Итоговое занятие по художественной литературе с использованием ЭОР для детей старшей группы. Сказка "У страха глаза велики".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Баюшева Оксана Вячеславовна

План-конспект и логика итогового занятия. Презентация со схемами-условными обозначениями поможет детям быстро запомнить содержание сказки.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно образовательной деятельности

 с дошкольниками в старшей группе (воспитатель Баюшева О.В)

Тема НОД: Художественная литература. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»,  «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Музыка».

Задачи:

  1. Коммуникация

- Продолжать формировать умение понимать смысл художественного произведения, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы, высказывать свое мнение;

- Формировать умение делать комплименты;

- Формировать представление о значении устаревших слов, расширять словарный запас (водоносы, наперсток, колодец, колода);

- Развивать навыки выразительного рассказывания;

- Развивать зрительное и слуховое внимание;

- Продолжать развивать умение анализировать свою деятельность, рассказывать о своих впечатлениях.

- Развивать  диалогическую и монологическую  речь, словесно-образное мышление;

  1. Чтение художественной литературы –

- Познакомить детей с новой русской народной сказкой;

- Познакомить с новой поговоркой;

- Продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение;

- Закреплять представление о композиции сказки;

- Закреплять знание о названиях, особенности жанра, основных частях русских народных сказок;

- Закреплять знания об именах сказочных героев сказок;

- Продолжать развивать умение запоминать и рассказывать художественное произведение по предложенным условным обозначениям – схемам;

- Продолжать развивать умение делать выводы, определять основную мысль художественного произведения;

- Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам.

  1. Социализация

– Продолжать развивать интерес к игре;

- Продолжать формировать умение играть, следуя правилам;

- Продолжать формировать доброжелательные отношения между детьми, конструктивно взаимодействовать в команде;

- Умение согласовывать движения в соответствии с текстом, отображая характерные особенности сказочных персонажей (походка, темп движения, интонация).

  1. Здоровье –

- Использовать в НОД  ходьбу по коррегирующим дорожкам, эмоциональную и физическую разрядку (как  важный фактор в  сохранении здоровья детей).

  1. Физическая культура –

- Продолжать формировать потребность в двигательной активности;

- Развивать общую моторику;

- Закреплять умение ловить и бросать сверстнику мяч двумя руками.

  1. Познание –  

- Продолжать формировать умение «читать» (понимать)  схемы-условные обозначения.

- Развивать память.

  1. Музыка -

- Использовать музыкальное сопровождение для привлечения внимания детей к теме, создания эмоционально-положительного настроя у детей.

Методы и приёмы:

- практические (игры, упражнения, решение проблемных ситуаций)

-  наглядные (рассматривание, работа со схемами-условными обозначениями)

-  словесные (беседы, вопросы-ответы, художественное слово, загадки, поговорки, объяснения).

Материалы и оборудование:

Запись песни «В гостях у сказки», «Спор Маши и Вити»; клубок ниток, платок для воспитателя (роль сказочницы); книги (сказки) для выставки; «дорожки-препятствия»: узкая скамья, следы с наполнителями (коррегирующие); мяч, корзина, зайчик, книга «У страха глаза велики»; проектор, настенный экран, презентация содержания сказки, представленная в схемах-условных обозначениях; наперсток.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

- Упр. «Пройди через болото»;

- Упр. «Пройди по узкому мостику».

- Физминутка «Пройди, как сказочный герой»

Игровая

- игра «Преодолей препятствия»;

- сюрпризный момент «Что в корзине?»;

- Д/и «Волшебный мяч»;

Познавательно-исследовательская

 - рассматривание наперстка;

- рассматривание и работа по схемам.

Коммуникативная

- Д/у «Скажи комплимент»;

- Беседа «Что за прелесть эти сказки!»;

- Беседа по содержанию сказки «У страха глаза велики»;

- Пересказ сказки.

Чтение (восприятие)

- Русская народная сказка «У страха глаза велики»;

- Знакомство с новой поговоркой «У страха глаза велики: чего нет и то видят».

Музыкально-художественная

- Прослушивание вступления и 1 куплета песни «В гостях у сказки»;

- выполнение движений под музыку: песня  «Спор Маши и Вити»

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент:

Включает запись песни «В гостях у сказки», привлекает внимание детей, подзывает их к себе, задает вопросы, показывает клубок.

Обращают внимание на звучащую песню, подходят к воспитателю. Отвечают на вопросы воспитателя:

- Вы сказки любите? (Да).

- А что у меня в руках? (клубок). Обращают внимание на клубок, который «приглашает» детей поиграть в игру.

Привлечение внимания детей песней о сказке, эмоциональный отклик на услышанную песню, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы, интерес к предстоящей деятельности.

2.

Д/у «Скажи комплимент»:

Предлагает присесть на ковер в круг, объясняет правила игры, проводит игру.

Анализирует деятельность детей.

Приглашает в сказочную страну.

Присаживаются на ковер в круг, слушают правила игры (приложение 1). Играют, соблюдая правила игры.

В конце игры кладут нить на пол, слушают похвалу воспитателя: «Посмотрите, наша ниточка не порвалась. Замечательно! Это ваши добрые слова сохранили её. Вы можете быть добрыми и внимательными по отношению к другим людям».

Слушают приглашение воспитателя:

 «Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну. А путь туда неблизкий и нелёгкий».                  

Умение играть, следуя правилам. Умение делать комплименты. Обогащение словарного запаса.

3.

Беседа «Что за прелесть эти сказки!»:

Приглашает детей присесть на стульчики у учебной доски, обращает внимание на выставку книг (сказки):

«В мире много сказок – грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них».

Задает вопросы детям, дополняя своими высказываниями.

Подходят к учебной доске, присаживаются на стульчики, обращают внимание на выставку книг-сказок. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы воспитателя:

- Скажите, почему вы любите сказки? (происходит волшебство, веселые, интересные и.д.)

- Какие сказки вы знаете? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей», «Каша из топора»).

- Да, сказок очень много, но сегодня мы поговорим о русских народных сказках.

- Как обычно начинается сказка? ("Жили-были...", "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили-были дед да баба...".)

- Как обычно заканчиваются сказки? (Если свадьба - это женятся хорошие, добрые герои; живут-поживают и добра наживают).

- А что со злыми героями происходит? (их наказывают).

- Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик... ("Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало").

- Для чего в русских народных сказках используется клубок? (чтобы показать правильную дорогу и не заблудиться).

- А для чего он появился у нас? (показать дорогу в сказочную страну, куда мы все собрались).

 Умение отвечать на вопросы, высказывать свое мнение. Закрепление знаний о сказках: название, особенности жанра, основные части сказки. Развитие диалогической речи.

4.

Игра «Преодолей  препятствия»:

«обращаясь к клубку», просит показать верную дорогу.

Оказавшись перед препятствием, задает проблемный вопрос детям: «Что они собираются делать?».

Включает запись «сказочной музыки» (музыка звучит, пока преодолеваются препятствия).

Обращает внимание на корзину.

«Просят» вместе  с воспитателем показать правильную дорогу: «Ты беги, беги, клубочек, мимо пней и мимо кочек. Покажи дорожку к заветному порожку». Направляются за клубочком, оказываются перед двумя препятствиями:

  1. «Пройти через болото»
  2. «Пройти по узкому мостику».

Решают пройти все препятствия, чтобы попасть в сказочную страну: под музыкальное сопровождение по одному друг за другом проходят через болото, проходят по узкому мостику.

Оказываются перед корзиной.

Умение конструктивно взаимодействовать в команде. Физическая разрядка, эмоционально-положительный настрой. Удовлетворение потребности в двигательной активности.

5.

Д/и «Волшебный мяч»:

Предлагает посмотреть, что лежит в корзине. Находит мяч, показывает детям. Предлагает поиграть, объясняет правила игры. Проводит игру.

Кладет мяч в корзину и обнаруживает там зайчика.

Обращают внимание на корзину. Рассматривают «волшебный мяч», который нашел воспитатель. Соглашаются на предложение воспитателя поиграть с мячом:

«Раз, два, три, четыре, пять, он                                     приглашает  поиграть».

Играют (приложение 2).

Интерес к игре. Закрепление знаний о сказочных героях сказок. Умение ловить и бросать сверстнику мяч двумя руками.

6.

Сюрпризный момент:

«Обнаружив» в корзине зайчика, интересуется у детей: из какой он сказки, «беседует» с зайчиком. Находит в корзине книжку: сказка «У страха глаза велики» (зайчик из этой сказки). Предлагает детям познакомиться со сказкой.

Удивляются, увидев зайчика («Ой, кто здесь? Да это зайчик!»). Высказывают свои предположения, из какой сказки может быть зайчик («Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок»…) Наблюдают за «беседой» воспитателя и зайчика: - Ребята,  зайчик  только что мне сказал, что  он из сказки «У страха глаза велики», боится один туда  возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я предлагаю отправиться в эту сказку вместе с зайчиком и узнать, чего же он на самом деле испугался.

Удивление, интерес к теме. Умение высказывать свои предположения, опираясь на свои знания.

7.

Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»:

Читает сказку (приложение 3).

Внимательно слушают сказку «У страха глаза велики».

Знакомство с новой русской народной сказкой. Умение внимательно слушать худож. произведение.

 8.

Беседа по содержанию сказки:

Уточняет, что название сказки еще является и пословицей, просит повторить название сказки всем вместе (хором).

Задает вопросы по содержанию сказки, выслушивает ответы детей, при необходимости дополняет своими комментариями.

В ходе беседы демонстрирует схемы (условные обозначения), отражающие содержание сказки.

Воспитатель демонстрирует детям первую схему (на слайде № 1).

Воспитатель  показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение.

Воспитатель демонстрирует вторую схему (на слайде № 2).

Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.

Воспитатель демонстрирует следующую схему (изображение колоды на слайде № 3).

Воспитатель демонстрирует следующую схему (слайд № 4).

Воспитатель демонстрирует очередную схему (слайд № 5).

Воспитатель демонстрирует схему (слайд № 6).

Воспитатель демонстрирует заключительную схему (слайд № 7).

Просит произнести название концовки сказки хором.

Произносят хором название сказки.

Отвечают на вопросы воспитателя по содержанию сказки:

- Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Смешная, потому что все герои испугались пустяка. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет).

- Можно назвать эту сказку волшебной? (волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка).

- Теперь давайте разберемся, кто и чего испугался.

- Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были…)

-  Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь  мы вспомним, кто главные герои сказки.

  - Как называли бабушку? (Старушка).    

  - Как называли внучку?

( Хохотушка).   

  - Как называли курочку? (Клохтушка). 

  - Как называли мышку? ( Норушка).       

- А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники.

Посмотрите, большой кружок – это… Как вы думаете, кто?  (бабушка). Кружок поменьше – это… и.т.д.

-  Куда герои ходили каждый день?   (За водой)

-  С чем они ходили за водой?     (С ведрами)

-  Какие ведра были у бабушки, внучки,  курочки, мышки?…  (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток:  показывают руками размер).

Рассматривают наперсток, слушают объяснение воспитателя.

- Откуда брала  воду бабушка?... (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа).

- Что такое «колода»? (в случае затруднения слушают объяснение воспитателя: колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто).

-  Ребята, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

- Почему они так названы? ( Потому что каждый день носили воду)

-  Почему в этот день водоносы не донесли воду? (им помешал Зайка)

-  Как он помешал? (Зайка сидел под яблоней, яблоко упало ему в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам).

- Что произошло с водоносами?  (Они побросали ведра и убежали домой)

- Куда спряталась бабушка? (на лавку)

- Куда спряталась внучка? (за бабушку)

-  Куда взлетела курочка? (на печку)

- Куда спряталась мышка? (под печку)

-  Кто со страху померещился бабушке? (Медведище).

 -  Почему в сказке сказано: не медведь, а медведище? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке)

-   Как вы думаете, почему внучке привиделся именно волк, курочке - именно лиса, мышке – котище, а не другое животное? (куры больше всего в сказках боятся лису, а для мышей – главный враг кот…).

 -  Почему зайчик спрятался в лесу под кустом? (он испугался).

- Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

-  Почему зайчику было страшно?  (он думал, что за ним гонятся четыре охотника)

-  Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Произносят хором концовку сказки.

Понимание содержания сказки. Умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, высказывать свое мнение. Представление о композиции сказки. Представление о значении устаревших слов. Умение понимать схематичное изображение. Развитие зрительного и слухового внимания.

9.

Физминутка

Произносит «волшебные слова, превращая» детей в героев сказки:

 - А теперь покружитесь,

в героев сказки превратитесь!

Предлагает выполнить действия в соответствии с текстом, изображая героев. Читает текст.

Вновь «превращает» в детей:

- Покружились, покружились, и в детей вновь превратились!

Кружатся, «превращаются» в героев сказки. Выполняют движения в соответствии с текстом и характером героев сказки «У страха глаза велики»:

- Бабушка-старушка ведёрки взяла и по воду пошла.   (еле-еле идут, охают)

- А за ней вприпрыжку – внучка… (бегуют, смеются).

 - …….да мышка.  (бегут,  пищат)

- А за ними бегом курочка с ведром.   (бегут, кудахчут :ко-ко-ко)

- Воды набрали и домой зашагали.   (спокойно идут)

 Кружатся, «превращаются» в детей.

Эмоциональная разрядка. Умение согласовывать движения в соответствии с текстом, отображая характерные особенности сказочных персонажей (походка, темп движения, интонация).

10

Пересказ сказки «У страха глаза велики»:

Предлагает детям рассказать сказку, опираясь на схемы - условные обозначения, представленные на слайдах. Поочередно меняет слайды в соответствии с содержанием сказки.

Рассказывают сказку, опираясь на схемы, представленные на слайдах. (3 – 4 ребенка).

Развитие памяти, словесно-образного мышления. Навыки выразительного рассказывания. Умение запоминать и рассказывать художественное произведение по предложенным условным обозначениям - схемам. Развитие монологической речи.

11.

Рефлексия:

Предлагает вспомнить, что интересного, нового увидели, услышали, узнали. Предлагает рассказать о своих впечатлениях. Просит вспомнить, как называется сказка, с которой познакомились сегодня, какова ее главная мысль.

Отвечают на вопросы воспитателя:

- Понравилось вам путешествие по сказке?

- Какие задания мы с вами выполняли?

- А что больше всего вам запомнилось? (Рассказывают о своих впечатлениях).

-  Чему вас научила эта сказка? (Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх).

Умение анализировать свою деятельность, высказывать свое мнение, рассказывать о своих впечатлениях.

Умение делать выводы, определять основную мысль художественного произведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Д/у «Скажи комплимент»

Воспитатель наматывает свободно нить на палец и при этом говорит: «Леночка, какая ты трудолюбивая!». Передаёт клубочек ребёнку, тот наматывает на палец и, передавая клубок другому ребёнку, говорит комплимент: «Какой ты добрый; ласковый; помощник; смелый; весёлый; воспитанный; хороший друг». И т.д., пока клубок не дойдёт до взрослого. Затем все одновременно, аккуратно снимают ниточку с рук и кладут её на пол.

  1. Д/и «Волшебный мяч»

Воспитатель предлагает встать в круг. Далее объясняет правила игры:

- Вы знаете, что некоторые сказочные герои носят длинные имена. Сейчас я буду вам бросать мяч и говорить одну часть имени, а вы – другую и вернёте мяч мне.

  1. Сивка… (Бурка)
  2. Иван - … (царевич)
  3. Царевна… (лебедь)
  4. Финист… (Ясный сокол)
  5. Елена… (Прекрасная)
  6. Мороз (Иванович)
  7. Марья (Моревна, Искусница, царевна).
  8. Василиса… (Прекрасная, Премудрая)
  9. Конёк… (Горбунок)
  10. Крошечка… (Хаврошечка)
  11. Змей… (Горыныч)
  12. Кощей… (Бессмертный)

  1. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

 «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода - трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
– Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
– Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и коллективной аппликации для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у дедушки Корнея"

Программное содержание: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Познакомить детей со значение...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "У страха глаза велики"

учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. Учить детей объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами оценки, в подборе синонимов и антоним...

Конспект занятия по Художественной литературе. Чтения стихотворения. А Акима "Родня" старшая группа

создать условия  для речегого развития  детей средствами  художественной литературы....

Коррекционная программа на снятие страхов и тревожности у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

Коррекционное занятие по cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Дети боятся темноты, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому данное занятие по преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуально на настоящий момент....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ для детей старшей группы

Занятие направлено на формирование гражданских и патриотических чувств дошкольников через воспитание у детей чувства гордости  за достижения нашей страны, традиций своего народа ,истории....


 

Комментарии

Федотова Анжелика Николаевна

Я помню это занятие,которое прошло на одном дыхании, помню горящие глаза, высокий познавательный интерес детей, их грамотные ответы,и это говорит о мощнейшей подготовке воспитателя к взаимодействию с детьми, о способности предвосхитить возможные вопросы и умении педагога достойно выйти из любой сложившейся ситуации на занятии. Очень радует тот факт, что есть такие высококвалифицированные, ответственные педагоги, именно с такими воспитателями можно быть абсолютно спокойным за развитие и воспитание детей.

Кибанова Наталья Георгиевна

Огромное спасибо за интересные материалы! Отличный конспект! Если не возражаете с удовольствием использую Ваши находки в своей работе.