семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Спицина Татьяна Васильевна

Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

« Использование  современных  методов  и технологий  в  работе над  развитием  речи  детей  дошкольного  возраста»

Цель - повысить  уровень  педагогической  компетенции  по использованию современных  технологий.

                                                          «Истоки способностей и                                                            дарований детей - на кончиках их пальцев.

                                                                            Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.

 А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».

В. А. Сухомлинский

 План проведения:

1.Актуальность  проблемы речевого развития детей дошкольного  возраста.

2. Условия  успешного речевого развития.

3. Практическая  часть

4. Подведение  итогов семинара.

  Актуальность темы:

       Последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.

 Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.

      Использование нетрадиционных технологий по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:

- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;

- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (учитель - логопед – воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.

Наша цель: выявить влияние нетрадиционных технологий на речевое развитие ребёнка.

       Для реализации данной цели необходимо  определить следующие задачи:

- проанализировать теоретические аспекты проблемы в работах специалистов,

- привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;

- развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов;

- разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию нетрадиционных методов;

- проанализировать результативность работы.

    Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.

При создании речевой зоны мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

     В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой.  Во всех группах имеется  уголок книги, в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. В  младших группах педагоги изготавливают книжки-малышки. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками.

    В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

    Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

     Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.

   Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива  должна быть  направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

      Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Педагогом Смирновой Т.А.  разработана картотека пальчиковых игр, практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий.

     Презентация Смирновой Т. А. « Пальчиковые  игры», просмотр видио занятия «Золотая  осень»

    Практика  показала, что наиболее  эффективный  метод- это  использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи,  что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

 

Презентация занятия « экскурсия  в картинную галлирею»- педагог Пристенская  Е.П.

       Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

    Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

     Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Презентация  занятия « В гостях у сказки» педагог- Рыбакова И.Ю.

Технология ТРИЗ

Задачи :

развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

- формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

- воспитывать творческую личность.

Дошкольное детство -  это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

1.     Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.

2.     Учить детей фантазировать, изобретать. ( Например,  придумать новый дом  красивый и необычный.)

3.     Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, "Вы оказались на необитаемом  острове, что с вами может случиться?)

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Элементы ТРИЗ можно примкнять во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала  дошкольников

                                                          Домашнее задание:

1. Проанализировать задачи развития речи по программе «От рождения до школы» в разных возрастных группах, сравнить их, выяснить преемственность и усложнение.

2. Проанализировать созданные в группе условия для развития речи, составить картотеку игр и пособий, используемых для развития речи детей группы.

3.Практическая  часть

1 задание:

- Сформулируйте задачи по развитию речи дошкольников.

2 задание:

- Организация и использование среды как фактор развития речи детей.

3 задание:

-Дать характеристику существующим технологиям

4 задание:

-составить  мнемотаблицу к стихотворению «Ветер» и сказка «Теремок»

4.Подведение  итогов семинара- практикума