Проектная деятельность в ДОУ в рамках ФГОС
статья по теме

Рахманова Светлана Алесандровна

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. Согласно данного закона Дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Глава 7 ст. 64 гласит, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost_v_dou_v_ramkah_fgos.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рахманова С.А., воспитатель

г. Нижнекамск, МБДОУ №11

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В РАМКАХ ФГОС

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. Согласно данного закона Дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Глава 7 ст. 64 гласит, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества до момента систематического обучения. Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии детства характерны:

1. максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

2. максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);

3. минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

Однако наступает время поступления в первый класс, и перед взрослыми (как родителями, так и педагогами) возникает следующая проблема: ребенок по-настоящему не готов к принятию на себя ответственности, связанной с поступлением в школу. Такой результат является итогом несовершенства выбранной взрослыми стратегии воспитания, в которой ребенок подчиняется им и потому не может самостоятельно без инструкции взрослого достичь чего-либо. В дальнейшем любая новая ситуация будет для ребенка заведомо сложной, потому что ему не удалось освоить формы самостоятельного поведения. Ребенок будет постоянно ждать помощи и искать поддержки у человека, который скажет, «как надо делать». Даже если ребенку удастся найти в школе такого человека, любое достижение, полученное с его помощью, никогда не будет собственным достижением ребенка.

На сегодняшний день запросы, предъявляемые к дошкольникам, поступающим в 1-ый класс очень высоки. Почти все средние учебные заведения дети зачисляются согласно результатам тестирования. Уже недостаточно просто уметь читать, считать, различать времена года и знать название своей страны.

Следовательно, новая модель выпускника детского сада подразумевает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если ранее на 1-ый план выходила задача обучения стандартного члена коллектива с определенным комплектом познаний, умений и навыков. То в данный момент, стоит необходимость формирования осведомленной, общественно-приспособленной личности, способной ориентироваться в информационной среде, защищать собственную точку зрения, оперативно и конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. То есть упор идет на формирование качеств и социальную адаптацию.

В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. прописано – Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. То есть главная задача воспитателя мотивировать ребенка на самостоятельную познавательную активность, проявлять свои способности и индивидуальность. Основными принципами дошкольного образования являются построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Способность ребенка к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Поэтому перед педагогом встает задача поиска такой формы детской активности, которая бы поддерживала детскую инициативу и реализовывала бы ее в социально значимых формах. Такой формой детской активности и развития познавательно-исследовательской деятельности является проектная деятельность.

Что же такое «проект»?

На самом деле данный метод не является новым, он разработан в начале XX столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Теория Д.Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий.

Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

«Метод проектов» нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Проект – последовательность взаимосвязанных событий – действий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого результата.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.

Наиболее содержательно и ярко в отечественной дидактике метод проектов развивался в теории и педагогической деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, М.М.Пистрака. Они понимали данный метод как форму организации жизнедеятельности, направленную на развитие личности ребенка. Педагогическая энциклопедия издания 1928г. определяет метод проектов как базирующуюся на прагматической педагогике форму организации обучения, основанную на том, что «сами учащиеся намечают себе те или иные практические задания (проекты) и в процессе их выполнения приобретают знания и умения.

Проектная деятельность считается проектной лишь в том случае, если прямое действие в той либо иной ситуации оказывается неосуществимым. В ходе проектной деятельности ребенок изучает разные варианты решения поставленной цели и задач, по конкретным аспектам выбирает наилучший метод решения. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую; исследовательскую; нормативную.

Каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

1. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

2. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

3. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Целеполагание: создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Первый этап является этапом формулировки вопроса.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  • Обращение за помощью к педагогу либо родителям. Взрослые выполняют вспомогательную функцию помогая дошкольнику, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта, но при этом должны помнить, что организатором проекта является сам ребенок.
  • Поиск источников информации;
  • Выбор предметов исследования (принадлежности, оборудование);

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – защита проекта. Ребенок готовит рассказ о проделанной работе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно-практика-ориентированные – дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Все больше ДОУ используют проектный метод в своей практике. Изучив методическую литературу по данной теме, познакомились с передовым опытом современных педагогов и пришли к выводу, что метод проектов эффективен и актуален для дошкольной педагогики, но использование его в развивающей работе нуждается в дальнейшей разработке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по реализации проектной деятельности в ДОУ в рамках региональной программы «ПРОчтение»

Доклад из опыта работы по реализации проектной деятельности в ДОУ в рамках региональной программы «ПРОчтение»Цель работы педагогов:• Развитие интереса к художественной литературе...

«Проектная деятельность в ДО в рамках изучения бурятского языка» Проект: Праздник Белого месяца «Сагаалган hарын Амар мэндэ!»

При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является «Сагаалган». Считается, что это празд...

Проектная деятельность старших дошкольников в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

Проектный метод является одной из наиболее эффективных и результативных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста и эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, укрепления связей между родит...

«Проектная деятельность в ДОУ в рамках реализации ФГОС

Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми....