"Проектная деятельность в ДОУ. Проблемы и пути решения"
статья (старшая группа) на тему

Раковская Анна Владимировна

Проектная деятельность в детском саду. Этапы формирования. Актуальные проблемы возникающие при реализации проеков в ДОУ. Пример годового проекта "Дивный остров, чудный сад" с вовлечением территории детского сада в педагогический процесс детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность – это комплексная деятельность, одной из отличительных особенностей которой является способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Проектная деятельность становится средством развития и саморазвития личности в целом, выступая универсальным источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых.

Проектная деятельность ребенка - интегративный вид деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности, направленный на реализацию проекта, обладающего объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость. Дети избирательны к разным видам деятельности, успешны в разных видах деятельности и именно проектная деятельность позволяет ребенку каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет успешен, значим для сверстников. Проектная деятельность объединяет, инициирует создание детских объединений, в которых происходит становление сотрудничества.

Детский проект – это объединение детей на основе общей интересной проблемы, решения которой они достигают общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя пути и средства получения результата в условиях совместного с воспитателем планирования. Поиска необходимой информации, сотрудничества, и презентации полученного продукта.

Анализ планирования педагогической работы по организации проектной деятельности в ДОУ выявил небольшое количество однотипных проектов по виду деятельности, по характеру содержания и участия ребенка в проекте.

Выявлена подмена педагогами сути проектной деятельности. Анализ результатов особенностей организации педагогом проектной деятельности в ДОУ показал, что реализация проекта — это еще далеко не реализация проектной деятельности.

Ребенок в ходе реализации проекта не проявлял свои субъектные качества, не проявлял самостоятельность. Ребенок был лишь исполнителем отдельных заданий.

Ребенок был лишь исполнителем отдельных заданий. Он не  был заказчиком и непосредственным участником проектной деятельности от зарождения идеи до получения результата. Ребенок не ставил цель деятельности, не планировал, не оценивал процесс, результат, свой вклад в общее дело. Педагог не мотивировал деятельность детей, не определял проблему, исходя из интересов детей, а создавал лишь исполнительскую модель поведения детей. Педагог не предоставлял детям возможность самостоятельно планировать процесс деятельности, участвовать в отборе материалов, инструментов, способов выполнения деятельности. Весь контроль действий детей воспитатель брал на себя, дети почти никогда не привлекались к поиску допущенных ошибок, к проверке, самопроверке процесса и результата деятельности. Воспитатель не акцентировал внимание детей на возможности самостоятельного выбора способа или варианта решения задачи, мало прислушивался к инициативным детским высказыванием.

В проектной деятельности ребенок:

  •  заявляет свои цели, озвучивает представления о себе, отстаивает
    свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
  • открыто и четко говорит о своих трудностях, находит их причины, в том числе и в себе;
  • согласовывает цели с другими, не отступает при этом от собственных установок и умеет находить компромисс.

Основные трудности, присущие детям в совместной деятельности заключаются в неумении планировать свою деятельность, согласовывать действия друг с другом, обмениваться мнениями, оценивать результат деятельности.

Анализируя выявленные проблемы внедрения проектной деятельности в работу ДОУ творческая группа педагогов разработала и реализовала годовой проект «Дивный остров, чудный сад».

Такое название для проекта выбрано не случайно. В ДОУ в течение нескольких лет проводится работа по вовлечению территории детского сада в образовательный процесс учреждения. В 2009 году Совет Федерации государственной думы правительства Российской Федерации присудил ГДОУ д/с №64 диплом за участие в выставке – фестивале «Лучшие проекты России» - устройство блага на территории детского сада.

По мнению Е. Евдокимовой становление проектной деятельности можно разбить на три последовательных этапа.

«Подражательно – исполнительский» этап развития проектной деятельности:

Алгоритм действий характерный для этого этапа:

  • 1-й шаг — интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.
  • 2-й шаг — определение взрослым цели проекта, его мотивация.
  • 3-й шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
  • 4-й шаг — совместное движение взрослых и детей к результату.
  • 5-й шаг — совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Поэтому первое направление работы опирается на алгоритм действий первого этапа развития проектной деятельности у детей дошкольного возраста. Первый этап: «Творческая мастерская».

Задачи первого этапа

  • Способствовать развитию умения у детей старшего дошкольного возраста учитывать в совместной деятельности не только свою, но и чужую точку зрения, ориентироваться на своего собеседника.

  • Способствовать накоплению опыта планирования деятельности в совместном проекте.

Исходя из интересов детей, педагог определяет цели совместной деятельности. Затем, опираясь на одно из важных условий развития самостоятельности в проектной деятельности, которым является накопление опыта планирования детьми своей деятельности в совместных проектах, педагог привлекает детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. Следующим шагом работы является совместное движение взрослых и  детей к результату. Заключительным и очень важным шагом в воплощении первого направления формирующего эксперимента будет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Структура творческой мастерской:

  • Первая часть - «настрой на сказку». Проводится в форме викторины или путешествия по сказкам.
  • Вторая часть – творческая продуктивная речевая деятельность. Сочиняем сказку.
  • Треть часть - создание рукописной книжки.
  • Четвертая часть - обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Сочинении сказки, способствует развитию умения у детей старшего дошкольного возраста учитывать в совместной деятельности не только свою, но и чужую точку зрения, ориентироваться на своего собеседника

дети привлекаются к планированию продуктивной речевой деятельности, реализации намеченного плана, совместному движению к результату.

Треть часть - создание рукописной книжки.

Дети под руководством педагога из альбомных листов изготавливают книжку- самоделку. После того как дети совместно с взрослым сочинили сказку, они решают, кто какой фрагмент сказки будет иллюстрировать. Кто-то из детей может заняться изготовлением (оформлением) обложки.

 Дети могут рисовать иллюстрации, сшивать книжку, оформлять обложку совместно с педагогом в течение нескольких дней. Также можно оформить книжку-самоделку с помощью аппликации: в свободное время дети вырезают из старых журналов, книг фигурки людей, животных, различные предметы

 и объекты природы, создают из этих элементов сюжетные картинки, которые отражают содержание сказки.

Дети самостоятельно договариваются, кто, чем будет заниматься при создании рукописной книги и какими материалами пользоваться.

Результаты первого этапа:

  • накопление опыта согласовывать свои цели с другими, уметь находить компромисс;
  • накопление опыта планирования деятельности в совместном проекте;
  • накопление опыта обсуждения результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

Второе направление работы опирается на алгоритм действий второго этапа развития проектной деятельности у детей дошкольного возраста.

«Развивающий» этап развития проектной деятельности.

Алгоритм действий:

  • 1-й шаг — выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
  • 2-й шаг — совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
  • 3-й шаг — планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
  • 4-й шаг — выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.
  • 5-й шаг — обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
  • 6-й шаг — совместно с детьми определение перспектив проектирования.

На втором этапе активность педагогов несколько снижается. Выделяется проблема, отвечающая потребностям обеих сторон, совместно определяются цели проекта, прогнозируется результат. Дети планируют свою деятельность и определяют средства и способы реализации проекта при незначительной помощи взрослых. Выполнение детьми проекта происходит при дифференцирующей помощи педагогов.

Для реализации второго направления нами предложено проведение конкурса мини – проектов в подгруппах детей «Хозяин чудного сада».

Прогнозируемый результат проектной деятельности детей в ходе реализации второго направления формирующего эксперимента заключается в создании новых, оригинальных героев, олицетворяющих в необычном образе особенности территории ДОУ. Каждая подгруппа детей представит своего персонажа. Затем, после коллективного обсуждения и голосования произойдет выбор победителя.

Было создано четыре персонажа. Один образ был воплощен из различного бросового материала, другой был выполнен в виде чучел. Третий персонаж был нарисован, а четвертый выполнен в смешанной технике. Победителями стали чучела Ваня и Маня. Образ возник из воспоминаний одного из детей о том, как в прошлом году вороны на территории ДОУ испортили тюльпаны, откусив бутоны и «еще они всякую гадость пихают в водоем, кости разные и вода портится» Слава. Дети в подгруппе самостоятельно решили, что нужно защитить детский сад. После наводящего вопроса взрослого было решено делать чучела. Ребята обратились за помощью к воспитателю, чтобы узнать, что необходимо для изготовления чучел и к дедушке Макара, чтобы он помог им сделать крестовину. Назвать пугал решили, как в сказке. «Девочек всегда зовут Машами, а мальчиков Ванями» Анфиса, «Тогда нужно их сделать аккуратными, похожими на людей» Ира. Дети с разрешения воспитателя самостоятельно выбрали одежду для чучел в уголке ряженья. С небольшой помощью воспитателя ребята решили, кто, что будет делать и приступили к работе. Проведение конкурса позволило пошагово реализовать алгоритм действий второго этапа развития самостоятельности детей в проектной деятельности. Дети в подгруппах при дифференцированной помощи взрослого определили цель проекта, смогли наметить план деятельности при незначительной помощи, самостоятельно выбрать материал и инструменты, определить способы воплощения образов персонажей. Каждая из подгрупп детей не только выполняла мини - проект при небольшой помощи взрослого, но и участвовала в презентации своего персонажа. После проведения сюжетной игры, во время которой дети представляли своих хозяев, было проведено обсуждение результатов проекта, хода работы, действий каждого внутри подгруппы, выяснение причин успехов и неудач. Получение ожидаемых результатов позволило перейти к третьему направлению нашей работы.

Третье, заключительное работы опирается на алгоритм действий третьего этапа развития проектной деятельности у детей дошкольного возраста.

Творческий этап развития проектной деятельности.

Алгоритм действий:

  • 1-й шаг — выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
  • 2-й шаг — самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
  • 3-й шаг — планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.
  • 4-й шаг — выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу.
  • 5-й шаг — обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
  • 6-й шаг — определение перспективы развития проектирования.

Этот этап работы, опираясь на накопленный детьми опыт реализации совместных проектов на предыдущих этапах работы, направлен на предоставление детям больших возможностей самостоятельно определять цель проекта, планировать деятельность, определять средства реализации проекта, выполнять и обсуждать результат работы. Для реализации третьего направления предложено объединить подгруппы детей в работу над совместным проектом «Дивный остров, чудный сад». Территория ДОУ, становится одним из средств развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.

Результаты второго этапа:

  • накопление опыта совместного определения цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирования результата;
  • накопление опыта планирования деятельности в совместном проекте;
  • накопление опыта обсуждения результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;
  • накопление опыта проведения совместной презентации полученного продукта.

Третий этап. Детский проект «Дивный остров, чудный сад».

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Актуальность: активное включение детей в проектную деятельность будет способствовать развитию такого субъектного качества как самостоятельность. Детям будет предоставлена возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде  ДОУ.

Основные направления реализации проекта «Дивный остров, чудный сад»:

Предварительный этап включал  проведение педагогом  обзорной прогулки по территории детского сада, с целью  формирования более четкого представления у детей деления территории ДОУ на тематические зоны: «Зеленая аптека» уголок лекарственных трав, «Тихие пруды» - два искусственных водоема с прилегающими клумбами, «Альпийская горка», «Деревенский палисадник», «Сухое озеро» - уголок ландшафтного дизайна, «Во саду ли, в огороде»- парник и огород, «Там на неведомых дорожках» - пространство деревянного зодчества. Так же предварительный этап работы предусматривал включение в развивающую среду группы тематических папок – портфолио, созданных педагогами ДОУ совместно с родителями и детьми своих групп, отражающих весь собранный материал.

Основные направления реализации проекта «Дивный остров, чудный сад»:

  • Знакомство с портфолио тематических зон территории ДОУ.
  • Объединение детей в малые подгруппы для создания презентации выбранной зоны.
  • Создание коллективных работ, отражающих особенности внешнего вида и содержания выбранной зоны территории.
  • Разработка экскурсии своего участка.

Презентация экскурсии в виде самостоятельно созданной самодельной книги «Дивный остров, чудный сад».

Продукт проектной деятельности:

создание коллективных работ по выбранным зонам территории ДОУ; составление экскурсионной программы по территории ДОУ.

Презентация проекта:

самодельная книга «Дивный остров, чудный сад»

Результат третьего этапа:

  • самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;
  • планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта;
  • выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу;
  • обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;
  • подготовка и проведение презентации проекта.

  1. Евдокимова Е. С. Технология проектировании в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 64 с.
  2. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. организация полноценной речевой деятельности в детском саду. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005- 192 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему Обучение детей русскому языку: проблемы и пути решения

Обученеие детей русскому языку в национальных дошкольных учреждениях, проблемы и пути решения...

статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

В статье отражены основные трудности введения профессионального стандарта для педагога дошкольного образования...

Метод проектной деятельности как современная образовательная технология в решении проблемы качества дошкольного образования

Статья содержит теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через овладение инновационными технологиями организации педагогическог...

«Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения»

laquo;Методическое сопровождение  педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения»        Выступающий:учитель-логопедвысшей к...

Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»

Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет оче...