План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме:
Сто тысяч почему живут на белом свете…

Назарова Вероника Вячеславовна

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.

Активизация речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
sto_tysyach_pochemu_zhivut_na_belom_svete.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сто тысяч «почему» живут на белом свете…»

Цель:

Активизация речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Учить детей регулировать речевое дыхание;
  2. Знакомить детей с произведениями детского народного творчества – «мирилками»;
  3. Учить детей рассуждать, раскрывая в своих рассуждениях причинно-следственные отношения;
  4. Воспитывать у детей уважительное отношение к чужому мнению.

Оборудование и материалы:

Мультипликационный персонаж – кукла Маша; книга сказок; иллюстрации сказочных героев.

Предварительная работа:

Знакомство с «мирилками» (детский фольклор), слушание песни - Сто тысяч «почему», отгадывание, загадывание загадок.

Ход занятия.

Воспитатель: У нас в гостях Маша, пришла она за помощью, у нее очень много вопросов «почему?». Поможем девочке. (ответы детей)

Сначала мы с вами проведем разминку.

  1. Речевая разминка
  1. Игра – упражнение «Врасти в землю» на отработку позы уверенного в себе человека.
  2. Упражнения на отработку речевого дыхания путем проигрывания следующих ситуаций:
  1. Раздуть огонь в потухающем костре;
  2. Подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

(спросить детей, каким при этом будет выдох.)

  1. Рассказывание скороговорки с постепенным увеличением темпа (упражнение «Язычок побежал…»): «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел» или «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».
  1. Вступительное слово воспитателя. (знакомство с мирилками)

Воспитатель: Дети, как вы миритесь после ссоры? (ответы детей) Издавна дети мирились друг с другом с помощью специальных слов – «мирилок». Свое название мирилки получили от слова «мир» - мириться. Это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

Давайте поиграем с Машей в мирилки:

Мирись, мирись, мирись,

Больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

Мирись, мирись, мирись,

Больше не дерись.

Чаю напьемся,

Опять подеремся.

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

И я больше не дерусь.

Ну а если подеруся,

В грязной луже окажуся.        

(Маша и один ребенок, держатся за мизинцы и воспитанник произносит мирилку)

  1. Дидактическая игра «Почему и Потому».

Воспитатель: Жили – были два братца – Почему и Потому. Почему всегда задавал вопросы, а Потому думал и отвечал на них.

(педагог предлагает детям поиграть в эту игру, он берет на себя роль братца Почему, а дети выступают в роли братца Потому)

Вопросы братца Почему.

  1. Почему птицы могут летать?
  2. Почему летом идет дождь, а зимой – снег?
  3. Почему не падает муха с потолка?
  4. Почему я там в зеркале, когда я здесь?
  5. Почему медведь может всю зиму спать и не просыпаться? (и т.д.)
  1. Беседа – диалог «Сто тысяч «почему» живут на белом свете»

Сто тысяч «почему» живут на белом свете,

Сто тысяч «почему» гуляют по планете…

- Маша ты слышала такую песенку?

А вы, ребята, слышали эту песенку? Действительно, очень много вокруг «почему». Послушай Маша:

- Есть загадочные «почему»: почему рыбы живут в воде?

- Есть сердитые «почему»: почему ты не убрал игрушки?

- Есть внимательные «почему»: почему ты такой сегодня грустный?

- Есть и такие, которые вызывают на спор: почему ты думаешь, что я сказала неправду? (дети приводят свои примеры таких разных «почему»)

Вот какие разные «почему» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать – нелегко.

Педагог своими вопросами вызывает детей на активный диалог:

  1. Почему нелегко отвечать на вопросы?
  2. Почему в мире так много «почему»?
  3. Что произойдет с человеком, если он перестанет спрашивать: «Почему?»

Давайте вместе с Машей отдохнем.

Физкультминутка «Зарядка».

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

  1. «Путешествие по сказкам», или «В гостях у сказочных “почему”»

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным «почему». Именно в сказках живет так много «почему». Хотите в этом убедиться? Тогда отправляемся в путешествие по сказочной стране.

(Педагог открывает книгу сказок, называет знакомую сказку и задает детям вопрос. Дети думают, рассуждают, отвечают на вопросы.)

Вопрос

Это «почему» пришло из сказки «Снегурочка»: почему Снегурочку так назвали?

Рассуждение

Снегурочку так назвали потому, что дед и баба слепили ее из снега.

Примерные вопросы для рассуждения детей:

  1. Почему Незнайку так назвали?
  2. Почему Дюймовочка убежала от старой мыши и крота?
  3. Как Коту в Сапогах удалось помочь своему хозяину?
  4. Почему в мультфильме «Ну, погоди!» большой и сильный Волк никак не может справиться с маленьким и слабым Зайцем?
  5. Почему Колобку не удалось уйти от Лисы?

Итог занятия.

Друзья мои, о чем мы сегодня говорили?

(ответы детей)

Для чего нужны слова «почему»?

Занятие окончено.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»

Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображе...

Конспект занятия по развитию речи "Желтые комочки живут у мамы Квочки" 2 мл. гр.

Занятие включает в себя артикуляционные упражнения, чистоговорки на звук "Ц", работу по карточкам, сюрпризные моменты....

лучше мамочки на свете нет

дать представление детям о том, что у всех есть мамы.Воспитывать добрые и нежные чувства к своей маме, уважение, чуткост...

Нет края прекрасней на свете

Данные стихи о временах года  расчитаны  для заучивания детей любого возраста. Их можно исользовать как на утр...

Тема: "Всем на свете нужен дом"

  Программное содержание: Уточнить артикуляцию звуков  (Д – Дь). Познакомить детей с буквой «Д»,  за...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательны...

Комплексное занятие "Есть на свете чудеса"

Програмное содержание:Закреплять умение детей разыгрывать с помощью воспитателя знакомую сказку, понимать содержание раз...

Практико-ориентированный краткосрочный внутренний групповой проект для детей 5-6 лет с ОНР "Где живут витамины"

 Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания о витаминах, правильн...

Конспект занятия по развитию речи с использованием модельных схем на тему: Осенние плоды. (Игра «Что? Где? Когда?)

Возрастная группа: подготовительная.Программное содержание:Обучать детей рассказыванию с опорой на  наглядность.Рас...