Инновационно- педагогический опыт работы на тему: «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»
материал (младшая группа) на тему

Завгородняя Вера Васильевна.

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2_1.docx101.96 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационно- педагогический опыт работы на тему:

 «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора» Воспитатель МКДОУ «Белозерский детский сад» -Завгородняя Вера Васильевна.

Условия возникновения опыта.

     Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям – детскому саду. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

     Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем – формирование адаптивности ребенка раннего возраста как способности самостоятельно достигать динамического равновесия с миром вне зависимости от принадлежности ребенка к конкретному образовательному учреждению или коллективу сверстников. Мой опыт работы с детьми младшего возраста доказал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к ДОУ. В данном опыте предпринята попытка использовать фольклор для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Актуальность и перспективность опыта.

     На ранних этапах развития личности основные механизмы адаптации базируются на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определенной социальной ситуации развития.

      Значимость проблемы адаптации связывается с новыми потребностями дошкольного образования по организации ранней адаптации детей к ДОУ.

     Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садиковского». Страдают и дети и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных психофизических средств воздействия является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх.

     Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

Теоретическая база.

     Теоретической базой стали  идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся проблемой адаптации и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное протекание адаптации  детей раннего возраста.

     А.Н. Леонтьев отмечал: каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей имеет индивидуальные приспособительные механизмы,  следовательно, свой тип адаптации.

     Одним из важных условий адаптации детей педагоги, психологи (Л.В. Макшанцева, Е.И. Морозова, Г.Б. Степанова, С.Н. Теплюк  и др.) считают создание эмоциональной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность. По их мнению,  эффективным средством являются произведения устного народного творчества, которые  способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми.

     По мнению З.А. Гриценко, народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает воспитателя и малыша в период адаптации и делает ее протекание более благоприятным.

Новизна опыта.

     Данный опыт является  синтезом уже существующих подходов к организации жизни детей раннего возраста в период адаптации и  материалом из личного опыта работы с детьми раннего возраста. Разработаны:

  1. перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста с использованием фольклора;
  2. конспекты  игр - занятий по познавательному развитию;
  3. комплексы упражнений утренней  эмоционально-стимулирующей гимнастики с использованием фольклора и пальчиковой гимнастики;

Ведущая педагогическая идея заключается в использование фольклора в период адаптации малыша к детскому саду, который способствовует повышению эмоционального настроя ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослыми, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Технология опыта.

     С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению я поставила перед собой задачу разработать методику по использованию произведений устного народного творчества

  Сначала был подобран:

  1. фольклорный материал в соответствии возраста детей;
  2. подготовлен материал для родителей «Песенки – пестушки в жизни детей»;
  3. подготовлена папка – передвижка «Наши пальчики играли…», с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками;
  4. подобран  иллюстративный материал с фольклорными произведениями;
  5. проведено родительское собрание «Успешная адаптация малышей к детскому саду через фольклорные произведения».

     Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня,  я включаю их в различные режимные моменты.

     Поскольку самым важным моментом малыша является его встреча с воспитателем, в этот момент я встречаю малыша с улыбкой на лице, присаживаясь к нему, чтобы мои глаза были на уровне глаз ребенка, здороваюсь с ним и приглашает пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Алёшенька дорогой.

Я Алёшеньку люблю,

Ему песенку спою.

     Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.

     Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не правятся некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:

Водичка, водичка,

Умой Насте (Кате) личико,  

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Когда дети моют руки, они сопровождают свии действия потешками:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Или:

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.

     Удачно подобранная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтобы Катя ела.

Или:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Или:

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!

При одевании детей на прогулку проговариваю:

Мы наденем Мишке,

Теплые штанишки,

Мы наденем Мишке

Валенки малышки.

Или:

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

      Процесс пробуждения детей  тоже сопровождает потешками, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Мишенька дружок.

Или:

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

     При пробуждении всей группы детей используется  игровой приём с куклой.

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

     Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к порядку.

      Организацию детей на занятия и сами занятия также строю на основе фольклора и пальчиковой гимнастики. Например, организуя детей на  познавательное занятие «В лес, по грибочки» приговариваю:

Гриб – грибок,

Выставь лобок!

На тебя погляжу,

В кузовок положу!

Грибок к грибку,

А мой наверху!

  А на занятие по изобразительной деятельности  рисование  «Дождик, дождик….»  завлекаю детей потешкой:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Брызни  в поле пуще-

Станет травка гуще!

  Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия  в общих играх, уединяются. Воспитатель с помощью потешки вызывает у ребенка желание двигаться, включиться в совместное  игровое упражнение:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Оленька (Настенька) пойдет,

Через киску упадет!

  Или:

Скачет зайка маленький,

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай- ка.

Когда в группу приходит новый ребенок, также воспитатель  использует фольклор:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший.

Коленька пригожий.

     Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду. Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи.

     На этапе адаптации используемые мной игры, направленны на развитие мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек.

     Потешки,  сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Воспитатель включает пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней  эмоционально – стимулирующей гимнастики.

     Кроме того, привлекаю к активному участию родителей детей, предлагая проделывать пальчиковую гимнастику с детьми дома. С этой целью для родителей группы проведены консультации и индивидуальные беседы, родителям предложен богатый наглядный иллюстративный материал  пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних условиях.

     Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:

Пальчики, пальчики,

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики  живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

Посередочке Сергей,

А за ними Алексей,

Ну а этот Гришка,

Гришка – шалунишка.

Или:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

 Ежедневно использую  три – четыре пальчиковые игры, которые помогают «собрать» детей, сосредоточить на другую деятельность.

     Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора,  заметила,  что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения.

     Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Результативность.

Результаты адаптации

     Диагностика развития мелкой моторики рук и речи, проводимая на протяжении трех лет показывает положительную динамику.

Моторика

Речь

     Исходя из полученных результатов, можно утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в период адаптации малышей к детскому саду, способствующие эмоциональному благополучию детей, развитию мелкой моторики рук и развитию речи.

Возможность тирожирования.

     Опыт работы по данной проблеме может представлять интерес для воспитателей младшего дошкольного  возраста  детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»

ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ  ПЛАН  НА  2012 – 2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД  Тема   самообразования«Адаптация детей раннего возраста  к дошкольному образовательному учрежде...

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

В данной работе рассказывается о адаптации детей раннего возроста по средствам потешек, приговорок, попевок....

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...