Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
проект на тему

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_obzh_doroga_k_zdorovyu.doc590 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 25

Проект по ОБЖ

 « Дорога к  здоровью»

        

Разработала:

воспитатель

Пискарева А.А.

                                г. Липецк

2014 г.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения жизни и здоровья детей с учетом физических и психологических особенностей детей среднего и старшего возраста, определяет основные направления, задачи. План действий и реализации их в течение 4 лет.

Актуальность

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 5 детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с предметами домашнего быта приводят к гибели детей.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно- воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника.

Цели и задачи проекта:

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
  • формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
  • подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;
  • помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении.

Участники  проекта:

  • Воспитатели
  • дети
  • родители

 Отношения  участников воспитательно-образовательного  процесса строятся на  основе сотрудничества и уважения.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение»
  2. Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника
  3. Снижение уровня заболеваемости
  4. Старший дошкольник должен:
  • знать как общаться с незнакомыми людьми
  • иметь навыки обращения с опасными предметами в быту
  • различать добро и зло, бороться со страхами
  • соблюдать осторожность поведения  в природе, на улице, на дороге, во дворе
  • уметь правильно оценивать обстановку в опасных жизненных ситуациях дома и на улице
  • знать значения номеров телефона 01, 02, 03, 04

Формы и методы работы с детьми

  • Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
  • Игровая форма занятий
  • Ознакомление с художественной литературой
  • выставка рисунков и поделок
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Наглядная пропаганда
  • Утренники, викторины, КВН
  • Экскурсии, наблюдения
  • Самостоятельная детская деятельность
  • Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования

Работа воспитателя с родителями и воспитателями

  • Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
  • Анкетирование с родителями, сбор информаций
  • Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:

а) значение режима дня в жизни дошкольника

б) научим ребенка безопасному поведению на улице и дома

в) детские капризы и их предупреждение

г) закаливаем детский организм

д) вредные привычки взрослых, влияние их на здоровье детей

  • Встречи со специалистами: дискуссии (совместное обсуждение проблем)
  • Советы и рекомендации

Основные разделы проекта

  1. Ребенок и другие люди—формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  2. Ребенок и природа—развитие основ экологической культуры ребенка и формирование бережного отношения к природе.
  3. Ребенок дома—формирование умения правильно обращаться с  предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.
  4. Здоровье ребенка—формирование ценностей здорового образа жизни.
  5. Эмоциональное благополучие ребенка—сохранение физического и психического здоровья детей, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека.
  6. Ребенок на улице—проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Лечебно-оздоровительная работа

       

    Физические                                                          Гигиенические водные

    упражнения                                                          процедуры

Сон                                                                                                    Прогулка

                                                          Схема

                     лечебно-оздоровительных

  Витамины                              мероприятий

                                                                                    Активный

                                                                                                          отдых

Свето-воздушные

ванны

                                                             

                                                                Пропаганда

                                                                               ЗОЖ

Фитотерапия                                                           Музыкальная

                                                                                         терапия

                                         Профилактика

                                             гриппа

Лечебно-оздоровительная работа

Физические упражнения

  • утренняя гимнастика
  • физкультурно-оздоровительные занятия
  • игровой массаж
  • подвижные игры
  • пальчиковая гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • улучшение осанки, плоскостопия
  • спортивные игры
  • релаксация

Гигиенические водные процедуры

  • умывание
  • мытье рук
  • полоскание горла после еды кипяченой водой комнатной температуры

Свето-воздушные ванны

  • проветривание помещений
  • сон при открытой фрамуге
  • прогулки на свежем воздухе
  • воздушные ванны в облегченной одежде

Активный отдых

  • игры-забавы
  • дни здоровья
  • каникулы в саду
  • праздники и развлечения

Музыкальная терапия

  • музыкальное сопровождение режимных моментов

Пропаганда ЗОЖ

  • специальные занятия (ОБЖ)

Коррекция плоскостопия

  • хождение босиком по траве, по гальке, по песку, по асфальтированной дорожке (летом)
  • хождение босиком по ребристой дорожке и по следам из пуговиц

Физкультурно-оздоровительная работа

Лечебная                                            Нетрадиционные

 литература                                                занятия

                             

                           Физкультурные

                                   занятия

Использование                                             Традиционные                 нетрадиционного                                           занятия

оборудования                                        с использованием

                                                                       релаксации                                                                                

Занятия ОБЖ

для детей среднего дошкольного возраста

Раздел

Тематика занятий

Основные задачи

1

Ребенок и другие люди

1. Кто нас окружает

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними

2. Как себя вести с незнакомыми людьми

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»)

3. Когда ты дома один

Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения

4. Если тебя обидели

Объяснить детям, как важно доверять своих родным, и при необходимости рассказывав им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких

2

Ребенок и природа

5. Опасные растения

Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми

6. Маленький, да удаленький

Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы

7. Собака бывает кусачей

Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

8. Рядом вода

Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)

3

Ребенок

дома

9. Наши друзья и враги

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами

10. Другие опасности дома

Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными

11. Пожар — это страшное бедствие

Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара

4

Здоровье ребенка

12. Изучаем свой организм

Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необхо-димости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.)

13. Чтобы быть здоровым

Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности

14. Если ты заболел

Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью

15. Врачи — наши помощники

Расширять представления детей о профессии врача, учить осознанию воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять

16. О роли лекарств и витаминов

Познакомить детей в доступной форме с лечебными средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость лечения

5

Эмоциональное

благополучие ребенка

17. Ребята, давайте жить дружно

Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни

18. Всегда ли добрым быть приятно

Уточнить знания детей о доброте. Обратить их внимание на негативное явление в нашей жизни — попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости

19. Я не трус, но я

боюсь

Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их  отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными

20. И хорошее настроение не покинет больше нас

Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его

6

Ребенок на улице

21. Вот эта улица, вот этот дом

Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания

22. Мчатся по улице автомобили

Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека

23. Помнить обязан любой пешеход

Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни

24. Проезжая часть

Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей

25. Проходите, путь открыт

Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода

26. Если ты — пассажир

Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе

27. Где должны играть дети

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части

Перспективное планирование, занятия ОБЖ для детей старшего

дошкольного возраста

Раздел

Тематика занятий

Основные задачи

1

Ребенок и

другие люди

1. Опасные люди и кто защищает нас от них

Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми: (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции

2. Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними

Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях

3. Чем опасны малознакомые ребята

Объяснить детям, какие неприятности случается при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей

4. Если тебе угрожает опасность

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома

2

Ребенок и природа

5. Сигналы опасности природы

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности

6. Когда съедобное ядовитое

Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи

7. Контакты с животными могут быть опасными

Познакомить детей, чем опасны контакты с большими животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами

8. О пользе и вреде воды

Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде

3

Ребенок дома

9. Наши помощники и враги дома

Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими

10. Пожарная безопасность

Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы

11. Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения

Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04

4

Здоровье ребенка

12. Ценности здорового образа жизни

Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним

13. Поговорим о болезни

Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний

14. Изучаем свой организм

Продолжать изучать с детьми Устроение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем

15. Прислушиваемся к своему организму

Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым

16. Правила первой помощи. Уход за больными

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным

5

Эмоциональное благополучие ребенка

17. Конфликты и ссоры

Познакомить детей с понятиями «конфликт», «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие

18. Добро и зло

Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих

19. Страхи

Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать

20. Помоги себе сам

Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей с приемами АТ

6

Ребенок на улицах городах

21. Город и улицы

Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности»

22. Виды транспорта и спецмашины

Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом

23. Перекресток и движение

Дать детям представление о перспективе. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с милиционером-регулировщиком и ролью его на улице

24. Дорожные знаки

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам

25. Сигнализация

машин

Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена»

26. Правила поведения в транспорте

Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию

27. Сотрудники ГАИ

Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГАИ»

:

СУНДУЧОК «БАБУШКИНЫ РЕЦЕПТЫ»

НАРОДНАЯ АПТЕЧКА

Ушибы и синяки

Сырую   картофелину   разрезать   на   2, приложить к больному месту и потереть ушиб.

От кашля

Сок черной редьки с медом (по вкусу) употреблять при кашле (по 1-2 столовые ложки 3-4 раза в день).

При плохом аппетите

Аир болотный: 1 чайную ложку измельченного корня залить 2-3 стаканами горячей воды, кипятить 15 минут. Пить по 2 стакана 3 раза в день, слегка подсластив.

Ушная боль

При ушной боли с прострелом надо приступить к лечению немедленно, чтобы не началось осложнение.

Нагрейте кирпич или большой камень, заверните в тряпку и приложите к больному уху и держите в течение двух часов. При этом рекомендуется дать больному какие-либо снадобья, чтобы он потел, пока идет лечение.

Если боль в ухе или прострел - не следствие простуды, то надо прибегнуть к следующему превосходному средству, и притом сразу. Варить 100 г молока с семью неспелыми (зелеными) головками мака в течение сорока минут. Остудить, пока отвар не станет теплым. Взять пульверизатор и промыть ухо этой еще теплой жидкостью.

Лечение насморка

1.  Насыпать горчицы в носки и так ходить несколько дней.

2.  10-15 минут попарить ноги в тазу с горячей водой, а затем облить их холодной водой и сразу - в постель. К пяткам положить влажные горчичники, забинтовать их фланелью и надеть шерстяные носки.

3.  Втягивать воду поочередно одной и другой ноздрей, чтобы вода проходила в рот. Индийские йоги советуют: в 1 л обычной воды комнатной температуры развести 2 ч. л. соли. Втягивать эту воду через одну, а затем через другую ноздрю. Насморк проходит после первой процедуры.

4.  2-3 ст. л. ромашки залить стаканом кипятка, настоять под крышкой, укутать полотенцем на 20 минут, затем долить 3 ст. кипятка и дышать этой паровой ванночкой.

5.   1 ст. ложку мелко нарубленного лука добавить в чашку меда, размешать и эту смесь принимать по 1 ч. ложке 4 раза в день.

6. Ладонь левой руки положить на нос и лоб, а ладонь правой - на солнечное сплетение. Минут через 15 насморк у вас пройдет.

АРОМАТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Новые рецепты

Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто они бывают тесно связаны с определенными событиями. Наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Причем реакция эта, как правило, спонтанна. Даже спустя много лет запах матери, например, вызывает у нас знакомые с детства чувства тепла и защищенности. Это связано с тем, что, будучи малышами, мы познавали окружающий мир с помощью органов чувств.

Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав. Эфирные масла применяются очень широко. Но именно нашему чувству обоняния, которое тесно связано с эмоциональным состоянием, мы обязаны чудодейственной целительной и гармонизирующей силе ароматерапии.

Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она является и весьма реальной защитой от различных бактерий и вирусов. Ароматерапия укрепляет естественные силы организма, способствует решению множества задач по достижению здоровья и красоты. Она позволяет нам, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальо-ны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате.

Антипростудная смесь

Масло ромашки - 1 капля, масло мандарина - 2 капли, масло чайного дерева - 2 капли, масло тимьяна (чабреца) - 1 капля.

Праздник должен быть веселым и доставлять детям радость. Каждая мать хочет, чтобы праздник ее ребенка понравился и запомнился всем маленьким гостям. Помимо таких традиционных вещей, как веселое убранство комнаты, интересные игры и угощение, добиться этого вам помогут и средства ароматерапии.

Однако традиционные аромакурительницы для этого лучше не использовать - ведь кто-то из маленьких гостей может случайно опрокинуть лампу и вызвать тем самым пожар или полакомиться ее содержимым. Лучше применять все те же различные терракотовые или глиняные неглазурованные изделия.

Смеси, приведенные ниже, годятся для любых детских праздников и оказывают положительное воздействие на настроение детей. Помните одно - характер смеси должен соответствовать времени года. Например, весной и летом лучше использовать эфирные масла с ароматом свежести (цитрусовые, хвойные), а под Рождество или Новый год - более теплые (цветочные, пряные).

Детские праздничные смеси

1) Лимон - 3 капли, апельсин - 2 капли, ромашка - 2 капли.

2) Лаванда - 2 капли, корица - 2 капли, роза - 3 капли.

3) Мандарин - 3 капли, лимон - 3 капли.

Помощь при различных детских недомоганиях

Прежде всего, расскажу об основных правилах применения эфирных масел в домашних условиях для лечения различных детских заболеваний.

1.  До двух лет эфирные масла можно применять только после консультации с ароматерапевтом. Не рекомендуется применять детям до 1 года - мяту перечную, до б лет - чайное дерево, герань, розмарин, чабрец, до 12 лет- масло гвоздики.

2.  Выбирайте масла только высшего качества, так как дешевые масла низкого качества способны вызывать непредсказуемые осложнения при их применении. При покупке масел обязательно пользуйтесь рекомендациями практикующих ароматерапевтов.

3.  Строго соблюдайте дозировку эфирных масел и рекомендации по их применению.

4.  Не употребляйте масла внутрь (кроме специальных масел медицинской очистки) и не наносите их на кожу в неразбавленном виде.

5. Не нарушайте основные правила хранения эфирных масел-- их хранят в темных бутылочках в холодильнике.

6.  Флакон с ароматическими маслами должен содержать дозатор (капельницу). Все дозировки масел указываются в каплях.

При соблюдении всех правил ароматерапия в вашем доме будет эффективным методом лечения и профилактики заболеваний.

Кровотечение при поверхностных ранах и ссадинах

Лимон 1 капля + ромашка 1 капля - на чистую салфетку или бинт, аппликация на рану.

Укусы насекомых

1) Лаванда 1 капля + ромашка 1 капля или

2)  Чайное дерево 2 капли растворить в одной чайной ложке растительного масла, смазывать место укуса 3-4 раза в день.

Простуда (для детей после 6 лет)

Эвкалипт 2 капли + чайное дерево 1 капля + лаванда 2 капли растворить в чайной ложке растительного масла. Массаж спины и грудной клетки.

КАШЕЛЬ

При сухом кашле (детям после 6 лет)

Ингаляция - ромашка 1 капля + эвкалипт 1 капля на 1 литр горячей, но не кипящей воды. Ингаляции в течение 10 минут, при закрытых глазах, один раз в день. Дышать через рот.

Массаж грудной клетки и шеи на ночь - чайное дерево 1 капля + эвкалипт 2 капли + лаванда 2 капли на 1 столовую ложку растительного масла.

При влажном кашле с мокротой (детям после 6 лет)

Ингаляция - чайное дерево 1 капля + эвкалипт 1 капля на 1 литр горячей, но не кипящей воды. Ингаляции в течение 10 минут, при закрытых глазах, один раз в день. Дышать через рот.

Массаж грудной клетки и шеи на ночь - чайное дерево 1 капля + эвкалипт 2 капли + лаванда 2 капли на 1 столовую ложку растительного масла.

Грипп - ароматизация помещений

Чайное дерево 4 капли + эвкалипт 2 капли + чабрец 2 капли--одноразовая заправка аромалампы. Ароматизация помещения проводится с целью дезинфекции два раза в день.

Кстати, эти рецепты годятся и для взрослых, только дозировки масел необходимо увеличить в два раза!

Консультации для родителей

Здоровый ребенок

Тема: «Здоровье детей»

Понятие «физическое воспитание» — о чем говорит уже сам термин— входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что так же, как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса.

Отличительные способности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что этот процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни—главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

Здоровый образ жизни—это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитывать ребенка здоровым—это значит с самого раннего детства, научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим, систематические физкультурные занятия, использование эффективной системы закаливания, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье.

Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В спорте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых «спартанских» условиях: ходили круглый год босиком в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же. В России  закаливание издавна было массивным.

Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.

Закаливание—это комплексная система оздоровительных воздействий направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.

Тема: «Ребенок растет»

Существует формула, по которой можно рассчитать. Каким будет рост вашего ребенка, когда он станет взрослым. Для этого нужно сложить рост мамы и папы, эту сумму разделить пополам. Затем если нужно  вычислить рост сына, то надо прибавить 6,5 см, а если рост дочери, то отнять 6,5 см.

Пример, рост мамы 164 см, отца—176 см, в сумме 340 см, делим пополам и получаем 170 см. Для сына средний рост около 176,5 (170+6,5), для дочери около 163,5 (170-6,5). Но это лишь средние расчеты. В одной семье, у одних родителей три дочери: одна 162 см, другая 172 см, третья 157 см, а средний рост для девочек в этой семье 165 +-10 см. Дети растут во сне. Гормон роста выделяется в кровь ночью, когда ребенок крепко спит. Так что абсолютно правы те родители, кто укладывает ребенка спать всегда во время, не позднее 10 часов вечера.

Дефицит гормона роста приводит к карликовости, часто это бывает врожденная болезнь. по самым разным причинам у ребенка в гипофизе с самого рождения вырабатывается очень мало гормона роста. Ребенок рождается с нормальным ростом и весом, а потом начинает плохо расти и к двум годам обычно не достигает 80-85 см. С каждым годом ребенок все больше и больше отстает в росте от сверстников.

Если такого ребенка не лечить, то уже взрослым человеком он будет иметь маленький рост: мужчины меньше  140 см, женщины меньше  130 см. Если обследование подтверждается, что причина отставания в недостатке этого важнейшего гормона, становится диагноз «гипофизарный нанизм» и назначается терапия гормоном роста.

От чего зависит рост ребенка? Дети растут во сне. Каким будет ваш ребенок, когда он станет взрослым? Как растет здоровый ребенок? На сколько сантиметров в год должен подрастать малыш? Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4-5 лет. Следующий обычно  происходит на подростковый возраст—начало полового созревания. В это время дети растут очень быстро—в год до 8-10 см и даже более. Причем у мальчиков и девочек это происходит, как известно, в разном возрасте—девочки «стартуют» раньше на 1-2 года, мальчики потом их догоняют и перегоняют.

Это нормальное явление, но именно в это время дети часто жалуются на недомогания, а врачи порой объясняют все именно тем, что ребенок слишком резко вырос. Противоречия здесь никакого нет. Просто внутреннее органы, мышцы, не успевают «угнаться» за ростом тела и действительно может возникать некий дискомфорт, недомогание. Бывают мышечные боли, но, как правило, несильные. В это время нередко у детей определяются, например, так называемые физиологические шумы в сердце. Родителя не стоит паниковать, но в то же время нельзя совсем не обращать внимания на жалобы ребенка—необходимо внимательное и регулярное наблюдение врача, чтобы не пропустить начала действительно серьезного заболевания. как определить, ребенок по росту будет в маму или в папу?

Рост ребенка во многом зависит от роста обоих родителей! То есть, если мама будет и папа оба невысокие, то сын вряд ли будет надеждой сборной команды. Причем, мальчики растут обычно, так же как и их папа (или родственник по мужской линии—дядя, дедушка), а девочки следуют сценарию «женской линии» (мама, бабушка, тетя). Так что, если папа ребенка до определенного возраста стоял в строю сверстников ближе к концу шеренги, а подростком за одно лето «вымахал», то вероятно, что и «кроха-сын» со временем догонит (а может и перегонит) ровесников.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в  них принимали участие основные  мышечные группы и системы детского организма.

Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

  1. подтягивание
  2. ходьба (на месте в движении)
  3. упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса

  1. упражнения для мышц туловища и живота
  2. упражнения для мышц ног (приседания и прыжки)
  3. упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны))
  4. упражнения силового характера
  5. упражнения на расслабление
  6. дыхательные упражнения

Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает  определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег.

Комплексы упражнений рекомендуется менять раз в месяц, начиная постепенной заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по  данному комплексу.

Тема: «Баня»

Вредна ли баня для детей? На этот вопрос, волнующий пап и мам, можно ответить однозначно—нет! Специальные исследования, проведенные в нашей стране, показали, что целебный жар полезен с 3 лет. Однако режим банной процедуры для малышей должен быть более щадящим, чем  для взрослых. Старайтесь оберегать детей от переохлаждения—действий слишком контрастных температур. После парной им рекомендуется принимать не холодный, а теплый душ. Обычно достаточно 2-3 заходов продолжительностью по 8-10 минут. Первый заход нужен для качественного прогревания тела—до покраснения кожи и проявления пота, для второго и третьего понадобятся веники. В перерывах между заходами в парную можно принять прохладный или холодный душ, окунуться в бассейн. Для восполнения потерь воды и минеральных веществ в умеренном количестве можно выпить чай, сок, квас. Подливая воду на горячие камни печи и полки парильного помещения, можно одновременно разбрызгивать ароматические вещества. Особенно популярна у завсегдатаев бань эвкалиптовая настойка, весьма полезная для верхних дыхательных путей. Ароматические вещества добавляют в теплую воду, выливаемую на горячие камни из расчета: 1 чайная ложка эвкалиптовой настойки или 10-20 капель ментолового масла, или 1,5 стакана кваса на 2-3 литра воды.

Тема: «Дыхание»

Развитие дыхания—один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох, совершаются через нос, они  коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания—вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требует большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного  расходования его и современного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладевания речевым

дыханием участвуют воля и создания направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость  среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и  при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешна применяется как действительный способ лечения заболеваний дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов.

Тема: «Безобидные сладости»

Сладкое с незапамятных времен неизменно служило синонимом приятного и во многом недоступного. Уже с самого рождения детей мы начинаем приучать их к неумеренной сладкой жизни: даем грудничкам сильно подслащенные молочные смеси, особенно в тех случаях, когда они остаются без материнского молока. А потом удивляемся, почему малыши овощные и фруктовые соки. Между тем вкусовые ощущения и привычки у человека зарождаются именно в раннем возрасте. От того, насколько он привыкнет к той или иной пище, будет в дальнейшем зависеть характер его питания. Не надо быть большим провидцем, чтобы сказать, что сегодняшние дети, став взрослыми, в большинстве своем будут любить сладкое.

А не хотелось бы! Надо чтобы они любили все в меру, ибо известно, что неумеренность в образе жизни, а в питании особенно никогда к хорошему не приводит. В полной мере это относится и к употреблению сахара. А пока подавляющее большинство детей получают конфеты, шоколад,  варенье почти каждый день. Даже гуляя по улице, находясь в общественном транспорте, театре, кино, ребенок сосет  леденцы, грызет печенье, ест мороженое. Детей с яблоком или морковью в руках практически не встретишь. Таким образом, вместо положенных 60 грамм в день многие из ребят-дошкольников в общей сложности получают сахара в два раза больше.

Немаловажно также и то, что в 6-7 лет у ребенка уже можно активно воспитывать сознательное отношение к употреблению сладостей. Однако и при таких условиях необходимо, чтобы употребление сладостей ни в коем случае не превращалось в систему, как это бывает сейчас во многих семьях. Но, пожалуй, еще более жесткого контроля требуют дети с различными проявлениями аллергического диатеза, ибо они отличаются в большинстве своем особо повышенной чувствительностью ко всяким сладким вещам. Иной раз стоит такому ребенку съесть всего одну дольку шоколада, как тотчас же все его тело покрывается зудящей сыпью типа крапивницы. Но об этом отдельный разговор.

Современный ритм жизни человека с большими нервными нагрузками и с постоянно уменьшающейся физической активностью требуют качественного иного питания. Теперь для многих людей отпала необходимость в большом количестве энергетического материала. Как считают ученые, наша пища должна быть не только разнообразной, но строго сбалансированной в отношении белков, жиров и углеводов. И она обязательно должно включать большое количество витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Те же требования в полной мере относятся и к  питанию дошкольников.

Между тем сладости практически лишены этого. Их основа—сахар, который является носителем «пустых» калорий и никакой иной ценности, кроме энергетической не имеет. Не содержит сахар ни витаминов, ни микроэлементов, ни солей. Они в процессе переработки сахарной свеклы уничтожаются. Чем чище, белее сахар, тем он менее полезен. Потребление большого количества сахара и кондитерских изделий в известной степени оправдано лишь при напряженной физической работе, а также при усиленных занятиях спортом. Однако, как известно, это в основном удел взрослых. Для детей же избыток сахара—это всегда лишние калории, которые повышают риск развития нарушения жирового и углеводного обмена.

Систематическое потребление детьми сладостей в больших количествах нередко служит одной из причин развития такого весьма грозного заболевания, как сахарный диабет. По данным Всемирной организации здравоохранения, число больных сахарным диабетом среди детей и взрослых постоянно растет.

Однако это еще далеко не все. Избыточное потребление сахара чревато для практически здоровых детей и взрослых развитием еще одного чрезвычайно неприятного состояния. Речь идет о так называемой функциональной гипогликемии (снижение уровня сахара в крови). Что же происходит с практически здоровым человеком? У него поджелудочная железе выделяет вполне достаточное количество инсулина, чтобы все время поддерживать сахар в крови в нормальном уровне. Но при условии, что человек не злоупотребляет много сладкого, то его поджелудочная железа вынуждена реагировать на это повышенной секрецией инсулина. А это далеко не безразлично для организма.

Гипогликемия может повторяться часто и длительными годами, нередко повторяя путь диабету. Диабет и гипогликемия зависят от состояния секретной функции поджелудочной железы. По существу, это два аспекта одной и той же болезни.

Гипогликемию считают фоном, на котором развиваются наркомания алкоголизм, пристрастие к курению табака, возникают асоциальные явления. По некоторым данным, гипогликемия может усугублять течение или  затруднять лечение многих серьезных болезней, среди которых язва желудка, эпилепсия, подагра и т.д.

Специалисты считают, что снижение уровня сахара в крови ведет к кислородному голоданию, к которому особо чувствительны клетки головного мозга. Этим и объясняется вся нервно-психическая  симптоматика гипогликемии. Одновременно снижение уровня сахара в крови может влиять на продукцию гормона роста и адреналина.

Гипогликемия для детей представляет гораздо большую опасность, чем для взрослых. У взрослых нервно-психические   расстройства, возникшие на почве неправильного питания, можно вылечить без каких-либо последствий для организма. У детей запущенные случаи гипогликемии могут вызывать задержку умственного развития и серьезные нарушения мозговых функций. Чаще всего, это проявляется состоянием гиперактивности. Дети становятся невротичными, в ряде случаев возникают психопатические явления. Они подвержены беспокойству и неуемности, все время стремятся куда-то бежать, агрессивны в слепом побуждении к разрушению. Они  отрицают все, противодействуют всему, отказываются от всего.

Лучшим средством профилактики и лечению такого состояния у детей, как и гипогликемии у взрослых является диета. Диета должна быть высокобелковой, малоуглеродистой (абсолютное отсутствие рафинированных углеводов—рафинированного сахара, белой муки) и высоковитаминной. Необходим  полный отказ от сладостей. Для профилактики и лечения гипогликемии рекомендуется  потреблять возможно больше природных продуктов, особенно овощей, фруктов, молочных продуктов, рыбы.

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

  1. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, разумно чередовать нагрузки с отдыхом.
  2. Помните: нельзя сокращать время сна, требующиеся для восстановления физического и психического здоровья.
  3. Гуляйте с ребенком в любую погоду! Игры на свежем воздухе активизируют обменные процессы, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют защитные силы организма.
  4. Одевайте ребенка в соответствии со временем года в практичную, удобную легкую, не затрудняющую движений одежду.
  5. Позаботьтесь о полноценном разнообразном питании ребенка, необходимом для его роста и правильного развития.
  6. Поддерживайте познавательные интересы ребенка, не оставляйте без внимания ни один его вопрос, вместе с ним ищите ответы на его почему?
  7. Беседуйте с ребенком, учитесь его слушать, развивайте речь—залог хорошей учебы в будущем.
  8. Дозируйте время и информацию, получаемую ребенком при просмотре телепередач.
  9. Контролируйте продолжительность занятий и условия, в которых они протекают. не забывайте, что чем меньше ребенок, тем труднее ему длительно заниматься однообразной деятельностью.
  10. Чаще хвалите своего малыша,  одобряйте словом, улыбкой, лаской и нежностью. Не жалейте времени на общение с ним—не отделывайтесь игрушкой или сладостями!

Занятие-тренировка

«Поход по стране здоровья»

Девиз: «Здоровье не купишь—его разум дарит»

Цели: 1. Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.

2. Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.

3. Познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами по закаливанию организма.

Оборудование:

  • Выставка рисунков детей по теме
  • Карта страны здоровья
  • Пословицы и поговорки по теме, записанные на карте
  • Призы от Неболейки
  • Памятка: «Правила закаливания», «Первые шаги по закаливанию»
  • Куклы для инсценировки стихотворения С.Маршака «про мимозу» и сказки Ю.Кушака «Репка»
  • Предметы для игр: стакан с водой и соломинкой, воздушные шары

Приглашены: медицинский работник, родители, дети.

Оформлена карта страны Здоровья. Маршрут выделен красной линией со стрелкой. каждый «привал» помечен пословицей, часть которой закрыта крупными бумажными

 снежинками. Над картой— изображения основных средств закаливания: солнца, воздуха, воды в виде масок-символов. Дети рассажены на стулья полукругом. Приглашенные гости расположились по периметру зала.

Ход занятия

  1. Объявление темы

—Дорогие дети и гости. Тема нашего занятия «Поход по стране Здоровья».

—Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети. Здравствуйте! Желаем всем здоровья!

Воспитатель. Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: «Здоровому все здорово». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.

Я приглашаю всех присутствующих совершить веселый «поход» по стране Здоровья,  входе которого будем учиться беречь и укреплять свое здоровье, правильно закаливаться. Для начала дружно прочитаем девиз: «Здоровье не купишь—его разум дарит».

II. «Поход» —основная часть занятия

Воспитатель. Очень полезны для здоровья пешие прогулки, поэтому первую часть пути мы пройдем пешком: раз-два! Раз-два!

(дети стоя маршируют на месте)

Воспитатель. А вот и первый привал. Если угадаем конец пословицы, сможем здесь передохнуть.

(Дети называют пословицу, а воспитатель убирает прикрывающие снежинки.

Получается: «Чистота—залог здоровья»)

1-й привал «Чистота—(залог здоровья)»

Пояснение: слова, взятые в скобки, прикрыты «снежинками»

Ребят встречает санпост. Санитары произносят хором: «От простой воды и мыла у микробов тают силы». Они рассказывают о работе санпоста, называют имена детей, которые всегда аккуратны и загадывают вои загадки:

  1. Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

А что я такое—скорей догадайтесь.

И знайте: большая была бы беда,

Когда бы не я да вода.                     (мыло)

  1. Зубаст, но не кусается.

      Как он называется?                         (гребешок)

  1. Будь аккуратен,

Забудь лень.

Чисть ею зубы

Каждый день.                                  (зубная щетка)

Санитары знакомят детей с играми для укрепления органов дыхания:

«Надуваем шары». Широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик—ффф…, медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик

 лопается. Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Шшш…»--произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях. (повторяют 2-3 раза)

Воспитатель. Очень полезно для развития легких надувание настоящих шаров.

(Дети надувают разноцветные шарики и дарят присутствующим взрослым)

«Бульканье». У каждого  ребенка стакан или бутылочка, наполненная на треть водой. в стакан вставлена соломинка или коктейльная трубочка. Нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье. (повторяют 2-3 раза)

«Кто громче?» Принять правильную осанку, губы сомкнуть. указательный палец правой руки надо положить на боковую сторону носа плашмя, плотно прижимая правое крыло носа. Глубоко вздохнуть левой половиной носа и произнести, выдыхая: «Ммм…», одновременно похлопывать указательным пальцем левой руки по левой половине носа. Дети поочередно выполняют упражнение, прижимая то правую, то левую половину носа.

Воспитатель. Спасибо нашим санитарам за интересный привал, а мы продолжаем свой путь. Прыжком—марш!

2-й привал «Здоровье в порядке—(спасибо зарядке)!»

(детей встречает кукольный персонаж из сказки Ю.Кушака «Репка».

Мышонок одет в спортивный костюм, в лапках держит гантели)

Мышонок. Раз-два! Три-четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать,

Бегемота поднимать!

Воспитатель. Ребята, что помогло Мышонку стать сильнее?

Дети. Занятия утренней гимнастикой и спортом!

Мышонок. Ребята, кто из вас каждый день делает утреннюю гимнастику?

(заслушиваются ответы детей)

Мышонок. Что такое физкультура?

Дети. Тренировка и игра!

Мышонок. Это бодрость и здоровье,

Это радость и веселье!

Плюс хорошая фигура—

Вот что значит физкультура!

(Мышонок проводит с ребятами физкультминутку)

Ребята прощаются с Мышонком и отправляются дальше движением «легкий бег».

3-й привал «Добрый повар (стоит доктора)»

(детей встречает медработник и проводит беседу о здоровом питании, о потребностях организма в витаминах, особенно в зимнее время напоминает правила)

 ешьте 4 раза в день и никогда не «перекусывайте»

 ешьте медленно, маленькими кусочками

 пережевывайте пищу как можно тщательнее

 жареные блюда лучше заменить вареными и тушеными

 ограничьте потребление соленых блюд

 употребляйте хлеб и сахар в умеренном количестве

 при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь,  

     кусочек капусты или выпейте стакан молока

 народная мудрость гласит: «В молоке—здоровье, масле—благо, в мясе—сила»

4-й привал «Если хочешь быть здоров—(закаляйся)»

Воспитатель. Я должна выполнить поручение от нашего старого друга—Неболейки, передать пожелание крепкого здоровья все присутствующим и горячий привет детям, которые не пропустили ни одного дня.

(воспитатель перечисляет фамилии «неболеек» и вручает им специальные призы)

—Что вы предпринимаете, чтобы не болеть?

Заслушиваются ответы детей:

1-й ребенок. Я всегда одеваюсь достаточно легко, чтобы можно было быстро двигаться.  

                      Мама рассказывала, что после выписки из роддома ежедневно  выкладывала

                      меня голеньким на широкий подоконник. Теплое солнышко и свежий ветерок

                      закаливали с детства.

2-й ребенок. Летом я хожу на реку, в которой купаюсь 2 раза в день: утром и вечером. В

                      конце лета я становлюсь посвежевшим и загорелым.

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ

  1. Закаляться нужно постепенно.
  2. Нельзя начинать закаливание во время болезни.
  3. Начал закаливание—не бросай и не делай перерыв.
  4. Используй разные средства закаливания: солнце, воздух и воду.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЗАКАЛИВАНИЮ ОРГАНИЗМА

  1. Не забывай о контрастных ванночках для ног. Перед сном обязательно проветривай свою комнату.
  2. Утром выполняй зарядку при открытой форточке.
  3. Обтирайся водой комнатной температуры

(Ребята продолжают путь, имитируя движение «на коньках»)

5-й привал «Береги платье снову, (а здоровье –смолоду)»

Дети встречаются с героями стихотворения С.Михалкова «Про мимозу». Разыгрывается сценка о мальчике, который изнежен и избалован своими родителями. А в конце сценки произносят слова

ВЕСЕЛЫЕ СОВЕТЫ НАШИМ РОДИТЕЛЯМ

Дед. Я прожил на свете долго,

Старым стал, здоровья нет.

Но познал я в жизни много,

Разрешите дать совет.

Не растите лежебоку—

По режиму пусть встает,

По режиму спать ложится—

И не будет вам хлопот!

Отец. Приучайте день встречать

С утренней зарядки,

Чтоб с осанкою прямой

Было все в порядке!

Бабушка. Мы внучка избаловали,

Вырос нежным, как цветок.

Если б с детства закаляли,

       Стал бы крепким мой дружок.

Сестра. Очень важное для учебы

Зренье острое иметь.

Детей учите упражненьям,

Чтоб глаза свои сберечь.

Тетя. Торты, пряники, конфеты

Детским так вредят зубам!

Лучше овощи и фрукты—

Вот здоровая еда!

Мама. … Приучайте

Отдыхать своих ребят.

Прогулка успокоим нервы,

Добавит бодрости заряд.

Главный герой—мальчик по имени Витюша

Обещая не лениться,

Зубы чистить, фрукты есть.

Только милые родные,

У меня условие есть.

Взрослые (спрашивают хором) «Какое?»

Витюша (продолжает)

Скучно будет одному

Укреплять здоровье,

Давайте вместе начинать—

Вот мое условие!

(Все взрослые хватаются за сердце: «Ах!»)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, заботятся ли родители о здоровье своего сына по-настоящему? Что бы вы посоветовали им, чтобы Витя рос крепким, сильным, здоровым мальчиком?

Ответы детей.

  1. Итог “Похода»

«Здоровье не купишь—его разум дарит»

(На трех снежинках, которые прикрывали последнюю пословицу, с обратной стороны записаны вопросы для подведения  итога «похода».

 Вопросы

  1. Какие основные средства закаливания ты знаешь?
  2. Какие правила закаливания ты сегодня запомнил?
  3. Что еще необходимо выполнять, чтобы быть здоровым?

Исполняется песня «Если хочешь быть здоров»

(слова В.Лебедева-Кумача, музыка В.Соловьева-Седого)

Закаляйся, если хочешь быть здоров,

Постарайся позабыть про докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Всех полезней солнце, воздух и вода,

От болезней помогают нам всегда,

От всех болезней всех полезней

Солнце, воздух и вода!

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК...»

Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что из каждой ситуации может быть два выхода: один -грозящий здоровью, а другой - ничем не угрожающий. Человек должен бережно относиться к своему организму и организму другого человека, защищать его, а не делать больно. Учить детей различать грозящую опасность и находить выход из различных ситуаций.

Развивать сообразительность, мышление.

Игровая задача:

а) подумать и сказать, что будет, если я сделаю так...;

б) найти два выхода из предложенной ситуации (грозящий и не угрожающий жизни и здоровью) или предложить 2 варианта развития данной ситуации.

Игровые действия:

а) внимательно слушать воспитателя и четко, ясно отвечать на него;

б) прослушать рассказ воспитателя, продолжить его после слов: «опасность возникает, если я сделаю так….» и/или «опасности не будет, если я сделаю так…»

Правила игры: не перебивать друг друга, не мешать друг другу отвечать. Желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряются фишкой, звездочкой и т.п.

Оборудование игры: коробка с поощрительными предметами; фишками, звездочками…

ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ ЕДА

Дидактические задачи: закреплять представления детей о том, какая еда полезная, а какая - вредная для организма, подвести детей к пониманию противоречия: мне нравится эта еда ..., а моему организму полезно это ...

Игровая задача: правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости от их полезности - вредности.

Игровые действия: под зелёную карточку положить картинки с полезной едой, а под красную - с вредной.

Правила игры: быть внимательным, в случае ошибки -исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Оборудование игры: карточки зелёного и красного цветов, предметные картинки с изображением продуктов питания (например, торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты и т. п.), поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша и т. п.).

ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...

Дидактические задачи: показать ребенку, что его организм очень умно устроен.

Каждый человек должен внимательно, бережно, с пониманием относиться к своему организму, ведь внутри нас живут наши помощники; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения.

Игровая задача: подумать и сказать, что было бы, если бы с вами такое случилось.

Игровые действия: слушать вопрос воспитателя и ясно, четко, с опорой на полученные знания отвечать на него.

Правила игры: не мешать друг другу слушать и отвечать, при необходимости дополнять своих товарищей.

Примерное содержание вопросов: Что было бы, если бы... Твой скелет от тебя убежал? У тебя не было зубов?

Твое сердце перестало работать (решило отдохнуть?) Ты перестал дышать? Твой мозг перестал работать и отвечать на все «звонки»?

 «Выбирайка». Выбрать (показать картинки) те предметы, которые помогают ушкам лучше слышать и беречь их - капли, барабан, музыкальные инструменты, варенье и др.

«Нос -- ухо». Воспитатель показывает на части головы: нос, бровь, глаз..., но называет другие. Играющие должны, не отводя глаз, показывать называемые ведущим части головы и стараться не перепутать их. Кто ошибется, тот выходит из игры.

«Глухой телефон». Ведущий называет слово игроку, сидящему рядом, тот передает соседу. У последнего игрока спросить, какое слово ему передали. Все должны четко произносить слово, но так, чтобы услышал его только тот, кому говорят на ухо.

«Угадай мелодию». Дети слышат знакомые песенки, угадывают, получают жетон. Побеждает тот, что больше заработал жетонов. (Варианты — включают любые знакомые детям звуки природы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В основе  образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная ор...

“Утрата современными детьми родного языка” для республиканской научно-практической конференции “Реализация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования”

ldquo;Утрата современными детьми родного языка”для республиканской научно-практической конференции “Реализация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования&r...

«Формы взаимодействия дошкольных групп с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Участники проекта: воспитатели дошкольных групп, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением, воспитанники и родители.Цель проекта: привлечение внимания родителей и социальных партнёров к пробле...