Консультация для педагогов по взаимодействию с семьей в рамках ФГОС
консультация по теме

 

В настоящее время дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный момент. Поводом всему послужил новый документ об образовании ФГОСТ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества, которые особенно ярко проявляются в изменении ценностного отношения к индивидуальной и социальной составляющим личности ребенка. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличии от недалекого прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения. Но вместе с тем основные характеристики системы дошкольного образования остались прежними, не предусматривающими практического решения данного вопроса.

Развитие дошкольника осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах - семье и учреждениях различных форм общественного дошкольного образования. Поэтому снять проблему поможет взаимодействие семьи и детского сада.

Современное общество подразумевает отсутствие необходимости в производственной консолидации, перемещение людей, что ограничивает частоту встреч между родственниками и предопределяет ряд других изменений, таких как естественных следствий экономических изменений. Вследствие чего в обществе появляются структуры, призванные компенсировать изоляцию и индивидуализацию семьи, осуществляющую физическую защиту лиц, материальную помощь и ряд других действий, которые обеспечивались прежде семейным объединением. К примеру, одной из структур является детский сад. Так в недалеком прошлом каждое из многонациональных поколений вносило специфический вклад   в воспитание и образование детей, частые встречи с многочисленными родственниками их традиции, национальные культуры, устои.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vzimodeystvie_s_semey.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пилипчук Анна Алексеевна, старший воспитатель, I  кв.к., МБДОУ «Детский сад «Машенька» города Абакана.

Консультация

Тема: «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

В настоящее время дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный момент. Поводом всему послужил новый документ об образовании ФГОСТ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества, которые особенно ярко проявляются в изменении ценностного отношения к индивидуальной и социальной составляющим личности ребенка. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличии от недалекого прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения. Но вместе с тем основные характеристики системы дошкольного образования остались прежними, не предусматривающими практического решения данного вопроса.

Развитие дошкольника осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах - семье и учреждениях различных форм общественного дошкольного образования. Поэтому снять проблему поможет взаимодействие семьи и детского сада.

Современное общество подразумевает отсутствие необходимости в производственной консолидации, перемещение людей, что ограничивает частоту встреч между родственниками и предопределяет ряд других изменений, таких как естественных следствий экономических изменений. Вследствие чего в обществе появляются структуры, призванные компенсировать изоляцию и индивидуализацию семьи, осуществляющую физическую защиту лиц, материальную помощь и ряд других действий, которые обеспечивались прежде семейным объединением. К примеру, одной из структур является детский сад. Так в недалеком прошлом каждое из многонациональных поколений вносило специфический вклад   в воспитание и образование детей, частые встречи с многочисленными родственниками их традиции, национальные культуры, устои.

Существенным фактором являлась и жесткая детерминированность социализации и образования детей, определяемая общими экономическими задачами семейного объединения. Вследствие чего, семейная общность   была в состоянии полноценно решать задачи воспитания и образования детей дошкольного возраста, что отражало потребности общества и социально- экономические задачи. Все это позволяло воспитанию духовного, культурного ребенка.

Это академическая модель воспитания и образования и носила характер - культуры полезности.  Предложить педагогам составить схему характеристик культуры полезности:  

  • учебно-дисциплинарная модель унифицированного образования;
  • подготовка к школе;
  • ребенка оценивают;
  • ребенка подгоняют под программу.

Цели дошкольного образования в указанный исторический период были последовательными и логичным отражением принципов государственного устройства.

Дошкольное образование представляло собой «зеркало», со всеми характерными чертами и доминировало относительно образования в семье. Массовое образование совпадало с материальными и духовными целями общества и ориентировано на то, чтобы развивать ребенка в «чистой культуре» детского сада.

Например, отношение педагогов к сюжетной игре, которое заключалось лишь с точки зрения содержания, а не развития. 

В большинстве случаев сотрудничество сводится к мероприятиям формального характера, эпизодическому участию родителей в субботниках, на праздниках, материальной помощи и др. После смены социально-политического строя система дошкольного образования оказалась в сложном положении. Приобрела статус условно общедоступной за счет государственных дотаций. Идея – достижение общественного блага - стала во многом эфемерной.

Приоритетным направлением социализации детей, сменилось стремлением к противоположному – индивидуализации. Впервые было признано развитие субъективности ребенка, индивидуальности. Каждый родитель, передавая ребенка в детский сад, представлял понятие «развитие ребенка» по-своему. Педагог не в состоянии был учесть индивидуальные интересы всех детей группы.

Вся система нуждалась в дополнительном притоке средств извне, таких как более совершенные дидактические методы и приемы, увеличение числа воспитателей и повышение уровня образования, рационально организованная предметная среда и многое другое. Еще один не мало значимый потенциал, это целенаправленные образовательные усилия самих родителей, осуществляемые в рамках семейного воспитания. В результате уникальная система отечественного дошкольного образования утратила полезность и во многом потеряла свой внутренний смысл, не только для государства, но и для граждан. В Законе предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье.

В статье. 44 Закона «Об образовании» впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает необходимость по новому взглянуть и на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства. «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

  Современная семья по ряду объективных причин нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей, в помощи специалистов.

В результате в психическом развитии детей могут отмечаться отклонения.

  • органические или функциональные нарушения,
  • дефицит общения в семье, следствие чего снижаются эмоциональные контакты, чрезмерная тревога, неверие в способность быть самостоятельным, завышенные требования к ребенку.

Таким образом, своевременная коррекция детско-родительских отношений при условии тесного взаимодействия детей, родителей и педагогов позволяет решить эту проблему.

Итак, Закон «Об образовании» подразумевает наличие профессиональной поддержки родителей со стороны педагогов и психологов, использовать труд высококвалифицированных педагогов, рационально организовать предметно-пространственную среду и многое другое.

Большинство родителей заинтересованы в их развитии, но они не в состоянии сформулировать цели дошкольного образования и способствовать осознанию данного вопроса, различная разъяснительная работа в форме лекций, семинаров является малоэффективной. Есть предположения, что наиболее эффективным средством является практическая образовательная деятельность. Чем больших успехов станет достигать ребенок, тем активнее и заинтересованнее будет действовать взрослый. Следовательно, наиболее существенными характеристиками дидактической системы, предназначенной для семейного воспитания, являются:

  • непосредственная связь с образовательной программой детского сада;
  • охват всех культурных практик,( ответы педагогов)

        Сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.                        

  • возможность партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.
  • возможным дефицитом времени у родителей и отсутствия у них специального образования.

В связи с этим подразумеваем личностно-ориентированную модель вариативного образования, и несет характер культура достоинства.

Предложить педагогам выстроить принципы культуры достоинства:

  • поддержка разнообразия личности подготовка к решению нестандартных программ.
  • программа создается с учетом мотивов и способностей.
  • ребенка ценят.
  • социализация и индивидуализация.

Представители обоих социальных институтов слишком долго действовали порознь, чтобы можно было рассчитывать на взаимопонимание. Деятельность взрослых в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка. Увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствуют интерактивные методики взаимодействия с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках ФГОС ДО"

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а...

Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...

Консультация для педагогов по теме: «Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания, воплощения образа, побуждает его к соз...

Консультация для педагогов «Формы взаимодействия ДОО и семьи: традиционные, не традиционные в соответствие с ФГОС ДО»

Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об у...

Взаимодействие в системе педагог ребенок семья в рамках ФГОС ДО

Сообщение для педагогов из опыта работы с родителями...

Консультация для педагогов «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в...

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...