Конспект по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект  по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                    детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

                          Конспект по познавательному развитию

                                  «Как рубашка в поле выросла.»

                                 

                                                                                                          Разработала воспитатель

                                                                                                          ГБДОУ детский сад №22

                           Первой квалификационной

                                                                                категории

Егорова Ольга Генриховна

Санкт-Петербург

2014г.

Программные задачи ::

1 . Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна , технологией изготовления крестьянами одежды .

2. Закреплять знания об орудиях труда , их значение , умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее .

3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации .

4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества .

5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян .

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций «Как выращивали лён» , «Цветущий лён» , «Как наши предки шили одежду» . Рассматривание семян льна ; рассматривание иллюстраций «Русский национальный костюм» . Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ; «Как Мите сшили сюртук» . Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» . Рассказывание русских народных сказок «Мудрая дева» , «Хаврошечка» . Слушание русской народной песни «Ой ты , прялица». Разучивание русской народной песни «Вот те гребень» . Разучивание русской народной игры «Прялица» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Как Мите сшили сюртук» . Беседа по содержанию русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Материал. Рубаха , штаны , сарафан , фартук , поясок , прялка , веретено , иллюстрации с изображением выращивания льна и орудий труда .

Ход деятельности .

Воспитатель : Сегодня ребята , мы свами поговорим о старинной одежде : она чем-то похожа на современную ,  а чем-то отличается . А еще узнаем из чего сшита эта одежда .

        Посею я , млада , ленку

        При дорожке , при толку .

        Ты расти , расти ленок ,

        Тонок , долг и высок,

        В земелюшку корешок ,

        Что вниз коренист ,

        А вверх семянист !

Лён выращивали , чтобы из него шить одежду для всей семьи .

Маленькие блестящие семена льна разбрасывали по полю и приговаривали :

        Зародится , мой льнище ,

        И долог , и тонок ,

        Золото коренье ,

        Серебряно семя !

Когда синие цветочки опадали , головки подсыхали , лен выдергивали с корнями , завязывали снопики , приговаривали : «Ты удайся мой ленок !», чтобы лён вырос густым , крепким . Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля) , трепали (разделяли стебель на тонкие волокна) , чесали (выравнивали льняные пряди) . С 18 октября , на день Харитины , женщины и девушки начинали прясть . В народе говорили : День Харитины-первые холстины . Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Прялица» .

Дети считалкой выбирают игрока . Если это мальчик , то ему предлагают выбрать в пару девочку (и наоборот) .Пара стоит в центре круга .Остальные дети стоят кругом и поют:

        Уж ты прялица-кокорица моя ,

        С горя выброшу на улицу тебя.

        Стану прясть и попрядывать ,

        На беседушку полядывать.

        Во беседе нет весельица,

        Моя мила не осердится.

        Моя мила по дорожке шла,

        Черноброва барабан нашла,

        Она била барабанила,

        Из-за лесу парня манила,

        Из-за лесу, лесу тёмненька,

        Из-за садику зелененька.

Во время песни девочка и мальчик быстро вертятся в одну и другую стороны . С окончанием слов песни они по русскому обычаю трижды целуются и уступают место другой паре . Игра продолжается.

Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали , превращая в нити .

Ребята , потрогайте льняную нить . какая она ?

Дети : Длинная , прочная .

Воспитатель :

        Позолоченная прялица ,

        Мы прядём ,  а нитка тянется,

        Мы прядём ,  а нитка тянется ,

        Нам работа наша нравится .

Из ниток на ткацком станке делали ткань . За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна , чтобы хватило на всю семью до следующей зимы .

А сейчас отгадайте , из какой это сказки .

1. Ткать холсты героине помогала коровушка ?

Дети : Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А.С. Пушкина  старик ловил неводом рыбу ,  а старуха пряла свою пряжу ?

Дети : Сказка о рыбаке и рыбке .

3. Мороз подарил девочке платье , расшитое серебром и золотом ?

Дети : Русская народная сказка «Морозко» .

4. В какой сказке царь дал приказание : «Когда дочь твоя мудра , вот ей ниточка шелкова ; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое .» , а она наказывала : «Скажи , чтоб нашел такого мастера , который бы сделал из этого прутика кросны : было бы на чем полотенце ткать» ?

Дети : Русская народная сказка «Мудрая дева» .

Воспитатель : Все женщины в русской деревне умели прясть , ткать , вышивать и шить одежду для себя и своей семьи .  Из чего же они шили одежду ?

Дети : Из полотна .

Воспитатель : а какую одежду они шили из полотна ?

Дети : Рубахи ,  штаны , сарафаны ,  фартуки .

Воспитатель : Одежда , сшитая из полотна , называлась домотканной . Чтобы что-нибудь сшить , нужно «отрубить» полотно , то есть – обрезать . «Рубаха»- сшитое полотнище . Именно она , по мнению наших предков ,  являлась оберегом от сглаза , злых духов . Все , от мала до велика , носили рубахи . Повседневные рубахи , обшивали по шву и краям красной нитью ,  чтобы преградить дорогу нечистым силам . В праздники надевали рубахи , богато украшенные вышивкой ,  вышивка тоже считалась оберегом . Замужние женщины всегда носили фартук .

А когда сейчас надевают фартук ?

Дети : Когда готовят еду и моют посуду .

Воспитатель : В сарафанах сначала ходили женщины  только из царской семьи , знатные боярыни . Сарафаны шили из парчи , бархата , шелка и украшали их вышивкой и драгоценными камнями . постепенно сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси .

На праздник шили нарядные ,  яркие сарафаны , украшали вышивкой . Под сарафаны одевали длинную рубашку с рукавами .

А теперь отгадайте загадки . Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной вещи ,  а тот  ,  кто отгадает , находит и показывает одежду .

        По дороге я шел ,

        Две дороги нашел,

        По обеим пошел .  

                                (штаны)

Что же это за одежда :

        С четырьмя отверстиями ,

        В одно входишь ,

        А в три выходишь ?

                                (рубаха0

        Каждый день по утру,

        Надеваю я трубу,

        Ну не догадаться Вам!

        Она зовётся …..

                                (сарафан)

        

        Целый день я в нём хожу,

        Словно в обруче .

                                (пояс)        

Любили наши предки повеселиться . Давайте и мы встанем и споём песню «Вот те гребень» .

Вот мы с вами и узнали , как делали рубахи в старину

Нить и полотно наделялись волшебными свойствами . А еще ниточка и полотно воспринимались как путь , который должен пройти человек . Я надеюсь ,  что он у вас будет счастливый ,  и чтобы ваша дорога всегда была ровной и гладкой .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Как рубашка в поле выросла"

Нас окружает множество нужных и полезных вещей. Откуда они беруться, как и из чего из делают. Это занятие посвящено одежде, а именно одежде сшитой из льняной ткани. Это занятие-исследование. Дети выяс...

План-конспект занятия ознакомления с окружающим «Как рубашка в поле выросла»

Обучающие задачиРазвивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.Закреплять представления о быте, культуре люд...

Конспект НОД "Как рубашка в поле выросла"

Конспект НОД "Как рубашка в поле выросла"...

Конспект занятия по позновательно - исследовательской деятельности в средней группе "Как рубашка в поле выросла"

Конспект занятия по познавательно - исследовательскои деятельности по технологии ТРИЗ в средней группе "Как рубашка в поле выросла"...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Как рубашка в поле выросла!"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по познавательному развитию детей подготовительной группы. Цель: расширить представления детей о быте и традициях русского народа; обобщить предст...

Конспект занятия по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"

1. Познакомить  детей с традиционным русским народным костюмом, с егосоставными частями, декоративными элементами.2. Обогащать словарный запас за счёт названия одежды, а также малых форм устного ...