развитие коммуникативных способностей как фактор снижения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Баюшева Оксана Вячеславовна

В данной статье раскрывается значение общения ребенка со сверстниками для его развития, самооценки.  Обозначены причины проблем межличностных отношений, намечены возможные пути решения конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_kommunikativ_sposobnostey.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей как фактор снижения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Общаясь с ровесниками, ребёнок лучше узнаёт и познаёт самого себя.
Л.Н. Галигузова

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов детского сада. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.

Общение – это один из значимых компонентов коммуникативной компетенции, состоящее в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность.

Именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.

Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка, а именно от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. С возрастом это вызывает расстройства в поведении и характере.

Взрослые с детскими конфликтами сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Именно поэтому необходимо вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их. Это важнейшая задача педагогов и родителей.

В своей работе с детьми я так же, как  многие педагоги столкнулась с проблемой неумения детей договариваться друг с другом, разрешать конфликтные ситуации. Дети часто ссорились, не пытаясь услышать друг друга, иногда были агрессивны. В общении с детьми все чаще приходилось наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляли нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому немаловажная задача педагога - формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Мною было проведено диагностическое исследование уровня развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками. На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных навыков, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, можно говорить о том, что именно в игре и по поводу игры осуществляется взаимодействие ребенка со сверстниками. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. В игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

В условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. Для каждого ребенка значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих.

Внимание детских психологов к вопросу взаимоотношений сверстников как к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка привлек Ж. Пиаже в 30-х годах. В некоторых работах отечественных психологов содержатся попытки выявить качественную специфику взаимоотношений со сверстниками и определить их роль для становления личности ребенка. Роли межличностных отношений со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии в последнее десятилетие уделяют особое внимание.

В целях повышения уровня межличностных отношений, уменьшения количества конфликтных ситуаций среди старших дошкольников группы, мною были подобраны методы с максимальным включением игровых моментов, живого общения с детьми.

Были предложены методы создания в группе позитивного настроя и гуманных межличностных отношений:

  • эмблема и девиз группы;
  • заучивание «Мирилок»:

***

Мирись - мирись, больше не дерись.

Если будешь драться -

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

***

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Ты мой друг!

И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

***

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

***

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться,

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому - давай дружить!

  • «Утро радостных встреч» (например, после выходных проводится беседа: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга; вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие);
  • музыкальное сопровождение («Давайте говорить друг другу комплименты» Б. Окуджавы, «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского и др.);
  • игры и игровые упражнения на сплочение детского коллектива:

Цели:

  • развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности, групповой сплоченности;
  • формирование бережного и позитивного отношения к партнеру;
  • повышение самооценки детей.
  1. «Давайте познакомимся». Дети стоят в кругу. По очереди каждый называет свое имя, говорит, что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь жест:

Я - Лиза (поднимает руки вверх). Я веселая.

Я - Максим (хлопает в ладоши). Я - добрый. И т.д.

  1. «Волшебный мяч». Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в группе дружат и почему.
  2. «Паутина». Дети встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок», обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутаться, но с условием - не разжимая рук.

Вопросы детям: В чем была трудность игры? Что помогло вам распутаться? Какие чувства вы испытывали в начале игры, какие - в конце игры?

  1. «Волшебный ковер» (на развитие чувства ответственности друг за друга). Берется ткань размером 1,5х1,5м. Дети встают в круг вокруг нее, берут двумя руками за края ткани и натягивают ее. Ткань поднимается над полом на 15-20 см. Ребята по очереди медленно проходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.

Вопросы: Было ли страшно идти по этому ковру? Какие опасения были? Были ли вы уверены в своих друзьях? Знали ли, что они обязательно поддержат?

  1. «Замороженные». В игре Дед Мороз детей «морозит», дотрагиваясь до них рукой, дети убегают. «Замороженный» ребенок разводит руки в стороны и стоит неподвижно. Играющие могут его «разморозить» - уворачиваясь от Деда Мороза, подбежать и дотронуться до «замороженного» рукой. Дед Мороз этого сделать не позволяет. Он «морозит» тех, кто не успел от него убежать. Игра заканчивается, когда «заморожена» большая часть детей.
  2. «Пустое место». Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, образуют окошки. Выбирается водящий. Он ходит среди круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошко гляжу

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в «окошко» против которого останавливается и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?». Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?». Водящий отвечает: «Бежим наперегонки!». Оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу играющих остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым остается в кругу. Опоздавший становится водящим и игра продолжается.

  1. «Кто скорее перенесет предмет». На одной стороне комнаты на стульях (2-3) кладутся мелкие предметы (например: 4 кубика, 4 игрушки) на другой стороне столько же стульев без предметов. Вызываются играющие к стульям с предметами. По сигналу взрослого: «Раз - два - три - беги!». Играющие начинают переносить по одному предмету на другую сторону комнаты. Выигрывает тот, кто первый перенесет все предметы.
  2. «Кто живет в избушке». В лесу стоит избушка. В ней живут разные звери. Нужно отгадать, кто именно живет в избушке. Дети делятся на две группы: одни изображают животных, живущих в избушке, другие отгадывают.

Ребята выходят по одному из домика, изображая зайца, лису, медведя, белочку и др. Через движения они передают повадки, настроения, состояния животных.

9. «Дождик». Играющие делятся на две команды. В каждой команде водящий с зонтиком. Дети запоминают своего водящего, рисунок и цвет его зонтика.

Под музыку ребята бегают по площадке, выполняя произвольные упражнения. По сигналу: «Стой!» - играющие замирают и, закрыв глаза, сохраняют принятую позу. Оба водящих быстро перемещаются в любое место площадки. По сигналу воспитателя: «Дождик!» - играющие открывают глаза, определяют местонахождение своего водящего и бегут под его зонтик.

Побеждает команда, быстрее ориентирующаяся в пространстве и безошибочно находящая своего водящего.

10. «Зеркало». По считалке выбирается водящий. Он встает перед детьми и говорит:

« Эй, ребята, не зевайте,

А за мною повторяйте».

Водящий показывает разнообразные физические упражнения, которые за ним повторяют дети, «зеркально» выполняя движения.

11. «Репка». Игра на тему известной народной сказки. Играющие делятся на две команды по 6 человек. Между играющими распределяются роли: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.

На расстоянии 4-5 м от играющих ставятся репки (2 кегли). По сигналу в каждой команде бежит сначала дед. Обежав репку, добегает до своей команды, к нему присоединяется бабка, и, взявшись за руки, они уже вдвоем обегают репку. Затем, захватив следующего участника, снова обегает репку. Сорвать репку можно только тогда, когда все участники команды, взявшись за руки, добегут до нее. Побеждает та команда, которая первой вернулась на свое место с репкой в руках.

  • «Шкатулка добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок - синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы;
  • итоги добрых дел за неделю;
  • пословицы и поговорки о дружбе, о добре, например, такие как: «Одна рука в ладоши не бьет», «Доброму слову - добрый ответ», «Одна пчела много меда не наносит», «Сам себя губит, кто других не любит» и т.д.;
  • использование художественной литературы (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Ш. Перро «Золушка», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди», Н. Носов «Фантазеры», стихи И. Токмаковой «Ссора», В. Кодряна «Ябеда»,  произведения Е. Евтушенко, А. Барто, С. Погореловского и др.);
  • совместная с детьми разработка правил группы «Что можно делать, что нельзя»:

- делись с товарищем;

- играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее;

- помогай товарищу во всем;

- не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно;

- не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;

- не завидуй - радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним;

- если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку;

- не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться;

- не смейся над товарищем, если он попал в беду.

Данная система работы по проблеме дала хорошие результаты,  снизила количественный показатель межличностных конфликтов, способствовала развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе - все это также оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка, отсутствие конфликтов в детском коллективе.

Литература:

  1. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада  / Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Деркунская В.А., Ошкина А.А.. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
  3. Зедгенидзе В.Я.. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников в ДОУ, 2013.
  4. Ремезова Л.А., Куренкова О.В., Костина Н.В., Амплетова Е.В. Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития дошкольного образования: учебно-методическое пособие. – Самара: ПГСГА, 2013.
  5. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и ...

Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....

Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»

В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Статья посвящена исследованию агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости, предлагается описание диагностических методик, направленных на выявление особ...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...