Главные вкладки

    Консультация на тему:
    доклад на тему Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения

    Сат Туяна Сергеевна

    Обученеие детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях, проблемы и пути решения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения»

            Русский язык  является основным языком педагогического общения на всех ступенях образовательной системы. Чтобы быть интегрированным в общий  воспитательно – образовательный процесс, ребенок должен владеть русским языком.

    Актуальность темы:

    «Языка – это путь цивилизации и культуры. Именно изучение русского языка  стала не праздным делом

    Русский язык  является основным языком педагогического общения на всех ступенях образовательной системы. Чтобы быть интегрированным в общий  воспитательно – образовательный процесс, ребенок должен владеть русским языком.

    Есть отдельные дошкольные учреждения, с национально-региональным компонентом образования  но и они, как правило, большую часть занятий проводят на русском языке.

    Для современной ситуации дошкольного воспитания в Туве. Жизненно важным стал вопрос включения детей с родным языком в нормальную жизнь образовательного учреждения. Дети должны усваивать русский язык, но одновременно и поддерживать свой родной, т.е. становиться билингвами (двуязычными)

    Нам педагогам уже давно приходится практически решать проблемы координации двух  языков в учебно-воспитательном процессе. Если ребенок не владеет русским или владеет им недостаточно, он действует не обдумано, подражает другим, не понимает всего, о чем говорит педагог. В результате оказывается неусвоенным учебный материал, а ребенок не получает полноценного развития, адекватного его возрасту. Перед воспитателями детских садов встала задача не только готовить таких детей к школе, но и строить занятие с учетом того, что не все дети усвоят  его полностью . Приходится адаптировать свою речь к более низкому уровню понимания, менять методику преподавания, делая ее более доступной для той части группы, которая не владеет русским языком в достаточной степени.

    Это явствует природы раннего билингвизма (двуязычия), поскольку овладение речью неразрывно связано с интеллектом и изучением окружающего мира, со всем поведением человека. От того, как складывается языковая судьба ребенка, зависит структура его личности, самосознание, возможности получения образования и профессиональная жизнь.

           Психологами и методистами по обучению  русскому, и иностранному языкам, как Е.И Негнивицкая, В.С Мухина,  Н.Д.Гальскова и др., давно установлено, что дети в дошкольном возрасте лучше усваивают второй язык, чем в следующие годы.

    К 5-6 летнему возрасту дети в основном усваивают систему родного зыка. Это наиболее благоприятный период для обучения языкам.

    Этот возраст отмечается сензитивностью (восприимчивостью к обучению). Гибкость речевого аппарата, активная память, повышенная восприимчивость к языку, способность к подражанию дают им возможность быстро усвоить второй язык.

    «Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям,- это твердо установленный факт»

        Между тем обучение второму (русскому) языку в дошкольном возрасте имеет свои трудности. Они заключаются в том, что дети к старшему возрасту имеют довольно ярко выраженные индивидуальные особенности, обусловленные, в частности, неодинаковостью жизненного опыта, разными возможностями и условиями общения и получения информации средствами изучаемого языка.

    У дошкольников могут возникать личностные психологические барьеры в связи с непривычными звуками иноязычной речи, незнакомыми для детей словами и фразами.

     

    Одним из важных аспектов обучения и воспитания детей, подготовки к обучению в школе является приобщение их к изучению русского языка. Основной формой обучения  русскому языку в МДОУ д/с «Дюймовочка»  является специально организованное занятие. И главная цель наших занятий – вызвать у детей активность, стимулировать разговорную речь, добиваться правильной русской речи. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.

        Занятия по обучению русскому языку ведутся в  ДОУ в двух группах: в старшей и подготовительной к школе группе. Общее количество детей, изучающих русский язык -   - 50 человек.

       В старшей и подготовительной к школе  группе проводятся 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в традиционной, комплексной,  а также  в интегрированной форме.

          Основной целью проведения занятий по русскому языку  в этих группах является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. Задачи обучения русскому языку в ДОУ состоят в следующем:

    -  формировать устойчивый интерес и положительное отношение к изучению русского языка, желание овладеть им;

    - добиться , чтобы дети овладели лексическим объемом, предусмотренным в словарном минимуме; способствовать эффективному запоминанию новых слов, их активизации, используя различные игровые ситуации и упражнения;

    - учить детей самостоятельно строить фразы для описания различных ситуаций; создавать условия для максимального использования самостоятельной связной речи детей на русском языке;

    - воспитывать у детей патриотические и интернациональные чувства, расширять кругозор детей по мере изучения новых слов; через учебный материал осуществлять нравственное воспитание, интеллектуальное воспитание.

            В ДОУ применяются методические пособия по обучению детей русскому языку:

    - А.П.Величук, Е.А.Бажанова «Русский язык  в старших группах национальных садов РСФСР» рекомендовано Министерством Просвещения РСФСР в  1987 году.

    - Ф.М. Бартан «Программа по русскому языку» для старшей и подготовительной  тувинских групп ДОУ

    - «Технология обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждениях»  под редакцией Ф.М.Бартан;

    - по познавательному развитию:

    - «Окружающий мир. Хурээлел» Н.И.Деменковой.

    Структура занятий строится следующим образом:

    - организационный момент;

    - лексика – закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики. Обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность.

    - фонетика – артикуляция звуков русского языка, произношение в русских словах, игры и упражнения на закрепление звуков. Здесь основное внимание уделяется тому, что мы должны стараться, чтобы ребенок научился слышать звук – прислушивался к звуку, а затем – услышал этот звук (найти местоположение звука – в начале – середине, - в конце слова);

    - связная речь -  рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях  личных жизни, пересказ произведений; - грамматика – игры и упражнений на усвоение грамматических форм (род, число и падеж) русского языка;

    - игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок, рассказывание сказок и т.д.

          Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях  соответствующими наглядными примерами – показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т.д. Чтобы русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух, но и осязание (потрогать предмет), обоняние (понюхать, попробовать на вкус).

       Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми. Применение на занятиях мультимедийного  оборудования и показ изображений делает занятие живым и интересным.

         Основная проблема – обучение грамматике. Здесь дети в силу своей языковой среды, испытывают определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Очень хороший метод по освоению грамматики и лексики – драматизация русских сказок. Особенно если в младших группах, где есть повторы. Например, «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.

          Работу по обучению русскому языку проводим и в свободное время с целью: продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять умение и навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях: проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.

                                                 В работе с родителями

     Работа с  родителями проводится  в форме родительских собраний, консультаций, мастер – классов. Тематических недель. Открытых показов просмотров. Родители принимают активное участие в подготовке праздников, различных мероприятий. Для родителей оформлены родительские уголки, где имеется информация по интересующим вопросам обучения русскому  языку.        

    Работа с  учителем - логопедом

    Проблема заключается и в том, что в последнее время очень много детей с нарушением речи. Одновременно ведется работа с учителем – логопедом над правильным произношением звуков, идет тесная работа по постановке звука, его автоматизация в слогах, словах и предложениях.

                                            Работа с социумом

     

         Также проводится работа по преемственности с начальной школой. Каждый год проводится неделя открытых дверей для учителей начальных классов.  Им предоставляется возможность просмотра открытых занятий с последующим обсуждением., а также предоставляется возможность присутствовать  на режимных моментах, досугах и развлечениях.

       8 ноября 2013 года провели совместную работу с Хову – Аксынской начальной школой. Учитель высшей категории. Учитель русского языка и литературы Монгуш Екатерина Михайловна провела на базе нашего сада мастер – класс на тему: «Люби и знай русский язык!» в рамках проведения года Русского языка в Республике Тыва. 23 декабря 2013 года также проведен мастер – класс на тему: «Проектная деятельность», где со своими проектами выступили ее ученики. Также была оказана методическая помощь «Проектная работа  в детском саду»

    МБУ УО Чеди – Хольского кожууна

    МБДОУ детский сад «Дюймовочка» с.Хову – Аксы Чеди – Хольского кожууна

    Доклад на тему:

    «Обучение детей русскому языку:

    проблемы и пути решения»

    Подготовила воспитатель старшей группы: Сат Т.С.

                               Хову – Аксы - 2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: «Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок».

    Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок....

    статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...

    "Проектная деятельность в ДОУ. Проблемы и пути решения"

    Проектная деятельность в детском саду. Этапы формирования. Актуальные проблемы возникающие при реализации проеков в ДОУ. Пример годового проекта "Дивный остров, чудный сад" с вовлечением территории де...

    План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»

    План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку  Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа   через устное творч...

    Доклад на тему: "Обучение дошкольников решению арифметических задач"

    В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

    Семинар "Ребёнок на пороге школы: проблемы и пути решения"

    Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»...