Материал по ДДТТ "Партнерство ДОО и родителей воспитанников как основа эффективности деятельности образовательной организации по профилактике ДДТТ"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Фридкина Татьяна Николаевна

         Работа содержит интересный и богатый по содержанию материал  взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и формированию культуры поведения на дорогах и улицах.

         Ценность   данной   работы    состоит    в    наличии   в  ней  разнообразного   практического   материала   по   организации партнерских отношений.  Систематизированный материал адресован педагогам   детских садов и родителям детей дошкольного  возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации округа Муром

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

                      Материал на смотр-конкурс  «Зеленый огонек»

                       на лучшую  работу по профилактике детского

                    дорожно-транспортного травматизма среди  

                    дошкольных образовательных учреждений в номинации

             «Партнёрство ДОО и родителей

                        воспитанников как основа      

                     эффективности деятельности

                образовательной организации по

                         профилактике ДДТТ»

                       

Округ Муром, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

1.1. Условия возникновения и становления работы по профилактике ДДТТ……. 3 1.2. Актуальность и перспективность……………………………………………….. 3

1.3. Проблема………………………………………………………………………...   5

1.4. Ведущая педагогическая идея…………………………………………………    5

1.5. Новизна………………………………………………………………………….    6

1.6. Теоретическая база…………………………………………………………….     6

1.7. Адресная направленность……………………………………………………..     8

2. Технология организации работы………….……………………………………     10

3. Результативность…………………………………………………………………    27

4. Список используемой литературы……………………………………………..     29

5. Приложение

1. Анализ анкетирования родителей, мониторинг применения знаний детьми

    по безопасности дорожного движения

2. Перспективный план мероприятий по профилактике ДДТТ

3. Конспекты родительских собраний по профилактике ДДТТ

4. Проекты:

  • краткосрочный проект «Мама, папа, я – знающая правила лорожного движения семья!»
  • проект «Безопасная дорога»
  • проект «Школа юных пешеходов»

5. Организация работы кружка «Светофорик»

                     

                           6. Ежеквартальная газета «Зелёный огонек».

                               Подборка мультипликационных фильмов и

                              Мультипрезентаций по правилам дорожного движения.

        

1. Введение

  1. Условия возникновения и становления работы  по профилактике  ДДТТ

Важной предпосылкой возникновения данной работы явились противоречия, сложившиеся в настоящее время между:

  • возрастающим уровнем дорожно–транспортного травматизма и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению ПДД;
  • необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточностью современных учебно–методических пособий, в том числе интерактивных, для изучения ПДД в детском саду;
  • знаниями и умениями, приобретаемыми воспитанниками в детском саду, и привычками, передающимися от взрослых участников дорожного движения (родителей, знакомых, родственников);
  • отсутствием культуру безопасного поведения на дороге.
  1. Актуальность и перспективность.

С каждым годом растёт и хорошеет наш округ Муром. Много в нем красивых  улиц, увеличился и поток  транспорта на них. По этим же улицам проходит множество пешеходов и среди них, конечно, дети. Ребёнка интересует улица и всё на ней происходящее. Безопасность детей на дорогах – это актуальная тема в любой период времени года. Ежегодно на наших дорогах совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Можно сказать, что дети страдают в основном из-за нас самих, то есть взрослых участников дорожного движения. Именно мы являемся примером не только своему ребенку,  но и другим детям. Так, за 11 месяцев  2014 года в округе

                             Муром зарегистрировано 39 дорожно-транспортных                                   происшествий, в которых 44 ребенка получили  ранения различной степени тяжести.

Первичной и постоянной средой для развития ребенка является семья. Поэтому тот социальный опыт, который дети получают в семье, становится основой для формирования представлений о правилах дорожного движения. Естественное усвоение ребенком социального опыта поведения на улице, дороге и выполнение правил дорожного  движения происходит в процессе подражания близким, личностно значимых для ребенка. Семья, являясь главной составляющей жизни ребенка, удовлетворяет его потребности в эмоциональной и физической защищенности детей на улице, доверии и первичной информации о том, как надо выполнять правила дорожного движения.

   Расширение   и   обогащение  первичного опыта  детей  по  выполнению правил дорожного движения происходят в процессе его общения со сверстниками и с другими старшими и младшими  детьми в детском саду. Благодаря этому ребенок получает  первичные представления о дорожном движении,                               правилах поведения на улице, на дороге, приобретает   первый практический опыт пешехода.

Актуальность построения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители –   это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

    Именно  поэтому  семья  и  детский сад  должны   стать партнерами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

  1. Проблема

 Наш детский сад расположен около проезжей части дороги и гипермаркета, с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой  жизнью. Статистические данные об участии детей в ДТП округа Муром, а также отсутствие качественного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по профилактике                              дорожно-транспортного травматизма направляет педагогов и родителей                                   нашего детского сада на поиск новых, более  совершенных подходов в решении данного вопроса.

  1. Ведущая педагогическая идея

      Сегодня мы сталкиваемся с такой парадоксальной ситуацией: обучение дошкольников ПДД начинается практически с младшей группы, т.е. в возрасте 2-3 лет, продолжается на протяжении 5 лет пребывания ребенка в детском саду и в течение 11 лет в школе, но при этом на наших дорогах мы наблюдаем полнейшую безграмотность в данных правилах большей массы участников дорожного движения, и водителей, и пешеходов. А ведь от их соблюдения зависят жизни и здоровье!

      Так в чем же дело?! Чему и как мы учим наших детей? Почему впустую тратится столько времени? Почему знания, которые получают дети, не трансформируются потом в уважительное отношение к другим участникам дорожного движения и собственное грамотное поведение на дороге?

      Как показывает практика, важно с дошкольного возраста  не только рассказывать детям о правилах дорожного движения,  но и ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и   жизненно важная информация становится востребованной.

  Конечно, это будет игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или  досуга, дети обязательно должны вынести   определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. Конечно, знания, полученные в  дошкольной   организации,   будут востребованы, если они закрепляются и в семье.      

    Ведущей педагогической идеей является  формирование  у детей  дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице на основе партнерских отношений педагогов с родителями.

                   1.5.    Новизна

Новизна заключается в эффективном применении существующих и создании оригинальных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей. В работе показано всё ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике и в то же время отражены новые, наиболее удачные, апробированные в детском саду формы и методы совместной работы дошкольной организации и семьи.

1.6.  Теоретическая база.

В основе теоретической базы лежат следующие нормативно-

правовые документы:

на федеральном уровне:

  • Конституция РФ
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»
  •        Конвенция « О правах ребенка»
  •          Федеральный закон от 10.12.95 №196- ФЗ

             «О безопасности дорожного движения»

  •          Федеральная  целевая   программа  " Повышение   безопас-

                    ности   дорожного   движения  в 2013 - 2020  годах "

на региональном  уровне:

  • Постановление от 21 августа 2012 года № 3543 о долгосрочной целевой программе «Программа повышения безопасности дорожного движения на территории Владимирской области на 2013— 2015 годы.

       

        на муниципальном  уровне:

  • Постановление от 15 октября 2012 г. № 3179 «Об утверждении долгосрочной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения в округе Муром на 2013 - 2015 годы».

        на уровне образовательного учреждения:

  • Устав ДОУ
  • Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №53» (в один из разделов вариативной части программы входит парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Под ред. Р.Б. Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой).
  • Приказ МБДОУ «Детский сад №53» от 01.09.2013  №101 «Об организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.95 года, закрепил основные принципы и необходимую сферу

регламентации безопасности дорожного движения, определили

права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел

основные требования по подготовке водителей.

                На сегодняшний день проблему воспитания у   детей дошкольного  возраста навыков безопасного    поведения на улицах  города изучали многие                      исследователи.

В педагогической  практике накоплен достаточный     опыт   по обучению дошкольников безопасному  поведению    на дорогах  Р.Б. Стеркиной, , О.А. Скоролуповой, Е.А. Романовой, Т.Г., Т.Г. Кобзевой и др.

           Кобзева  Т.Г. в книге «Правила дорожного движения. Система                           обучения дошкольников» отмечает, что профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшней день должна быть одним из направлений  каждого дошкольного учреждения.

Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо выстроить такую систему взаимодействия  с семьей, которая способствовала бы наиболее эффективной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения по мнению Старцевой О.Ю. является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых  навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-

транспортной обстановке. Особенно важно развитие сознательного

 отношения к своим и чужим поступкам, то есть понимание ребенком

того, что является правильным или неправильным.

                 «Ситуацию, когда Россия теряет без малого 40 тысяч                   своих граждан, из них 2 тысячи детей ежегодно, иначе, чем национальное бедствие, оценивать нельзя», -    отметил в докладе «Совершенствование государственной

 системы управления безопасностью дорожного движения в РФ» заместитель Министра транспорта РФ Л.П. Насонов на научно-практической конференции по обеспечению безопасности дорожного движения.

1.7.  Адресная направленность

                 Работа содержит интересный и богатый по содержанию материал  взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и формированию культуры поведения на дорогах и улицах.

         Ценность   данной   работы    состоит    в    наличии   в  ней  разнообразного   практического   материала   по   организации партнерских отношений.  Систематизированный материал адресован педагогам   детских садов и родителям детей дошкольного  возраста.  Материал размещен на сайте МБДОУ «Детский сад №53» https://sites.google.com/site/detsad53murom/

        

  1. Технология организации работы по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад №53» в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Наша дошкольная организация  начала эту  работу с глубокого

изучения  семьи,   ее   запросов,   потребностей,   взглядов  на  

рассматриваемую  проблему. Для  этого  использовали анкетирование,

как одну из  форм взаимодействия (приложение 1).

                           Проведённое анкетирование родителей на тему                             безопасности  дорожного  движения показало,   что 87% опрошенных не уделяют особого внимания    важности и необходимости обучения детей правилам

  дорожного движения дома, а 79% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

             Большинство родителей  возлагают большие  надежды на детский сад, что в дошкольном  учреждении  детей  обязательно  всему научат. Хотя далеко не все родители  представляют  чему учить ребенка в определенном возрасте.

Мамы и папы  не скрывают,  что дома этой теме уделяют непростительно  мало  времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или  недостаточно  настольно – печатных игр, детской художественной литературы  по дорожной тематике.   Большинство  родителей  помощь детского сада  видят в проведении  с ними  практических занятий по безопасности дорожного движения.

Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике (приложение 1).

Получив такие данные, наше дошкольное учреждение активизировало  работу по организации партнерских отношений: детский сад – родители воспитанников, как союзники в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Высказывание С. Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители  пример ему» - стала девизом такой работы.

Анкетирование родителей дало возможность дошкольной организации спланировать мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    Вся   система    работы    детского  сада    сводится   «к нулю»,

если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает  Правила дорожного

 движения, подвергая опасность свою и его жизнь.

                            Многих детей привозят в детский сад на машине,                                и они  подчас  становятся  свидетелями  нарушений правил  родителями – водителями.

Поэтому мы считаем необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города через создание партнерских отношений с семьей.

Данные мониторинга дошкольников, анкетирования родителей позволили определить цели и пути работы по данному направлению.

Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах – работа не одного дня, это процесс длительный. Для того чтобы она принесла результаты, проводим её систематически, в тесном контакте  с родителями.

Цель. 

Оптимизирование работу детского сада с семьёй на основе партнерских отношений, направленную на закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  1. Активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей ДОО.
  2. Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
  3. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД -

 самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

  1. Разработать формы активного взаимодействия с детьми и

родителями по формированию знаний по дорожному движению.

  1. Совместно с родителями создать в детском саду необходимые             условия для обучения детей правилам дорожного движения.

        Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников.  Для этого наше дошкольное учреждение продумывает их участие в проводимых мероприятиях. Партнерские отношения детский сад с родителями строит на основе перспективного плана работы (приложение 2).

Работы по профилактике ДДТТ  начинали с проведения общего родительского собрания, на котором знакомили родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах. Так, на собрании обращали внимание родителей, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Также обращали внимание родителей на то, что детей надо подготовить  к нестандартным ситуациям на дорогах.  Во-первых, надо разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои  эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать  его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они                              становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они  должны вести себя на улице и в транспорте, нужно  столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Акцент для родителей делали на то, что детям следует разъяснять, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. Родителям с ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.

Детский сад и родители совместно детям должны объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой они ходит вместе с родителями.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.


Родителям указывалось на тот факт, что они должны детям постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях

 и устройстве дорог. Родителям доказывалось, что дети должны уметь

различать основные цвета, формы, изображения, используемые

при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного

движения, усвоить понятия “вправо”, “влево” (“справа”, “слева”,

                           “направо”, “налево”), “посередине”, “между”, “мимо”,

                             “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие

                                 слова, обозначающие направление движения и

                                   местонахождение предмета.

         Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, детский сад и семья учат детей запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

Семьям объяснялось, что если ребенок заблудится на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому мы призывали родителей на всякий случай снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к полицейскому или продавцу в магазине.

Общее родительское собрание проводим в начале сентября, а в конце сентября воспитатели на групповых родительских собраниях еще раз затрагивают вопрос профилактики ДДТТ (приложение 3). В ходе проведенных собраний корректируется план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и начинается его реализация.

Одним из направлений детского сада и семьи  по профилактике ДДТТ является совместное совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ.

  В группах оформлены содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД, куда вошли:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т.д.;
  • классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
  • подборки народного фольклора;
  • подборки художественной литературы;
  • справочная литература;
  • альбом «Это интересно…»
  • альбом «Дороги о. Муром», «Транспорт».
  • подборка иллюстраций, сюжетных картинок (отражающих дорожные ситуации), плакатов по правилам дорожного движения;
  • книжки-малышки «Интересные истории о …»;
  • модели машин: легковых и грузовых;
  • картотека «опасных ситуаций»;
  • в старших группах «окно выдачи водительских удостоверений», сдавшим экзамен по ПДД;
  • строительный конструктор;
  • подборка: видео материала, мультимедийных презентаций;
  • комплекты дорожных знаков;
  • макет улицы с транспортными средствами, перекрестками;
  • подборка проблемных ситуаций;
  • подборка «Минуток безопасности»;
  • транспорт: спец. транспорт (скорая помощь, пожарная

            машина…), строительная техника (бульдозер, экскаватор…),

                  сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн …).

Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть различными мыслительными операциями.

Детский сад оснащен техническими средствами: телевизор, видеоплейер, магнитофон, проектор. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают им закреплять правила дорожного движения, слушать стихи.

В холле ДОУ оформлен информационный «Уголок безопасности – «Светофорик».

Материалы, представленные на стенде, включают в себя следующее содержание:

  • Выписка из приказа заведующего ДОУ о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Информация ГИБДД о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в округе Муром, Владимирской области.
  • План работы образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Схема безопасного маршрута движения детей
  • Информация для детей и родителей обучающего характера по ПДД, периодически сменяемая, с тематической направленностью.
  • Информация для родителей методического характера.

Ежегодно в фойе оформляется выставка детского творчества по ПДД, которая готовится под руководством специалиста по ИЗО и председателя родительского комитета Мараевой А.Н.

Дети совместно с родителями рисуют

маршрут безопасно движения по городу, из картона изготавливают пазлы по ПДД, делают аппликацию «Светофор» и др.

 

        

Совместными усилиями педагогов и родителей в детском саду был оборудован кабинет ОБД. В данном помещении имеется учебно-методический материал:

  • комплект наглядных пособий по ОБЖ (автор Стеркина Р.);
  •  плакаты «Изучаем правила дорожного движения»;
  • видеофильм «Уроки тётушки Совы»;
  •  библиотечка: художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения, иллюстрации, методическая литература, конспекты занятий, бесед, прогулок, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения;
  • дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др.
  • дорожная разметка, светофор, различные виды транспорта, дорожные знаки и др.

 Воспитатели проводят профилактические мероприятия по ДДТТ с привлечением родителей и  инспектора ГИБДД.

Родители приняли активное участие в создании на площадке детского сада автогородка  (разметка дороги, пешеходного перехода, имеются передвижные макеты по ПДД, светофор, дорожные знаки), которая помогает детям закрепить знания по ПДД.  С их помощью изготовлены: план участка детского сада, макеты, планы: «Наша улица», «Площадь Прокуророва».

Отзывчивость родителей при обогощении предметно-развивающей среды ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма свидетельствует о том, что уровень представлений о функциях детского сада изменился от простых требований к партнерской деятельности.

        

        Наш детский сад расположен в микрорайоне Вербовский, который имеет старые и новые жилые застройки соединяющиеся мостом через реку Вербовка.

В старой части микрорайона  дошкольных учреждений нет, и с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, по запросу родителей воспитанников и инициативе управления образования администрации округа Муром был организован подвоз детей в сопровождении родителей в ДОУ.

        


Следующим этапом работы по профилактике ДДТТ является организация непосредственной работы  с дошкольниками.

        Важнейшим методом педагогического воздействия мы считаем такие наглядные методы, как наблюдение окружающей действительности, рассматривание плакатов, фотографий, просмотр видеофильмов. При проведении наблюдений учим детей замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. В процессе наблюдений развиваем мыслительную деятельность детей путем поиска ответов на поставленные педагогом вопросы, сравнения. Наблюдения проводятся на целевых прогулках по улицам города, на участке детского сада.

          На целевых прогулках по улицам города мы сравниваем различные виды транспорта, наличие дорожных знаков, расположение зданий.

При проведении целевых прогулок привлекаем родителей воспитанников. Знания детей после наблюдений получают свое развитие в рисунках, игре, рассказах.

                            Также одним из эффективных форм работы с детьми                              по профилактике ДТТ является включение воспитанников  проектную деятельность.

                                Наше дошкольное учреждение активно использует                                   совместные проекты с  родителями (приложение 4).  

        Кроме традиционных форм работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (изготовление стендов с наглядной информацией,  консультации,  участие родителей в развитии предметно-разввающей среды ДОУ, семейные конкурсы, викторины, тематические родительские собрания , совместная детско-родительская досуговая деятельность и др.) используем и интерактивные формы:

  • кружок  «Светофорик».

Руководителями кружка являются педагог Гусева Н.А. и член родительского комитета Протченко Т.В. Цель кружка заключается в том, что детский сад стремился создать такие условия взаимодействия с родителями по профилактике ДДТТ при которых, родители являлись бы не только социальными заказчиками, но и  активными социальными партнерами (приложение 5).

  • клуб интересных встреч «К нам гости пришли»

В нашей группе есть родители, профессии которых так или иначе связаны с дорогой (врач, полицейские, пожарный, автомеханик, дорожный

рабочий, водитель). Мы приглашаем их в детский сад для организации

совместной деятельности. Дети гордятся своими родителями.

 И, когда их спрашивают: «Кем ты хочешь быть?» - отвечают: «Как мама – медсестрой или как папа - водителем». Каждый хочет, чтобы пригласили                            именно его маму или папу. Поэтому мы приглашаем  всех желающих. Если даже их работа не связана с  дорожным движением, то они ведь все пешеходы.

  • Мастерская «Мы-исследователи»

Совместно с родителями в игровой форме дети учатся находить выход из нестандартной ситуации. Пытаются ответить на вопрос «А что произойдёт, если…»  Эти игровые обучающие мероприятия проводятся с использованием ИКТ и атрибутов (мобильных телефонов, компьютеров,  раций). В рамках мастерской детям совместно с родителями предлагается изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр, придумать лабиринты, ребусы, кроссворды по теме. Здесь же родителям поручается пополнить видеотеку видеофильмами, мультипрезентациями по ПДД (приложение 6).

  • Издательство «Зелёный огонек»

Родители выступают редакторами ежеквартальной газеты по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (приложение 6).

  • Клуб эрудитов «Дорожная азбука»

С детьми и родителями проводятся интеллектуальные игры по правилам дорожного движения. Такие игры расширяют знания детей, развивают мышление, внимание, речь, смекалку, учат работать дружно, слушать друг друга, находить верное решение.


  1. Результативность

Система деятельности ДОО по созданию партнерских отношений детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма показала положительную динамику и результативность работы.

Использованные в ходе работы традиционные и инновационные формы работы,  а также  творческий поиск педагогов и родителей более эффективных приемов и средств, позволили сформировать у  ребенка умение  предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Так, итоговое диагностическое обследование детей показало, что использование методических наработок детского сада по профилактике ДДТТ дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 82 % воспитанников детского сада. Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками воспитательно-образовательного  процесса по обучению своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения (приложение 1).        

Об эффективности организации партнерских отношений можно судить  и по активизации родителей и детей на мероприятиях, акциях, участии в семейных выставках, реализации проектов, в оформлении презентаций семейного опыта и т. д.

Мы убедилась, что такая система работы дает положительные  результаты – за год  проведенной работы не было ни одного  дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

        В дальнейшем наше дошкольное  учреждение планирует следующие направления работы:

  • систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по профилактике ДДТТ;
  • особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения;
  • обобщить опыт работы по профилактике ДДТТ на окружном уровне.

4.  Список используемой литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность на улице и дорогах: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД, 1997.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.

  1. Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» - М.: «Сфера», 2011.

  1. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М., 2006.

  1. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  1. Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку». - М.: «Скрипторий», 2008.

  1. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. Под ред. Т.Г. Козбева, В., 2010

  1. Постановление администрации города Владимира от 21 августа 2012 года № 3543 о долгосрочной целевой программе «Программа повышения безопасности дорожного движения на территории Владимирской области на 2013— 2015 годы.

  1. Постановление администрации округа Мурома от 15 октября 2012 г.

 № 3179 «Об утверждении долгосрочной целевой программы по

обеспечению безопасности дорожного движения в округе Муром на 2013 - 2015 годы».

        10.   Скоролупова О.А. «Правила и безопасность  дорожного движения. Занятия с детьми дошкольного

                      возраста». -  М.: «Скрипторий», 2007

        Перспективный план работы с родителями по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма воспитанников  

№п/п

Наименование мероприятий

Группы

Ответственный

1.

Инструктаж по теме: «Правила дорожного движения» на групповых родительских собраниях

Все группы

Воспитатели групп

2

Общее и групповые родительские собрания «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье»

Общее родительское собрание

Заведующий, старший воспитатель,

воспитатели

3.

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по изучению детьми ПДД

Воспитатели, музыкальный руководитель

Заведующий, старший воспитатель,

Воспитатели, родители

№п/п

Наименование мероприятий

Срок

Ответственный

1.

Консультация для родителей:
«Знакомство с инструктивно-директивными материалами по разделу ПДД»

Сентябрь

Заведующий

2.

Обзор литературы по теме: «Профилактика ДДТ и ПДД»
· журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;
· детская художественная литература;
· обзор информации в периодической печати;
· новинки методической литературы

Сентябрь

Старший воспитатель

3.

Работа кружка «Светофорик»

Сентябрь-май

(по отдельному плану)

Член

родительского комитета

Протченко Т.В.

4.

Реализация краткосрочного проекта «Мама, папа, я – знающая правила дорожного движения семья»

сентябрь

Воспитатель Гусева Н.А.

5

Реализация проекта «Безопасная дорогая»

Сентябрь-февраль

Воспитатели старших и подготовительных

групп

6.

Реализация проекта «Школа юных пешеходов»

Сентябрь-май

Воспитатели

7.

Функционирование мастерской «Мы-исследователи»

Сентябрь-май

Воспитатели

8.

Функционирование клуба интересных встреч «К нам гости пришли»

Сентябрь-май

Воспитатели, родители

9.

Функционирование клуба эрудитов «Дорожная азбука»

Сентябрь-май

Воспитатели, родители

10

Методическая неделя «Зеленый огонек»:
· смотр-конкурс «Зеленый огонек».

Ноябрь-декабрь

Заведующий, старший воспитатель

11.

Беседа с родителями «Профилактика травматизма»

Февраль

Старший воспитатель

12.

Консультация «Знакомство детей с правилами дорожного движения

Март

Старший воспитатель

13.

Круглый стол: «Преемственность в работе ДОУ и семьи по воспитанию у детей знаний и практических умений по ПДД»

 декабрь

Заведующий, старший воспитатель, родители

14.

Анкетирование родителей

В течение года

Воспитатели

15.

Совместно с родителями организовать уголки безопасности в группах

Сентябрь-Май

Воспитатели

16.

Консультация «Привитие навыков по ПДД детям дошкольного возраста»

Апрель

Старший воспитатель

7.

Выпуск газеты

Один раз в квартал

Старший воспитатель, член родительского комитета

8.

Оформление стенда по ПДД

Смена материала 1 раз в квартал

Старший воспитатель

9.

Наглядная агитация в группах (тематические стенды, консультации, беседы, выставки)

Смена материала 1 раз в квартал

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников на основе компетентностной основе.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников – интегральная личностная характеристика педагога, определяющая способ...

Направления деятельности образовательной организации при включении воспитанников с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.

Развитие интеграционных процессов в дошкольном образовании, психолого-педагогического сопровождение детей, нуждающихся в поддержке, экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для дет...

Консультация для родителей. ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ДДТТ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ДДТТ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ....

Система деятельности дошкольной образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Система деятельности дошкольной образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

Учебно-методическая разработка по обучению основам финансовой грамотности для воспитанников 5-7 лет дошкольных образовательных организаций

Методическая разрабока может использоваться  для работы воспитеталей и музыкальных руководителей ДО. Представлена в форме путешествия на самолете. В разных городах дети встречаются со своими люби...

Эффективность применения цифровых технологий в управленческой деятельности образовательных организаций

Применение цифровых технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышает ее эффективность.  Использова...

2.2. Формулирование диагностических целей профессиональной деятельности, связанных с эффективностью работы образовательной организации.

2.2.Формулирование диагностических целей профессиональной деятельности, связанных с эффективностью работы образовательной организации.Материалы, представленные  по организации развивающей предмет...