Предметно-развивающая среда
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Детская лаборатория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_starshiy_vozrast.doc173.5 КБ
Microsoft Office document icon eksperimentgr_no5.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

План на Сентябрь  месяц

Неделя  месяца

месяца

Тема

Реальные события

в окружающем

Познавательно-исследовательская деятельность

(Что это такое? Как? Почему?)

Продуктивная деятельность

(Не сделать ли нам?  Как это сделать?)

Чтение художественной литературы

(воображаемые события)

Игровая деятельность

Предметный материал

1.

История письменности (книгопечатание)

1 сентября –

День знаний

Путешествие по «реке времени» - к пиктографическому письму в древности. Сравнение письменности в древности, в старину, в настоящее время.

1. Создание авторских книжек-раскладушек на 3-5 страницах  (придумать и «записать» историю в картинках для детей младших групп).

2. Создание алфавита в технике пластинография.

Р. Киплинг «Как было написано первое письмо», «Как появился алфавит»

С. Я. Маршак «Вчера и сегодня»

С/р игры: «Библиотека», «Школа».

Панно «река времени».

Копировальная бумага, штампы, перьевые ручки и чернила,

2

Мир растений

Классификация растений: деревья, кусты, травы. Что общего: корень, ствол - стебель, листья, плоды – семена;  чем они различаются: величиной, характером стебля  Сортировка-классификация по выбранному основанию (например по характеру стебля – ствола).

1. Создание гербария.

2. Для групповой художественной галереи: рисование – по теме «Хохломской узор».

3. Изготовление овощей и фруктов для игры в магазин.

Н. Ильина «Рассказ о кустах и деревьев»

Е. Сегал «Азбука природы»

Д/и: «Дерево, куст, трава», «Найди лишнее»

Карточки- иллюстрации

с изображением деревьев, кустарников, трав, изделия хохломских мастеров, образцы выполнения основных элементов хохломской росписи

3.

Виды строительных сооружений

Классификация строительных сооружений. Сравнение зданий в городе и деревне (чем они похожи и чем различаются). Сортировка –

классификация зданий: что подойдет для города, что для деревни, отдельные сооружения (работа с таблицей).

1. Макеты города и деревни: малоэтажные и многоэтажные дома, отдельные сооружения (мосты, железная дорога) из природного материала

(творческое совместное заполнение пустого поля с опорой на карточки- иллюстрации)

2. Изготовление предметов для благоустройства города или деревни.

Б. Житков «Что я видел»

Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина»

Конструирование из строительного материала, Лего, различные виды конструктора.

С/р игры: «Строители».

Незаполненное поле для макета города или деревни.

Карточки- иллюстрации

строительных сооружений.

Бросовый и природный материал.

Разноцветная ткань, разные виды бумаги.

4.

Виды минералов (камни)

Виды камней: сравнение, поиск оснований для  классификации камней из коллекции. Сортировка-классификация камней на три группы: для сооружения зданий и дорог, для отделки помещений, для украшений.

1. Создание коллекции камней.

2. Для групповой художественной галереи: дети конструируют и «превращают» камушки в разные образы; создают образы камней разными художественными техниками: из бумаги, соленого теста, пластилина и глины.  

П. Бажов « Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»

В. Кудрявцева «Алмазная гора»

Д/и: «Волшебный мешочек», «Четвертый лишний».

С/р игра «Магазин Самоцветов»

Коллекция камней.

Разнообразные камни для художественного творчества, разные изоматериалы.

Фотографии, иллюстрирующие использование камня человеком.

Детские увлечения:

План на Октябрь  месяц

1.

Времена года (сезоны)

Осенний праздник в детском саду

Классификация времен года: осень, зима, весна, лето. Сравнение сезонов попарно, находя отличия, друг от друга. Какие природные явления и общественные события характерны для каждого сезона.

1. Создание книги «Времена года»

( на основе своих рисунков по теме «Осень» дети составляют рассказ, сочиняют сказку, стихотворение).

2. Работа для групповой художественной галереи: поделки из бумаги, пластилина и природного материала (по схемам, творческие работы по словесному описанию).

С. Маршак «Круглый год»

В. Бианки «Синичкин календарь», «Мышонок Пик»

Д/и: «Времена года», «Наоборот», развивать речь, логическое мышление.

Д/и «Разрезные картинки», развивать образное и логическое мышление.

Небольшого формата репродукции пейзажей и жанровых картин, фотографии, вырезки из иллюстрированных журналов, схема «Круглый год»

2.

Движение воздуха (ветер)

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, безвкусный, без запаха. Наблюдается движение воздуха (теплый и холодный)  его роль в жизни человека.

Опыты, демонстрирующие движение воздуха (ветра)

1. Изготовление самолетов, вееров и вертушек для опытов с воздушными потоками

( по графическим образцам).

2. Для групповой художественной галереи: рисование – по теме «Ветер, ветер ты могуч!»; лепка и аппликация – по теме «Летающие животные и насекомые»  (творческая работа с опорой на  наблюдения и иллюстративный материал).

О. Кургузов «По следам «Почемучки»

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы о подготовке воздушного шара и путешествие на нем)

С. Жупанин «Нарисую ветер»

С. Михалков «Три ветра»

С/р игры: «Летим на воздушном шаре», «Мы парашютисты»

Воздушные шары, салфетки, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка,

 Бумага разной фактуры, изоматериалы. Картинки с изображением ветреной и безветренной погоды.

3.

Поверхность земли и стороны света

Знакомство с картой, глобусом.

Обсуждение,  что и каким цветом обозначается на карте. Сравнение водного пространства (моря и океаны), суши (материки и острова), виды рельефа (равнины и горы)

Опыт с компасом – определение сторон света.

1. Для групповой художественной галереи: рисование, аппликация – по теме «Мой любимый ландшафт».

Ц. Агелов «Доброе утро, Земля!»

Д/и: «Найди на карте, глобусе», «Найди по описанию»

Физическая карта мира

Глобус

4.

Виды транспорта

Виды транспорта: сравнение, поиск оснований для классификации (среда передвижения, скорость).

Заполнение классификационной таблицы (картинки-вырезки и надписи)

  1. Изготовление предметов для игры: корабли и лодки из бумаги (по схемам).

2. Макет морского порта: из картона, бумаги, пластилина, бросовых материалов (творческое совместное заполнение пустого поля с опорой на иллюстрации, фотографии морских портов).

С. Маршак «Почта»

С. Баруздин «Равви и Шаши»

Д/и: «Назови, какой транспорт», «Четвертый лишний», «Придумай предложение», «Реклама»

Иллюстрации-вырезки (транспорт)

Незаполненное поле для макета

Детские увлечения:

План на Ноябрь  месяц

1.

Виды местности (природные ландшафты)

Классификация природных ландшафтов: лес – степь – пустыня. Сравнение, черты сходства и различия, зависимость характера растительности от климата (тепла и влаги). Путешествие по карте: «сквозь ландшафты» (маршрут путешествия Равви и Шаши)

1.  Работа для групповой художественной галереи: настроения поздней осени (творческие, по словесному описанию)

М. Ильина, Е. Сегал «Азбука природы»

С. Баруздин «Равви и Шаши»

Д/и «Времена года», «Расшифруй слова», развивать мышление, воображения.

Д/и «Разрезные картинки», развивать образное и логическое мышление.

Иллюстрации-вырезки (природные ландшафты), физическая карта мира.

2.

Часть света - Австралия

Путешествие по карте – к берегам Австралии «сквозь ландшафты (эвкалиптовый лес, степь, пустыня).

Сравнение, черты сходства и различия, зависимость внешнего вида от среды обитания. Обсуждение традиционных занятий австралийцев: овцеводы, охотники – аборигены.

1. Изготовление макета Австралии: из картона, бумаги, пластилина, бросовых материалов (творческое совместное заполнение пустого поля с опорой на иллюстрации)

Р. Киплинг «Сказка о Старике Кенгуру»

С/р игра «Путешествие по Австралии».

Физическая карта мира

Глобус Незаполненное поле для макета

3.

Мир животных

Путешествие по «реке времени» - к динозаврам. Сравнение динозавров из детских коллекций. Сортировка- классификация (по среде обитания, величине)

Современные потомки древних ящеров.

Сказочные драконы

1. Сказочные драконы для групповой художественной галереи (творческая работа по словесному описанию): живопись, лепка – по выбору (с опорой на репродукции, предметы прикладного искусства)

2. Изготовление предметов для игры – карточек лото (по графическим образцам, с использованием копировальной бумаги)

Короткие волшебные сказки о драконах.

 Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик-Так»

Д/и: «Кто, где живет и чем питается», «Найди пару», «Найди по описанию», «Сравни зверей»

Панно «река времени»

Незавершенное лото, копировальная бумага

4.

Металлы (рудные полезные ископаемые) и свойства магнита

Исследование предметов, обсуждение, из чего они сделаны, откуда берется металл.

Опыт с магнитами и множествами мелких предметов из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).

Эксперимент с компасом (определение сторон света)

1. Для групповой художественной галереи рисунки по сказке «Медной горы Хозяйка».

П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Медной горы Хозяйка»

Д/и «Мозайка», «Собери узор» (магнитная)

Предметы из разных материалов (металл, дерево, пластмасс)

Детские увлечения:

План на Декабрь  месяц

1.

Состояния и превращения вещества

Состояния и превращения вещества

(твердое – жидкое – газообразное)

Опыты: лед – вода – пар (заливка – замораживание, выпаривание – конденсация).  Круговорот воды в природе

1.Для групповой художественной галереи: иллюстрации к сказочной повести Д. Биссета – персонажи и события (творческая работа по словесному описанию)

2. Изготовление игрушечной мебели из спичечных коробков и цветной бумаги (по образцам и чертежам)

Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик-Так»

Д. Хармс, А. Введенский, О. Григорьев «Стихи-перевертыши»

С/ р игра «Лаборанты»

Д/и «Наоборот»

Привлекательные образцы игрушечной мебели.

2.

Северные земли и их обитатели

Путешествие по карте к землям Крайнего севера – вдоль Северного Ледовитого океана. Беседа о климате, среде обитания, как живут люди на Севере, чем занимаются.

1. Изготовление украшений-сувениров для детей Крайнего Севера.

2. Работа для групповой художественной галереи: рисование узоров и элементов национальной одежды жителей Крайнего Севера.

3. Моделирование из фольги и цветной бумаги «Сказочные дворцы и замки» (по мотивам «Сказки о Снежной королевы»

Г. Х. Андерсен «Снежная королева» (Герда у лапландки и финки; описание чертогов Снежной королевы).

Национальные игры народов Крайнего Севера.

Физическая карта мира

Глобус

Иллюстрации-карточки

3.

История моей семьи

Путешествие по «реке времени» - этапы взросления (детство, школьные годы, юность). Связь поколений, настоящее и прошлое своей семьи

1. Изготовление украшений-сувениров для членов семьи.

2. Работа для групповой художественной галереи: рисование по теме «Моя семья»

А. Барто «Я расту»

Д. Барри «Питер Пен и Венди»

С/р игра «Семья»

Д/и «Что сначала, что потом»

Панно «реке времени».

Фотографии членов семьи.

4.

История жилища и бытоустройства

Путешествие по «реке времени» от настоящего в прошлое. Обсуждение, сравнение жизни современного человека с жизнью человека в древности.

1. Изготовление макета старинного города-крепости из бумаги, картона, пластилина, бросового материала с опорой на разные иллюстрации.

Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе»

С/р игра «Семья» другие.

Иллюстрации по теме.

Картон, пластилин, бросовый материал.

Детские увлечения:

План на Январь  месяц

2.

Часть света – Африка (вечное лето)

Путешествие по карте «сквозь ландшафты»  Африки: пустыня, африканская степь, тропический лес (по маршруту персонажей сказки).

Знакомство с растениями, животными, жилищами и занятиями людей (бедуины-кочевники в пустыне, охотники в степи и тропическом лесу), зависимость окраски и строения тела животных от среды обитания.

1. Для групповой художественной галереи: коллективная композиция «Обитатели жарких стран» (лепка, рисование, аппликация)

Р. Киплинг «Как Леопард стал пятнистым»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

С/р игра «Путешествие по Африке».

Карточки-иллюстрации с изображением африканских животных, природных ландшафтов.

Физическая карта мира

Глобус

3.

Часть света – Антарктида (вечная зима)

Путешествие по карте к берегам Антарктиды. Знакомство с местным ландшафтом (ледяная пустыня). Обсудить, что такое айсберг (ледяные острова), откуда они берутся; кто такой пингвин – птица или зверь, почему мы считаем пингвина птицей, есть ли еще птицы, которые не летают; чем занимаются и как живут зимовщики-полярники.  

1. Для групповой художественной галереи: лепка «Пингвиний пляж» (на льдине)

2. Панно «Отважные полярники (аппликация)

3. Рисование «Полярное сияние»

Г. Снегирев «Про пингвинов»

С/р игра «Путешествие по Антарктиде».

Физическая карта мира

Глобус

4.

История огня (освещение и тепло)

Путешествие по «реке времени».

Сортировка осветительных и отопительных приборов  по временам: настоящее время, в старину, в древности.

1. Для групповой художественной галереи: лепка  «Красивые подсвечники»; аппликация из ткани (по выкройке) «Красивые светильники»; рисование «Вечерний свет в окошках»

С. Маршак «Вчера и сегодня»

И. Карнаухова «Русские богатыри: былины»

С/р игра «Пожарные»

«Спасатели»

Игра «Если возник пожар».

Д/и «Загадки»

Карточки-иллюстрации по теме

Детские увлечения:

План на Февраль  месяц

1.

Часть света - Европа

Путешествие по карте в Европу (например в Париж). Знакомство с местными ландшафтами: природные ландшафты умеренных широт с лесами и спокойными реками, культурные ландшафты – возделанные поля, села и небольшие города, где живут люди,  и чем они занимаются. Сравнение природы и жизни людей с нашей страной.

1. Для групповой художественной галереи: рисование по теме «Национальный костюм» (рисование орнамента национальной одежды).

Р. Киплинг «Как Леопард стал пятнистым»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

С/р игра «Путешествие по Африке».

Д/и: «Чья голова?», «Длинные слова», «Кроссворд»

Карточки-иллюстрации с изображением африканских животных, природных ландшафтов.

Физическая карта мира

Глобус

2.

Часть света - Азия

Путешествие по карте в Индию, «сквозь ландшафты»  Азии (горы, джунгли). Поиск аналогов азиатским  животным и в других частях света. Обсуждение по иллюстрациям, в каких селениях и городах живут люди, чем занимаются.

Практическое исследование: сравнения чая черного и зеленого, мелко-и крупнолистового.

1. Для групповой художественной галереи: лепка коллективная «Топают по острову огромные слоны»

Г. Снегирев «Про пингвинов»

С. Баруздин «Равви и Шаши»

С/р игра «Путешествие по Азии».

Д/и: «На что похоже облачко», «Загадки – отгадки», «Угадай и покажи»

Физическая карта мира

Глобус

3.

Наша страна Россия

Путешествие по карте по России от Москвы до Владивостока «сквозь ландшафты»: Уральские горы, Сибирь и Дальний Восток. Сравнение с  уже знакомыми ландшафтами, растительным и животным миром, чем занимаются люди. Сравнение флагов России и других стран. Рассмотрение герба России и беседа о его символическом значении.

1.Русский сувенир – матрешка (по выбору детей использовать различные элементы росписи декоративно-прикладного искусства народов России)

А. Гайдар «Чук и Гек»

С. Маршак «Веселое путешествие от А до Я»

Д/и: «Загадки – отгадки», «Кроссворд»

С/р игра «Путешествие по России»

Политическая

карта мира

Физическая карта мира

Глобус

4.

История коммуникации (почта)

Путешествие по «реке времени» из настоящего в прошлое (в настоящее время – почта, телефон, радио, телевидение, компьютер; в старину – письмо и почтовая карета; в древности – гонец).

Практическое исследование: письмо (адрес на конверте, марка) к месту назначения. Рассматривание коллекции марок.

1. Создание коллекции марок.

2. Создание альбома «Марки» (предметное рисование с элементами аппликации)

С.Я. Маршак «Почта»

С/р игры: «Почта», «Семья»

Конверты, марки, карточки-иллюстрации по теме

Детские увлечения:

План на Март  месяц

1.

Виды профессий

Классификация профессий,  с чем имеет дело человек на работе (работа с техникой, работа с живой природой, работа с людьми). Сравнение, черты сходства и различия. Обсуждение двойственных случаев (например, военный может иметь дело и с людьми и с техникой). Беседа на тему «Кем я хочу быть»

1. Изготовление книг «Профессии в нашей семье».

2. Рисование для групповой художественной галереи по теме «Кем я буду, когда вырасту»

3. Подарок маме (украшение – сувенир)

С. Михалков «А что у вас?»

В. Маяковский «Кем быть?»

Д/и: «Кто, где работает», «Один - много», «Что делает?»

Карточки-иллюстрации – профессии.

3.

Состав и свойства почвы

Беседа что такое почва, из чего она состоит. Сравнение попарно, чем похожи и чем различаются разные виды почвы.

Опыт: посев семя овса в разные виды почвы и дальнейшее наблюдение за ними.

1. Коллективная работа «Плакат о защите природы».

М. Ильин «О чудесной кладовой» (фрагменты)

Е. Сегал «Азбука природы»

Е. Благинина «На моем окошке»

Д/и: «Путешествие в лес», «Путешествие в сад», «Слушаем внимательно»

С/р игра «Садовник»

Ящички с разными видами почвы: чернозем, песок, глина, каменистая почва.

4.

Условия жизни растений

Сравнение растения (овес) на разных стадиях прорастания.

Обсуждение, что нужно для жизни и роста растений, чем оно питается, как зимует растение.

Опыт – проверить рост растений в тени и на холоде, на свету и в тепле, регулярный полив и его отсутствие.

1. Рисование для групповой художественной галереи: рисование с натуры «Что- что рядом с нами растет?» (комнатные растения)

О. Гаврилова «Времена года»

С/р игры: «Семья», «Ботанический сад», «Магазин цветов».

Семена растений (овес и др.) на разных стадиях прорастания.

Дневник наблюдений.

Океаны и их обитатели (подводный мир)

Движение воды

Путешествие по карте и глобусу по водным пространствам – океанам.

Знакомство с подводным миром и их обитателями (рыбами, осьминогами, крабами, моллюсками, кораллами, водорослями). Сравнение жизни на суше и в подводном мире. Обсуждение, почему в одних реках течение быстрое, в других – медленное, что такое водопад, почему он образуется; как узнать, быстрое течение в реке или медленное. Как люди используют силу воды на примерах иллюстраций. Опыты, демонстрирующие движение воды.

1. Изготовление лодочек и пароходов для опытов с водой.

2. Лепка сюжетная по представлению «На дне морском».

А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»М. Лермонтов «Дары Терека»

С. Я. Маршак «Война с Днепром»

С/р игра «Подводное путешествие»

Фотоиллюстрации бурных горных и спокойных равнинных рек, водопадов.

Игрушечная водяная мельница.

Детские увлечения:

План на Апрель  месяц

1.

История сухопутного транспорта

Путешествие по «реке времени».

Беседа по иллюстрациям по теме «История транспорта». Сортировка карточек- иллюстраций по временам (в наше время, в старину, в древности). Сравнение маленьких коллекционных моделей автомобилей или их фотоиллюстраций.

1. Изготовление транспорта из бросового материала (спичечные коробки, коробочки разного размера, цветная бумага, картон, изоматериал)

С. Маршак «Колёса»

С. Баруздин «Сказка о трамвае»

Д/и: «Правила дорожного движения», «Назови, какой транспорт», «Четвертый лишний», «Придумай предложение», «Реклама»

Карточки-иллюстрации – транспорт.

Коллекция моделей автомобилей.

2.

История мореплавания воздухоплавания

Путешествие по «реке времени».

Сравнение водного и воздушного транспорта по временам (древность, старина, настоящее время).

1. Рисование- фантазирование для групповой художественной галереи «На далекой удивительной планете»

2. Лепка коллективная и аппликация (по выбору) «Наш космодром»

Б. Заходер «Если мне подарят лодку»

Д. Свифт «Путешествия Гуллевера»

М. Салье «Тысяча и одна ночь» - «Синдбад – мореход»

С/р игры: «Моряки», «Летчики», «Покорители космоса»

Д/и «Сборы в космическое путешествие», «Планеты», «Полет на ракете»

Карточки-иллюстрации – транспорт.

4.

Как «устроены» стихи

Обсуждение, чем стихотворение отличается от обычной речи, рассказа (рифма и ритм). На примере опытов фокса Микки из книги Саши Черного «Дневник фокса Микки (стихи и не стихи).

Экспериментирование: придумывание рифмы, игра в буриме.

1. Изготовление театрального реквизита: элементы костюмов и декораций к спектаклю (пальчиковый театр)

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» глава «Как Незнайка сочинял стихи»

Саша Черный «Дневник фокса Микки

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

Д. Хармс, А. Введенский, О. Григорьев и др. «Стихи – перевертыши»

Лирика русских поэтов (осень)

Пальчиковые игры

Д/и: «Буриме», «Рифма»

Различные изоматериалы для изготовление театрального реквизита.

История профессий

Путешествие по «реке времени».

Сортировка профессий  по временам: в старину – сейчас. Обсуждение, почему некоторые профессии стали редкими и ненужными; какие есть сейчас, но их не было в старину; какие были в старину и остались сейчас.

Беседа о торговле и связанной с ней истории денег.

Сравнение старинных и современных монет, отечественных и иностранных.

1. Создание коллекции монет.

2. Нарисовать, вырезать свои деньги, монеты разного достоинства, написать вывески, а потом поиграть в «магазин» со своими деньгами.

И. Такмакова «Букваринск»

Г. Остер «Остров Эскадо»

Д/и: «Кто, где работает», «Один - много», «Что делает?»

С/р игра «Магазин», «Семья»

Карточки-иллюстрации – профессии.

Детские увлечения:

План на Май  месяц

2.

Оптические эффекты: микро- и макромир

Исследование мелких предметов с помощью луп, микроскопов, линз, биноклей, телескопа. Для чего нужны человеку эти приборы.

Опытным путем выяснить, как можно с помощью оптических приборов увеличить, или уменьшить предмет, приблизить его или удалить

1. Изготовление театрального реквизита: Элементы костюмов и декораций к драматизации произведения К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха»

Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха»

С/р игры: «Лаборанты», «Исследователи»

Д/и «Лото»

Лупы, микроскопы, линзы, бинокли, телескоп.

3.

Свет и цвет в природе (как сделать радугу)

Опыты с лучом света (игра с солнечными зайчиками).

Беседа, что такое радуга, почему она появляется.

Экспериментирование с призмами и разными экранами (темным, светлым), мыльными пузырями.

1.Рисование для групповой художественной галереи: радуги, правильно располагая цвета.

К. И. Чуковский «О солнечном зайчике», С.Я. Маршак «Радуга – дуга»

Стихи о солнце и радуге.

Д/и «Собери радугу, «Подбери по цвету»

Зеркала,

призмы,

мыльные пузыри.

4.

Часть света - Америка

Путешествие по карте в Америку по маршруту: из Ливерпульской гавани в Южную Америку – на Амазонку, а затем в Северную Америку. Знакомство с местными ландшафтами, средой обитания, как живут люди и чем занимаются. Сравнение с  уже знакомыми ландшафтами, растительным и животным миром и занятий людей.

Сравнение больших современных городов Северной Америки (небоскребы Америки Нью-Йорк), сравним их  с родным городом.

1.Рисование для групповой художественной галереи: рисование небоскребов.

2. Лека и аппликация животных обитающих в Америке.

Р. Киплинг «На далекой Амазонке…»

С/р игра «Путешествие по Америке».

Иллюстрации с ландшафтами, растительным и животным миром.

Виды спорта

Классификация видов спорта по признакам: по сезону (зимний и летний), по числу участников (командные и одиночные виды).

Сортировка карточек-иллюстраций в классификационную таблицу.

1. Создание книги «Виды спорта» (рисование, аппликация)

2. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для занятий спортом.

Д/и: «Назови спортсмена», «Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте»

Карточки-иллюстрации с изображением людей, занимающихся различными видами спорта.

Детские увлечения:



Предварительный просмотр:

Сенькова Ольга Анатольевна

воспитатель

                                                                 

Опыт работы по развитию интеллектуально - творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность.

                                                                         Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности

                                                            он располагает в своем опыте, тем значительнее и                          

                                                            продуктивнее при других равных условиях будет его

                                                            творческая деятельность.

Л.С. Выготский

         Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой опыт работы по развитию интеллектуально - творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность.

        На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

        Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

        Использование этого метода пропагандировали такие классики педагоги, как Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н.Н. Поддьякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

        С учётом важности всего вышесказанного, мы поставили перед собой цель – создать условия для опытно-экспериментальной деятельности в группе, в процессе которой будут  развиваться интеллектуально - творческие способности детей.

        В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

   

            - изучить методическую литературу по проблеме развития интеллектуально - творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность.

        - составить перспективный план по детскому экспериментированию по темам комплексно-тематического плана;

        - усовершенствовать предметно-развивающую среду в группе, открыв в группе детскую лабораторию для проведения простейших опытов и экспериментов;

        - обучать детей специальным умениям и навыкам исследовательского поиска;

        - развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

        - развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.

        - воспитывать у детей интерес к самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности;

        - разработать рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях.

        Свою работу по данной проблеме начала с изучения методической литературы по данной теме:

        - «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»  Г.П. Тугушева., А.Е Чистякова;

        - «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» Н.В. Исакова;

        -  «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» С.Д. Ермолаев.

        

        Для успешной реализации задач были выделены формы работы:

        - Специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;

        - Совместная деятельность педагога с детьми и родителями;

        - Свободная самостоятельная деятельность детей.

 Перспективный план работы по детскому экспериментированию

на 2014-2015 уч. год.

Тема

Предполагаемая деятельность

Задачи

Работа с родителями

Октябрь

Осень

«Почему осенью листья желтеют?»

Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды (осенью холоднее, чем летом)

Предложить прогулку в лес.

Участие в конкурсе «Дары природы».

«В тепле и холоде»

Помочь детям выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Предложить родителям повторить опыт дома.

«Откуда к нам пришел хлеб?»

Выяснить, откуда пришел хлеб к нам на стол; дать представление о процессе выращивания и изготовления хлеба

Выполнение задания в Детском календаре.

Овощи

Фрукты

«Живой кусочек»

Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ,  для растения.

Предложить родителям, чтобы они привлекли детей к уборке урожая

(если есть возможность)

Ноябрь

Дикие и домашние животные

 

Изготовление макетов

«Лес», «Ферма».

Расширять представления детей о жизни диких и домашних животных

Привлечь к изготовлению макетов.

Дикие и домашние птицы.

Изготовление макетов

«Лес», «Ферма».

Расширять представления детей о жизни диких и домашних птиц.

Привлечь к изготовлению макетов.

Перелетные  птицы

«Почему говорят «как с гуся вода?», «Почему у водоплавающих такой клюв?»

Предложить родителям прогулку в парк и наблюдение за перелетными птицами.

Зимующие птицы

«У кого какие клювы?»

Научить детей устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Предложить родителям вместе с детьми провести в парке наблюдение за птицами.

Декабрь

Зима

«Нужен ли растениям зимой снег?»

Помочь детям выявить роль снега в жизни растений

Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в природе и погоде

«Строим горку»

Учить детей видеть возможности преобразования снега, поощрять стремление к участию в коллективной деятельности.

Привлечь к постройке горки.

«Лед и снег – тоже вода»

Помочь детям доказать с помощью опыта, что лед и снег тоже вода

«Такие разные снежинки»

Учить детей рассматривать предметы через лупу.

Новый год

«Мы – фокусники»

Помочь детям выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Посещение новогодних представлений.

Январь

Мебель

«Мир пластмасс, металлов, дерева»

Научить детей узнавать предметы мебели,  и из какого материала она изготовлена.

Предложить родителям рассмотреть мебель дома, обращая внимание на материал .

Игрушки

«Мир игрушек»

Научить детей узнавать, из какого материала сделана игрушка.

Транспорт

«Виды движения»

Научить детей устанавливать причинно-следственные связи.

Предложить родителям провести наблюдение на улицах города за разными видами транспорта, проехать в них.

Одежда

«Ткани от Матроскина»

Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала.

Предложить родителям рассмотреть одежду.

Февраль

Ткани

«Подарок помощнику воспитателя»

Помочь детям выявить какая тряпочка хорошо отжимается и вытирает столы.

Посуда

«В мире стекла, металла, пластмассы, глины»

Дать детям возможность узнать предметы посуды, изготовленные из разных материалов, сравнить их качественные характеристики и свойства.

Предложить родителям рассмотреть посуду.

Почта

«Секретные записки»

Уточнить знания детей о результатах труда людей разных профессий.

Март

Подружись с зубной щеткой!

«Уроки Мойдодыра»

Закрепить на практике правила пользования зубной щеткой, отметить важность данного процесса

Здоровые зубы

«Откуда на зубах темные пятна?»

Учить детей проводить исследование.

Цветы

«Неизвестные семена»

Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять, как качество почвы влияет на рост  и развитие растений, выделить разные по составу почвы.

Предложить родителям посадить рассаду цветов.

Апрель

Весна

«Круговорот воды в природе»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Предложить родителям провести наблюдение за изменениями в природе и погоде.

Свойства воды

« Вода-водичка»

Закрепить знания свойств воды: бесцветная, но может приобретать цвет, изменять его, принимать вкус.

Космос

«Темный космос»

Дать детям, возможность узнать, почему в космосе темно.

«Компас»

Показать детям, что у магнита есть полюса – северный и южный, рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.

Май

Насекомые

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Наблюдение за насекомыми.

Собираем коллекцию.

        

        В своей работе использую элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

        Во - первых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

        Во – вторых, они безопасны.

        В - третьих, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

        Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

        При этом воспитатель – не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

        Понимая значение опытно-экспериментальной деятельности для развития ребенка, была открыта в группе лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами, она состоит из четырех  центров:

        - «Наука и природа»

        - «Искусство»

        -  «Манипулятивный»

        - «Литература»

         Работа в детской лаборатории началась с экскурсии, во время которой дети познакомились с оборудованием и правилами поведения.

        Центр «Искусство»:

        - акварель, гуашь, сангина, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши;

        - бумага различного цвета и фактуры;

        - баночки, палитры;

        - губки, зубные щетки и расчески;

        - дырокол;

        - штампы;

        - клей, кисти,

        - ножницы;

        - обводки;

        - пластилин;

        - тряпочки;

        - бросовый материал.

        В этом центре созданы все условия для развития у детей интереса к экспериментированию с художественными материалами, инструментами. Также у детей развивается сотрудничество при выполнении коллективных работ, творческое воображение, цветовое восприятие, мелкая моторика. Воспитывается художественный и эстетический вкус, инициативность, активность.

        Центр «Литература»:

        - алфавит и буквы (картонные, магнитные);

        - игры по звуковой культуре речи;

        - картотеки скороговорок, чистоговорок;

         - разрезные картинки;

        - книги, книжки-малышки, книжки-самоделки;

        - кроссворды, ребусы;

        - различные виды театра;

        - кубики с азбукой.

              У детей развиваются творческие способности, средства образной выразительности (вербальные - интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность и невербальные - мимика, позы, жесты). Развивается связная и  диалогическая речь,  внимание, память, воображение, логическое мышление.

         «Манипулятивный центр»:

        - геометрические фигуры;

        - домино, шашки, лото;

        - настольно-печатные игры по ФЭМП;

        - коллекция часов;

        - кубики Никитина, кубик Рубик;

        - линейки;

        - тетради, ручки, карандаши;

        - цифры;

        - песочные часы;

        - мелкие игрушки;

        - счетные палочки;

         - счеты;

         - конструкторы.

        У детей формируются элементарные математические представления; развивается  логическое мышление, творческое воображение, память, ориентировка в пространстве.

        Центр  «Наука и природа»

        -  микроскоп, лупы, магниты;

        - иллюстративный материал (пейзажи на тему «Времена года», изображения  

        растений, животных и т.д);

        - настольно-печатные игры по экологии;

        - песочные часы;

        - мелкие игрушки;

        - картотека и алгоритмы опытов;

        - коллекции (ракушек, марок, косточек, камней, денег);

        - природный и бросовый материал;

         -  крупы;

        - клеенчатые фартуки;

        - календарь погоды и природы;

        - физическая карта мира, глобус;

        -  таблица «Системный оператор».

        У детей развивается поисково-познавательная деятельность, формируются представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, дети учатся задавать вопросы и получать на них фактические ответы обучать детей специальным умениям и навыкам исследовательского поиска. Развиваются  социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту, развивается интерес к самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности.

        Совместная деятельность педагога с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей в детской лаборатории организуется ежедневно. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

        Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений  были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Вниманию родителей были подготовлены консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Учить ли детей делать открытия?».

        В результате дети охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Мы считаем, что овладение детьми разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

        Продолжая эту работу, будем следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...