвать?                                                                                                                  - Давайте рассмотрим эту картину.                                                                                                                                  - Скажите, что на ней изображено?

(Дети детализируют изображение картины)

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам объединить наши предложения в небольшой рассказ по содержанию картины. Рассказ должен быть небольшим, и обязательно законченным.

(Дети составляют рассказы)

8. Игра «Живая картина».

Дети перевоплощаются в героев картины, сопровождая действия словами.

(Оживление картины происходит под слова: раз, два, три, картина оживи)

9. Итог занятия.

- Сегодня в группе у нас проводится выставка картин. И я предлагаю поместить эту картину на нашу выставку. Вечером мы пригласим ребят из соседней группы и покажем нашу выставку.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий (детский сад)

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»

 План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Соста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж» в старшей группе

В этом конспекте я стараюсь расскрыть методику рассказывания по сюжетным картинам. Научить детей составлять самостоятель...

Занятие по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине "Ежи"

Занятие по развитию речи в старшей группеСоставление рассказа по картине "Ежи"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе .Развитие познавательных способностей и речи:"Обучение рассказыванию по картине "Белки".

Програмное содержание:1.Образовательные задачи:1)углублять представление о внешнем виде и образе жизни белок:тело покрыт...

Занятие по развитию связной речи Составление рассказа по картине «Зима» в подготовительной группе.

Занятие помогло решить задачи, связанные с овладением словарного запаса, правильным грамматическим оформлением связного ...