РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"
рабочая программа на тему

I.       Пояснительная записка

 

Актуальность.

 В связи с активным развитием современных  технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и  является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.).

Предпосылками дизайнерского искусства является естественное человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всё более совершенных образов.

Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации  современной образовательной модели:

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн)  – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн)  – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн)   – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции,  ведь все известные художественные техники имеют в своей основе древнейшие действия или операции.

―       Проектно-художественная деятельность (дизайн)  – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.

 

В основу Рабочей программы положена инновационная система художественного образования дошкольников  автора Лыковой И.А.

Учебно-методический комплекс «Художественный труд в детском саду»  автора Лыковой И.А. включает содержание и описание таких видов художественно-продуктивной деятельности как пластические искусства, художественное конструирование, дизайн.

Рабочая программа  разработана  в соответствии с:

―       Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.,

―       Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного  образования, утверждённого приказом МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.,

―       СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 

Рабочая программа  (далее – Программа) является целевым ориентиром дополнительной платной  образовательной услуги «Школа дизайна», определяет содержание и объём образовательной деятельности.

 

Целью Программы является развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через проектно-художественную деятельность (дизайн), основанную на доступных для дошкольников  видах декоративно– прикладного творчества: пластилинография, квиллинг, модульное оригами, бумагопластика и пр.

 

Задачи:

1. Развивать интерес к проектно-художественной деятельности (дизайну) через доступные для дошкольников виды декоративно-прикладной деятельности: пластилинография, квиллинг, модульное оригами, бумагопластика и пр..

2. Создать условия для овладения детьми техническими приемами по данным видам деятельности.

3.Развивать творческие способности, коммуникативные качества дошкольников,  мелкую моторики рук.

4. Создать условия для формирования  у дошкольников  предпосылок к учебной деятельности в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.

 

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет, в том числе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 7 лет.

Образовательная услуга представляется в форме кружка «Школа дизайна».

Направленность Программы:  декоративно – прикладное творчество.

Планируемое количество детей – 10-14 детей.

Комплектование кружка проводится по желанию детей и родителей на платной основе.

Формы работы: групповая, индивидуальная работа.

Продолжительность занятий  – 30 минут

 

Форма работы

Количество часов

в неделю

Количество часов

в месяц

Количество часов

в год

1

Групповая работа

2

8

60

2

Индивидуальная работа

1

4

36

 

Итого

3

12

96

 

Возрастные и индивидуальные особенности детей

 

Возраст воспитанников

Характеристики возрастных особенностей развития дошкольников

5-6 лет

- у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь,

- происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме,

- активно совершенствуется техника выполнения основных движений,

- в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени,

- дети используют обобщённые наглядно-образные средства (схемы, планы, чертежи и пр.) для решения различных познавательных задач и проблемных ситуаций.

6–7 лет

- у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки,

- мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий, формируются представления об изменениях признаков предметов, их количества, оперировать в уме,

- формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности,

- может рассказать о своём замысле (цели),  способах его реализации, последовательности действий,

- способен планировать взаимодействие с другими детьми (договариваться о цели деятельности, распределять и согласовывать действия),

- формируется готовность к обучению в школе: мотивационная, познавательная, волевая, коммуникативная.

Возраст воспитанников

Характеристики индивидуальных  особенностей развития детей с тяжёлыми нарушениями речи

5 – 7 лет

- имеют речевую аномалию при сохранном интеллекте и слухе,

- у детей наблюдаются аграмматизмы в речи, словарь на бытовом уровне,

- нарушена произносительная сторона речи,

- дети не дифференцируют звуки, не сформирован речевой и фонематический слух.

На фоне проблем речевого развития слабо развита мелкая моторика рук, воображение, наблюдательность, мыслительные операции, трудности в ориентации в пространстве.

 

Возможные достижения детей

В ходе деятельности у детей имеется возможность развития следующих качеств:

1.     Умение последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала).

2.     Овладение приемами работы,  различными инструментами, правилами техники безопасности.

3.     Заинтересованность в изготовлении поделок из различных материалов по собственному замыслу.

4.     Умение демонстрировать технические приёмы  работы с различными материалами для сверстников, родителей.

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Темы сентября:

1 неделя - Тема: «Божья коровка на ромашке» - пластилинография (2 занятия).

2 неделя - Тема: «Улитка» - бумагопластика (2 занятия).

3  неделя - Тема: «Дерево счастья» -  цветы в технике квиллинг (2 занятия).

4  неделя -  Тема: «Пони» - пластилинография (2 занятия).

 

Темы октября:

1  неделя - Тема: «Смешарики» -  лепка из соленого теста (1 занятие).

                    Тема «Смешарики» роспись гуашью (1 занятие).

2 неделя -  Тема: «Сова» -  бумагопластика (2 занятия).

3 неделя -  Тема: «Панно из манной крупы» (2 занятия).

4 неделя -  Тема: «Лягушка»  - лепка из соленого теста (2 занятия).

 

Темы ноября:

1 неделя - Тема: «Снежинка»  - техника квиллинг (2 занятия).

2 неделя - Тема: «Картина из пластилина» (2 занятия).

3неделя - Тема: «Котик»  - панно из соленого теста (2 занятия).

4 неделя - Тема: «Цветы для мамы» -  кусудаму (2 занятия).

 

Темы декабря:

1 неделя - Тема: «Дед Мороз» - модульное оригами (2 занятия).

2 неделя -  Тема: «Новогодняя открытка» - техника вытынанки (2 занятия).

3 неделя -  Тема: «Елочный шар» - панно из манной крупы (1 занятие).

                   Тема: «Снежинки» (1 занятие).

4 неделя - Тема: «Зима»  - пластилиновая картина (2 занятия).

 

Темы января:

3  неделя - Тема: «Рамка для фото» - модульное оригами (2 занятия).

4  неделя - Тема: «Рождество»  - пластилиновая картина (2 занятия).

 

Темы февраля:

1 неделя - Тема:  «Валентинки из соленого теста» - лепка (1 занятие).

                  Тема «Валентинки из соленого теста» - роспись (1 занятие).

2 неделя - Тема: «Панно из яичной скорлупы» (2 занятия).

3 неделя - Тема: «Открытка для пап» (2 занятия).

4 неделя - Тема: «Масленичные украшения из соленого теста» (2 занятия).

Темы марта:

1 неделя - Тема: «Весенний букет» - квиллинг открытка (2 занятия).

2 неделя - Тема: «Ромашка» - панно из яичной скорлупы (2 занятия).

3 неделя - Тема: «Стрекоза» - модульное оригами (2 занятия).

4 неделя - Тема: «Цветы»  - бумагопластика (2 занятия).

 

Темы апреля:

1 неделя - Тема: «Лев» -  бумагопластика (1 занятие).

                  Тема «Петушок» -  бумагопластика (1 занятие).

2 неделя - Тема: «Весенняя открытка с сюрпризом» - самостоятельно разработать тему, выбрать художественные материалы и различные способы работы (2 занятия).

3 неделя - Тема: Мозайка «Весенние картинки»  - панно из битой яичной скорлупы и шерстяных ниток (2 занятия).

4 неделя - Тема «Весна» -  пластилиновая картина (2 занятия).

 

 Итого  60

 

Итог работы:

―       Выставка детских работ

―       Игровая ситуация «Что умею, не скажу, а как сделать покажу»

III. Система мониторинга

Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе создания диагностических ситуаций.

В качестве диагностической ситуации проводится игровой «мастер-класс» по теме  «Что умею,  не скажу, а как сделать покажу».

Детям предлагается принять участие в «обучении» сверстников изготовлению поделок по своему выбору, используя знания, полученные на кружке.

С помощью наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижениях каждого ребёнка в данном виде деятельности.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. И.А Лыкова.  Художественный труд в детском саду . Учебно – методическое пособие.

2. «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.

3.Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

4. «Коллективное творчество дошкольников», п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г

5. Сайт «Страна Мастеров»

http://stranamasterov.ru

6. Сайт «Всё для детей»

http://allforchildren.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ КРУЖОК "Городок мастеров".

Кружковая работа "Городок мастеров" для детей 5-6 лет. Пояснительная записка и перспективное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 -7 лет) «Весёлый Светофорик»

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  работы с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  ( 6- 7 лет)  МАДОУ д./с.№ 38  г. ...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Юный математик»

Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...