ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
методическая разработка по теме

Амирова Милена Альбертовна

 

 
Зачастую педагоги ошибочно используют понятия "личностный подход", "индивидуальный подход", "дифференцированный подход" как синонимы. Уточним сущность указанных понятий.
"Личностный подход" в педагогике утверждает представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.  Личностный подход означает ориентацию на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
"Индивидуальный подход" – это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Понятие "дифференцированный подход" подразумевает целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. Дифференцированный подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий учащихся.
 
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой в современной педагогике и психологии. Сегодня признана невозможность развития субъектности ребенка в условиях авторитарно-фронтального педагогического воздействия на воспитанников, которое в традиционных системах обучения продолжает доминировать. До сих пор определенные стереотипы сознания педагогов и отдельные тенденции образовательной практики не ориентируют их на индивидуальный подход к ребенку. Причиной сложившейся ситуации является то, что на сегодняшний день число специальных исследований, определяющих принципы и условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода к детям, незначительно.
Рассмотрим данную проблему в контексте истории педагогики. Оказывается, еще Марк Фабий Квинтилиан отмечал, что наставник должен прежде всего узнать свойства ума и характер своих учеников и только после этого он сможет понять, как лучше всего "обходиться" с ними.
В трудах педагогов-гуманистов (Я.Корчака, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др.) сам термин "воспитание" рассматривался с позиций развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Уже в педагогической системе Я.А. Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский так же считал, что в основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Он писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям. В то же время К.Д. Ушинский высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того  чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. Вместе с тем она предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.
Революционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов ставили вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков.
Выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
Н.К. Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. "Советское воспитание, - писала она, - направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность,  всесторонне развить его личность, его индивидуальность". Н.К. Крупская говорила, что прежде всего необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. "… Есть целый ряд способностей, которые нужны для громадного числа профессий, например, зрительная память, глазомер, развитое чувство осязания, умение координировать свои движения…".
А.С. Макаренко пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее "коррективы" в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые "запутанные узлы". Этим термином А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям.
Проблема индивидуального подхода к детям получила развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Сам термин "воспитание" В.А. Сухомлинский рассматривал именно с этих позиций. "Воспитание, - писал он, - это прежде всего человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания".
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других отечественных педагогов. Е.А. Аркин развивал проблему индивидуального подхода к дошкольникам в физическом воспитании, Р.И. Жуковская – в игровой деятельности, А.П. Усова – в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В работах Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной рассматриваются методы и приемы индивидуального подхода к детям при развитии их творческих способностей и дарований.
Однако М.Д. Маханева отмечает, что в названных трудах акцентировалась роль способностей, потребностей и интересов ребенка как основание для осуществления индивидуального подхода, но в них отсутствовали условия, принципы и технологии его реализации.
Единственным исследованием на эту тему явилась работа Я.И. Ковальчук "Индивидуальный подход в воспитании ребенка". В ней отмечалось, что в теории современной педагогики индивидуальный подход рассматривается как широкий принцип, предполагающий обучение и воспитание коллектива детей, осуществляемое посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом знания его особенностей и условий жизни. Подчеркивается, что индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, "если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения; определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всем детьми".
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Отечественные психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности, придавая существенное значение внутренним индивидуальным предпосылкам психологических свойств, предполагающих успех в любой деятельности. Однако в политической и социокультурной ситуации дореформенного периода научное богатство отечественной психологической школы не могло быть востребовано и реализовано в полной мере. Кроме того, хотя и подчеркивались основания для реализации индивидуального подхода к ребенку, не была разработана диагностика, позволяющая выполнить это.
 
Вышедшая в 1989 г. "Концепция дошкольного воспитания", которая положила начало реформе дошкольного образования, и последовавшие за ней документы Министерства образования РФ построены именно на основе достижений отечественной психологии. В них подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на ее основе могут осуществлять полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
В "Рекомендациях по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ" указывается: "Программы должны предусматривать возможность индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности".
В работе "Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания" Н. Михайленко и Н. Короткова выделили четыре направления повышения эффективности и гуманизации педагогического процесса в детском саду:
- изменение формы общения с детьми - от авторитарного воздействия к общению, учитывающему личностное своеобразие каждого ребенка;
- обновление формы и содержания обучающих занятий – от фронтальных к работе с небольшими подгруппами детей;
- сокращение общего числа занятий за счет отбора наиболее эффективного материала;
- преобразование предметной среды в целях обеспечения самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Реформа открыла новые возможности для изучения лучших достижений мирового опыта в области дошкольного образования с целью их реализации в дошкольных учреждениях России. Анализ деятельности детских садов в странах с развитыми демократическими традициями – Германии, Голландии, Норвегии, США, Финляндии, Швеции – свидетельствует о том, что индивидуальный подход выступает важнейшим ориентиром педагогической деятельности.
Вальдорфская педагогика выстраивает обучение и воспитание в соответствии с актуальными потребностями индивидуального развития детей, поэтому для каждого ребенка составляется своя программа.
 Широко известная из истории педагогики система М. Монтессори фактически полностью опирается на принципы индивидуального подхода педагога к ребенку. В ней решающее значение отводится специально организованной среде, в которой ребенок действует самостоятельно. При этом индивидуальный подход реализуется на основе анализа возможностей и достижений каждого ребенка и подбора для него системы заданий (в определенной последовательности). Именно поэтому в России на первых этапах реформы дошкольного образования, когда новые программы и методики не были составлены, прогрессивные педагоги обратились к педагогической системе М. Монтессори, позволяющей непосредственно выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка, используя для этого соответствующий арсенал педагогических средств – заданий разной степени сложности.
Сейчас существуют разработки отечественных педагогов в этом же направлении, например "проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка", предполагающее персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании (Н.В. Смирнова, Н.А. Рофаль).
Изучение позитивного международного опыта и освоение в российской практике прогрессивных зарубежных технологий, безусловно, вносит позитивный вклад в развитие реформы образования в нашей стране, раскрепощая и обогащая профессиональное сознание педагогов.
Таким образом, анализ исследований, в которых проблема индивидуального подхода к ребенку рассматривалась в разные исторические периоды как отечественными, так и зарубежными учеными, позволил выделить аспекты ее решения:
- создание развивающей среды;
- необходимость распознания индивидуальных особенностей ребенка;
- акцент на его потребности, склонности, способности, интересы, темп развития и др.
 
В разных видах деятельности индивидуальный подход имеет свою специфику.
В теории и методике физического воспитания понятие "индивидуальный подход" характеризуется как широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и развития способностей занимающихся.
Вместе с тем в условиях существующей системы воспитания и обучения осуществление данного принципа возможно только на основе систематизации и группировки особенностей детей. Поэтому в педагогике наряду с понятием "индивидуальный подход" существует понятие "дифференцированный подход". Оно представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение, различное по сложности, методам и приемам работы.
В физическом воспитании дошкольников критериями создания таких групп выступают разные показатели:
- состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
- уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
- уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
Установление нескольких подгрупп (двух-трех) дает возможность педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы. А это, в свою очередь, позволит более эффективно решать задачи развивающего обучения каждого дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей.
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
Гребенюк,О.С. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя дет. сада / Я.И. Ковальчук. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2005. – 57 с. – (Библиотека руководителя ДОУ). – ISBN 5-89144-565-4.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
Рофаль, Н.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка / Н.А. Рофаль // Справочник старшего воспитателя. – 2009. - №9. – С. 6-12.
Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет ( с учетом уровня двигательной активности): пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова. – М: Просвещение, 2005. – 141 с.: ил. – (Дошкольный мир). – ISBN 5-09-013724-2.
Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для учащихся пед. колледжей и училищ / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место родителей в системе физического воспитания дошкольников.

Краткая консультация для родителей на тему: физкультуры и спорта....

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха...

ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель данной работы   показать использование туризма в работе с дошкольниками детском саду и  раскрыть, как он  способствует повышению физической, функциональной подготовленности и ...

Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей.

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движе...

Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников

Сборник "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи". Статья "Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников" стр. 262...

Координационные способности в системе физического воспитания дошкольников

Статья в сборнике "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" выпуск 9...

Статья "Модернизация системы физического воспитания дошкольников"

С каждым годом все больше внимания уделяется здоровому образу жизни, развитию физической культуры и спорта в РФ. В данной статье рассказывается о нормативных документах, на которые стоит обратить вним...