Авторские игры для детей и родителей
проект по теме

Ольга Викторовна Черненко

В статье представлен алгоритм создания авторской игры и примеры игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskie_igry_dlya_detey_i_roditeley.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские игры для родителей и детей

 

Машкова Лилия Николаевна, Черненко Ольга Викторовна,

г. Саров

В наше время в магазинах – изобилие игр и пособий, предназначенных для детей дошкольного возраста. Однако среди этого разнообразия очень трудно выбрать то, что подходит нашим детям и соответствует современным психолого-педагогическим требованиям. А иногда просто невозможно найти игру для решения конкретных задач коррекции и развития ребенка, что очень важно для воспитанников, да и педагогов детских садов компенсирующего вида.

Что же делать?..

Педагоги детского сада «Росинка» города Сарова решили, что могут разрабатывать их сами. Вашему вниманию предлагаются игры одного из воспитателей, которые создавались не только для педагогов, но, в первую очередь, для родителей воспитанников. Создание игры проходит в несколько этапов.

Задача, которая стоит перед автором – выбрать актуальную проблему (тему игры) и найти способ ее решения через разработку и создание игры.

Создание игры идет в несколько шагов:

  1. Анализ возрастных задач
  2. Определение проблем, которые испытывают большинство воспитанников при освоении Основной общеобразовательной программы. Выявление интересов воспитанников.
  3. Определение темы игры.
  4. Изучение материалов по проблеме (теме).
  5. Выбор и конкретизация задач.
  6. Разработка заданий, правил и описания игры.
  7. Разработка макета и создание игры.
  8. Обучение игре родителей и детей.
  9. Использование игры и создание новых вариантов.

Определить тему игры можно двумя способами:

Исходя из выявленных проблем у большинства воспитанников группы (ДОУ).

Исходя из интересов, предпочтений воспитанников.

Мы шли двумя путями:

  1. Создание игры, которая поможет разнообразить приемы по формированию у детей представлений о признаках и свойствах объектов окружающего мира через работу по модели ОБЪЕКТ – ИМЯ ПРИЗНАКА – ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЗНАКА. Выбор этой темы связан с анализом промежуточных результатов усвоения детьми Основной общеобразовательной программы и выявленных проблем. Воспитанники испытывают затруднения при определении свойств различных объектов, а, следовательно, им трудно составить описательный рассказ, отгадать или составить загадку, в математике трудно сравнивать объекты по разным признакам или назвать, по какому из них объекты похожи или отличаются и т.д.
  2. Создание игры, которая поможет развить творческий потенциал воспитанников в конструктивной деятельности. В ходе бесед с детьми и их родителями, наблюдений за воспитанниками в организованной и самостоятельной деятельности, а также опроса  выявлен интерес большинства детей группы к конструированию, Однако, у детей недостаточно сформированы представления в данной области, а родители не владеют методами и приемами обучения и развития творческого потенциала детей.

Таким образом, появились две игры: «Найди друзей» (фото 1, 2), «Юный конструктор» (фото 3, 4).

При создании игр, соблюдались следующие принципы:

  1. Принцип научности – содержание игры должно соответствовать психолого-педагогическим требованиям, учитывать возрастные особенности, а также возможности детей, имеющих проблемы в развитии.
  2. Принцип универсальности – игра, по возможности, должна быть рассчитана для использования детьми разного возраста и разного уровня развития – иметь несколько вариантов и уровней сложности. В предложенных далее играх возможно заменять элементы, уменьшать или увеличивать количество карточек, знаков, менять содержание картинок.
  3. Принцип доступности – описание игры и правила должны быть написаны в доступной форме для самостоятельного использования родителями (независимо от уровня их образованности), а в дальнейшем и детьми. Игру можно сделать самостоятельно, а также привлечь к ее созданию детей.

Кроме того, обе игры направлены не только на познавательное, но и на речевое развитие, так как в ДОУ работают группы для детей с общим недоразвитием речи.

Изначально игры создавались для родителей, что отражено в описании. Поэтому предварительно с ними проводились консультации по ознакомлению с именами признаков, развитию дошкольников в конструктивной деятельности, игровые тренинги с новыми пособиями.

Также, эти игры используются и педагогами для обучения и развития детей.

Дети старшего дошкольного возраста играют в них самостоятельно.

В результате через такую форму, как создание и использование авторской игры, удалось:

  • повысить уровень знаний и профессионального мастерства по проблемам;
  • повысить интерес детей к познавательно-речевой деятельности;
  • повысить уровень педагогической грамотности родителей, показать развивающий эффект игр, познакомить и обучить приемам формирования у детей представлений о свойствах объектов окружающего мира через ознакомление с именами признаков и развития конструктивных способностей и творчества воспитанников.

Таким образом, авторская игра:

  • одна из форм самообразования педагога;
  • способ мотивации детей к различным видам деятельности и форма игрового обучения;
  • форма взаимодействия с родителями и повышения уровня их педагогической грамотности.

Использованная литература.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Программа «Развитие», М.: Новая школа, 1994.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.
  6. Учимся думать самостоятельно: сборник методических материалов/ Под ред. Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, «Волга-ТРИЗ», 2007.



РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «НАЙДИ ДРУЗЕЙ»

Уважаемые родители, если Вы хотите, чтобы  Ваш ребёнок был внимательным, умел анализировать и сравнивать, был способен размышлять и доказывать свою точку зрения,

эта игра для Вас!

Цель: Расширять знания об объектах окружающего мира и их признаках. Учить сравнивать объекты по разным признакам. Развивать речь.

Комплект:

  • Игровое двухстороннее поле из картона (42х30), разделённое на квадраты (5х5), в которых изображены объекты окружающего мира из различных областей знаний (посуда, растения, бытовая техника, мебель, насекомые и др.)
  • Два комплекта кубиков (зелёные и красные), на гранях которых схематично изображены 18 признаков объектов (форма, цвет, величина и др.). Признаки на кубиках зелёного цвета дублируют признаки, изображённые на кубиках красного цвета.

  • Карточки-запреты, в виде перечеркнутых квадратов(5х5) белого цвета.
  • Медали «Знайки» (любые поощрительные флаеры).

УСЛОВИЯ ИГРЫ.

Возраст

Количество игроков

Ведущий

Игроки

3-5 лет

2-3 человека

Взрослый

Дети

3-5лет

3-4человека

Взрослый, ребёнок

Дети, взрослые

  • Для успешной игры необходимо научить детей «читать» схемы признаков объектов.
  • Допускается нахождение данного признака  как в целом объекте, так и в его частях.

Например:  после выброса кубика выпадает грань с признаком материала (). Игрок находит  на игровом  поле два объекта, которые могли бы быть друзьями по данному признаку и объясняет:

- Куртка и дверь - друзья, потому что ручка у двери металлическая (часть) и молния на куртке тоже металлическая (часть).

             

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР.

Вариант № 1,  возраст 3-7 лет.

Участвует комплект кубиков зелёного цвета, медали «Знайки», игровое поле.

Ход.

Ведущий  выбрасывает  кубик, называет  признак на верхней грани  и  даёт задание:

- Найдите два предмета  на игровом поле, которые могут быть друзьями и объясни, почему ты так думаешь.

(Игрок находит два предмета со сходными значениями признака).

В случае выпадения признака формы ответы могут звучать так:

- Шар и мяч - друзья, потому что они круглой формы.

- Стол и картина - друзья, так как столешница у стола и рама у картины прямоугольной формы.

- Пирамидка и ель - друзья, так они похожи на треугольник.

В случае выпадения признака «Размер» рекомендуется сравнивать объекты (или часть) по высоте, длине, ширине.

За каждый правильный ответ игроки получают медали - «Знайки».

Тот, кто не нашёл друзей по данному признаку, тот пропускает ход. Кто набрал большее количество «Знаек», становится победителем.

Вариант № 2, возраст 5-7  лет.

В данном варианте вводятся в игру карточки – запреты().

По мере выбора детьми тех или иных объектов, ведущий закрывает эти изображения карточкой – запретом.

В этом случае ограничиваются возможные варианты выбора объектов.

СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ.

  • Если количество объектов сократилось до 4 – 6 и игроки не могут выделить сходные признаки объектов, целесообразно предложить объединить объекты по любому признаку.

Вариант № 3, возраст 4 – 7 лет

В игре участвуют оба комплекта кубиков красного и зелёного цвета, игровое поле, медали « Знайки».

Ход.

Ведущий одновременно бросает по одному кубику из каждого комплекта (1 зелёного цвета и 1 красного цвета).

Взрослый или ребенок «читает» схемы на верхних гранях

кубиков и даёт задание:

- Найдите два предмета  на игровом поле, которые могут быть друзьями по двум признакам и объясни, почему ты так думаешь.

Например: - если выпали признак формы и признак рукотворности, объединить можно так:

- Машина и мяч друзья, потому что у машины колесо круглой формы и мяч круглой формы. Они рукотворные, их сделали люди.

- если выпал признак вес и признак поверхности, друзьями могут быть книга и камень, так как они тяжёлые и гладкие.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!

                                                                     


ИГРА-ПОСОБИЕ «Юный конструктор»

Уважаемые родители, если Вы хотите, чтобы  Ваш ребёнок был внимательным, умел анализировать и сравнивать, был способен размышлять и доказывать свою точку зрения,

эта игра для Вас!

Цель: Способствовать развитию конструктивных способностей. Развивать пространственное мышление и речь. Научить понимать и составлять чертежи.

Комплект (фото 3):

  • Цветные карты размером (20х29) в количестве 4 шт., расчерченные на 8 клеток, в центре карты размещена фотография  построек из 8 деталей размером (10x15).
  • Наборы цветных карточек (6x6), по 12 шт., на которых
    изображены схемы деталей в масштабе 1x2. Наборы по цвету соответствуют картам.
  • Фотографии деталей(10 х15) с надписями их названий в количестве 14 штук.
  • Карточки (10х15) на которых изображены схемы деталей в масштабе 1x1 - 14 шт.
  • Трафареты - 4 шт.
  • Набор деталей из 14 шт.
  • Схемы построек - 10шт.
  • 4 ламинированных белых листа (А4)
  • 4 маркера на спиртовой основе

УСЛОВИЯ ИГРЫ

Возраст

Количество игроков

Ведущий

Игроки

4-5 лет

3 человека

Взрослый

Дети

5 -7 лет

4 человека

Взрослый, ребёнок

Дети, взрослые

  • Для успешной игры необходимо научить детей «считывать» схемы деталей (вспомните уроки черчения в школе, где изучались 3 проекции деталей – вид спереди, вид сверху, вид слева сбоку). Для этого познакомить детей в игровой форме с трафаретом: Трафарет -  это дом для деталей. У каждой детали своя квартира.

Задание: догадайтесь, в какой квартире может жить кирпичик, если он на нас смотрит длинной узкой стороной? Затем предложить нарисовать «фотографии» деталей с помощью трафарета.

Цель: научить соотносить детали с их схемами.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР.

Вариант № 1, возраст 4-7 лет.

Игра «Парочки».

В данном варианте игры используются «фотографии» деталей, карточки-схемы деталей в масштабе 1x1 (фото 4).

Ход.

Перед игрой перемешать «фотографии» и карточки-схемы; разложить их на столе россыпью изображением вниз. Жеребьевкой установить очередность игроков. Игроки по очереди открывают по две любые карточки и называют изображения. Если открылась деталь и соответствующая ей схема, то ребёнок забирает парочку себе.

Правила:

Если открылась деталь и соответствующая ей схема, то ребенок забирает получившуюся парочку себе.

Если карточки не совпали, ход переходит другому игроку. Выигрывает тот, кто больше наберет парочек.

Внимание: схема деталей соответствует виду спереди этой детали.

Вариант № 2, возраст 5-7 лет.

Игра « Лото».

В данном варианте игры используются цветные карты и наборы цветных карточек со схемами, фотографии деталей (фото 5).

Ход.

Перед игрой дети разбирают карты и соответствующие по цвету им наборы карточек. Считалкой выбирается ведущий. Он перемешивает «фотографии» и складывает их стопкой изображением вниз. После чего поднимает верхнюю фотографию и даёт инструкцию: кому нужна эта деталь? почему? - …мне, потому что в моей постройке есть брусок.

Правила:

- если игрок узнал деталь, то он ищет соответствующую схему и закрывает одну из клеточек;

- если деталь никому не пригодилась, фотографию возвпашают вниз колоды.

Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки.

СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ.

Возможно, что разные детали имеют одинаковые схемы. Для этих случаев в наборах схем есть повторяющиеся карточки, ими можно закрыть клетку.

Вариант № 3, возраст 4-7 лет.

Игровое задание «Чертёжники».

Цель: учить выполнять чертежи построек.

Для задания необходимы набор деталей, трафареты формата А4 (фото 6), листы бумаги формата А4, фломастеры или маркеры.

Ход.

Выбирается ведущий. Он создаёт постройку и комментирует: я поставил брусок справа от кирпичика, на кирпичик положил кубик и полукуб - и т.д. Затем можно провести беседу по местоположению деталей: где находится конус? (Конус находится между призмой и цилиндром). После этого дети зарисовывают схему данной постройки (вид спереди, сбоку или сверху).

Внимание: в этой игре необходим контроль со стороны взрослого, чтобы оценить правильность выполнения заданий.

Вапиант № 4, возраст 4-7 лет

Игровое задание «Юный строитель».

Цель: учить «читать» чертежи построек.

Количество игроков – 1.

Для задания необходимы набор деталей,  трафареты, листы бумаги и маркеры, схемы построек.

Ход.

Взрослый предлагает ребенку чертеж постройки. С помощью вопросов ребенок анализирует чертеж: из каких деталей может состоять постройка? где находится сфера? и т.д.

Затем взрослый предлагает построить по чертежу постройку.

Внимание: гак как схемам могут соответствовать разные детали, взрослый может попросить воспроизвести все варианты построек.

СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ.

К одной схеме могут подходить разные детали, в зависимости от их расположения.

Внимание: обратите внимание детей на устойчивость постройки.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!