Адаптация детей к детскому саду.
консультация (младшая группа) по теме

Руссу Наталья Закиевна

Адаптационный период в детском саду сложен не только для детей и родителей, но и для педагогов. Педагогам необходимо не только безболезненно ввести ребенка в садичную среду, но и подобрать информативный инструментарий для отслеживания протекания адаптационных механизмов детей.

Предлагаю Вашему вниманию текст родительского собрания по теме: "Адаптация к детскому саду" и диагностическую карту для наблюдения за ребенком во время адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению.

Проблема адаптации детей  к  условиям  дошкольного  учреждения  очень  актуальна. От того, как  пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное  существование в детском саду и семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно, с массой негативных сдвигов в детском организме.

Ребёнок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец или грызть ногти. Отчего же возникает такое поведение?

Когда ребёнок приходит в детский сад, многие условия его жизни резко меняются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения, то есть ломаются привычные динамические стереотипы жизни, в которых ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно.    Даже в том случае, когда дома стараются подготовить малыша к поступлению в детский сад (с педагогической точки зрения), адаптация не всегда проходит легко. В каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют, но одни родители сажают при этом ребенка к себе на колени, другие - за обеденный стоп, третьи - за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться с взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.

 При поступлении в детский сад малыш не только оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение, но и расстается на длительный период с близкими людьми. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, чувство покинутости и брошенности. Ребёнок находиться в состоянии постоянного психоэмоционального напряжения. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача, истерик,  и даже серьезных заболеваний.

      Можно ли избежать этого? Может быть, стоит, как можно дольше держать ребенка возле себя?

      Конечно, забота и любовь родителей делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы  к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.

         Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой - насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности

         Когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, воспитатель ведет за ним наблюдение, фиксируя в листе адаптации данные, связанные с его поведением и развитием. Адаптация может протекать 4 или 8 дней, а некоторые дети с первого дня чувствуют себя совершенно свободно, у некоторых детей адаптационный период длится месяц. В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возвращении после болезни и длится в течение нескольких дней. Если малыш чувствует себя так же хорошо, как до заболевания, можно считать, что оно не повлияло на адаптацию.

         Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилактические мероприятия.

        Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелательно, помогать малышам осуществлять   их   задумки,   положительно оценивать результаты труда,

         Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо решать всем вместе: и воспитателям, и психологам, и родителям.

          Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно.

          Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменения окружающих условий. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки - чистота, свежий прохладный воздух в помещении - все это и многое другое не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.

           У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.

Можно говорить как о благоприятной (нормальной, физиологической), так и о неблагоприятной (патологической) адаптации. Различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и тяжелую.

          При  легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния, Малыш плохо спит, иногда теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр, Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше - за 1-2 недели.

 При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления многие дети заболевают острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений.

При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления е дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Часть детей с тяжелой адаптацией не болеет, но. несмотря на это, у них длительно отмечается неадекватное поведение, некоторые даже перестают говорить.

Дети, с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога. В таких случаях специалисты могут порекомендовать родителям повременить с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более зрелой.

 Как готовиться к поступлению в детский сад?

Родители должны рассказывать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку, Нельзя запугивать ребенка: не будешь слушаться маму - отведу в детский сад.

         Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

          Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде и т.п.

         И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него - дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Ни` когда не следует кормить ребенка насильно [это азбучная истина, но, к сожалению, такое случается]. Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да еще при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или в кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть. Воспитателю и его помощнику эти моменты очень важно учитывать, когда в группу поступают новые дети.

        В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, так как ребенок видит, что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должна скрыть свое волнение, пообещать вернуться и, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течение всего дня, поэтому в первую неделю

необходимо брать ребенка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду: сначала можно оставить до обеда, в последующие дни забирать перед дневным сном, затем - сразу после сна и т.д.

         Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, не возбуждающие.



Предварительный просмотр:

Адаптационный лист воспитанника МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

Ф.И.О. ребенка ______________________ группа __________возраст_____________

Дата поступления в ДОУ  «_______»________________ 20____

Дата наблюдения за адаптационными механизмами с «_______» по «_______»

Педагоги________________________________________________________________

Параметры/Дата

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Эмоциональное состояние

Социальные контакты

Аппетит ребёнка

Завтрак

Обед

Ужин

Сон ребёнка

ИТОГО

ЛЕГКАЯ

до 5дн.- 1нед

+ 12...+8

СРЕДНЯЯ

до15дн.-3 нед.

+7...0

УСЛОЖНЕННАЯ

до25дн.-5 нед.

-1…-7

ДЕЗАДАПТАЦИЯ

более 5 нед.

-8        -12

1. Эмоциональное состояние ребёнка

-3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен

+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен

+1. Иногда задумчив, замкнут.

-1 Легкая плаксивость, хныканье.

-2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

-3 Сильный, профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребёнка

+3 Много друзей, охотно играет с детьми.

+2 Сдержан, просится на руки, неохотно играет с

детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребёнка        

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный.

+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго

 -1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

 -3 Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребёнка

+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 Аппетит выборочный, но насыщенный.

-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3 Отвращение к еде, кормление мучительно.