План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме:
Веселые матрешки

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
veselye_matreshki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию дошкольников

«Веселые матрешки»

(подготовительная группа)

Составила:

Старший воспитатель

Дисюк М.И.

С. Мельниково 2011

Конспект занятия:

«Веселые  матрешки»

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством –  русскими  матрешками.

Задачи:

Образовательные:  Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской  матрешек, учить рисовать  характерные элементы Загорской росписи.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

Воспитательные:  воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Наглядный материал и оборудование: 

1. Компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, колонки.

2. Презентация “Матрешки”.

2. Раскраски  с силуэтом Загорской матрешки, гуашь, кисть, салфетки на каждого ребенка

3.Иллюстрации с элементами росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской  матрешек.

Предварительная работа:

Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.

Ход занятия

1. Организационный момент (слайд презентации № 1)

- Добрый день, ребята. Я рада  приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

2. Сообщение темы занятия.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

(Слайд презентации № 2)

Загадка:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка

                   (матрешка)

- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и нарисуем ее.

-Послушайте считалку о матрешках  (слайд презентации № 3)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Мила- три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять, нас не трудно сосчитать!

3. Объяснение нового материала.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Посмотрите,  какие они яркие и нарядные!  Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

(Ответы и предположения детей)

- А на самом деле все было так… (Слайд презентации № 4)

      Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькие игрушки-куколки старца Фукурума и деревянных Кокэси,  внутри которых оказались еще не сколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкла дывались одна в другую. Ее создателями были: токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин (слайд презентации № 5). Она была одета в сарафан, а в руках  держала петуха.

      По форме они напо минали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платоч ки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками. (слайд презентации  № 6)

      Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой - в Сергиевом Посаде, и около Новго рода - в селе Семенове и недалеко от города Мурома - в Полхов-Майдане.

- Интересно, а как же рождается матрешка?

     Сначала мастер точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает, совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...  Когда готовы все заготовки, мастер приступает к следующему:

 

  Особенности изготовления и этапы росписи матрешки: (Слайды презентации № 7,8)

  1. Шлифовка заготовки
  2. Нанесение клея
  3. Клеение потали
  4. Прорисовывание фона
  5. Прорисовывание деталей
  6. Окончательная обводка
  7. Лакировка

 4. Физкультминутка.  (слайд презентации № 9)

(Читается нараспев с движениями)

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
\Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.

5. Представление матрешек

Матрёшки из Загорска  (Слайд презентации 10)

Я матрешка из Загорска.

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

 На голове  у  Загорских матрёшек разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

Матрёшка семёновская (Слайд презентации № 11)

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

    Украшает Семёновскую матрёшку  большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.  Платок чаще  желтым цветом.

  

Матрёшки из Полхов -  Майдана (Слайд презентации  № 12 )

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

        Есть такое село в Нижегородской области.  Голова у Полхов -  Майданской  матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый.  Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

6. Подвижная игра

Воспитатель: 

Хотите поиграть немножко?

Нарядись тогда матрешкой!

(слайд презентации № 13)

Проводится игра «Нарядись матрешкой».

На двух стульчиках лежат сарафаны, косыночки. В игре участвуют два ребенка. По сигналу они начинают одеваться. Кто сделает это быстрее и аккуратнее, тот и победитель. По желанию детей игру можно повторить несколько раз.

7. Дидактическая игра: «Собери матрешку»

Цель:  учить совмещать детали, находить отличительные черты  каждой из росписей (слайд презентации № 14)

Беседа: 

1.Покажите Семёновскую, Полхов-Майданскую и Загорскую матрёшки.

2.Какого цвета платок, кофта и сарафан у Загорской матрёшки?

3.Что держит в руке Семёновская матрёшка?

4.Какой узор украшает край  платка Семёновской матрёшки?

5.Что изображено на фартуке Полхов – Майданской  матрёшки?

       

8. Подготовка к выполнению росписи загорской матрёшки.

-Ребята, к нам пришла матрешка, а мастер успел нарисовать только контуры. Давайте послушаем, что скажет матрешка (слайд презентации № 15)

     Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки.

Завитки, листочки,

Маленькие точки.

Постараемся немножко —

Станет радостной матрешка!

      Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами.

     

 (Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек)

9. Оформление выставки рисунков детей.

- Давайте придумаем название нашей выставки (например,  «Весёлый хоровод»).

Очень яркие, веселые матрешки получились у нас! Давайте составим им компанию и дружно попляшем (слайд презентации № 16) 

Дети исполняют свободную пляску под русскую народную мелодию.

(Слайд презентации № 17)

Наша  русская матрёшка

Не стареет  сотню лет.

В  красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

10. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

       Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ребенок может дать имя своей матрешке.

- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.

(Ответы и рассказы детей)

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Занятие окончено.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

конспект занятия по рисованию "Мы веселые матрешки"

конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшего возраста "Мы веселые матрешки"...

"Веселые матрешки"

План-конспект занятия по ИЗО во второй младшей группе...

Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»

Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из ...

Конспект занятия по рисованию "Веселые матрешки"

Конспект занятия по рисованию в средней группе...

Веселые матрешки

Презентация для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей 3-4 лет.Тема: "Нарядные матрешки"

ЦельПознакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой -матрешкой. Развивать творческую фантазию детей,...

Занятие по рисованию в средней группе "Матрёшки танцуют"

Занятие по рисования в средней группе. По Г.Швайко...

Театр игрушек "Весёлые матрёшки"

Эта деятельность очень легка в организации и нравится детям....

Конспект занятия "Веселые матрешки"

Програмное содержание: Дать детям знания о русской матрёшке. Прививать любовь к русской культуре и русским традициям. У...

Занятие по рисованию "Веселые ладошки"

познакомить детей с нетрадиционой техникой рисования (ладонью), учить самостоятельно при думывать композицию рисунка....