Народная подвижная игра в патриотическом воспитании дошкольников
методическая разработка на тему

Рыбакова Елена Анатольевна

Воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к Родине всегда было и остается актуальным. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Наследование нравственных  и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_e.a._rybakova_mbdou_tsrr_ds_romashka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Народная подвижная игра  в

патриотическом воспитании дошкольников

…через детей последующих поколений

детские игры снова повторяются, снова

оживляются в памяти живущих поколений  и  снова молодеют…

Е.А. Покровский

А игры не будет, что ж тогда останется?

Л. Н. Толстой «Детство»

Воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к Родине всегда было и остается актуальным. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Наследование нравственных  и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость  движения в этих игра сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

В народных  играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе. Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения. В большинство народных подвижных игр играют на свежем воздухе. Игры эти  очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу физических навыков и умений. Поэтому они   отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль от рискованных падений и ушибов. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для становления характера человека.

Перед проведением сюжетных народных игр детям рассказываем о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываем национальными обычаями, фольклором например: через  хакасскую  игру «Пеелбек», русскую «Чижик», украинскую «Колдун», белорусскую «Посадка  бульбы» и др. Популярными являются народные спортивные игры. По содержанию эти игры лаконичны и выразительны, не требуют от играющих какой – либо специальной подготовки. Таковы, к примеру, «Лапта», «Чикбек», «Бег в мешках».  Во время проведения игр у детей развивается реакция на мгновенное изменение ситуации, проявляется смелость, сообразительность, смекалка, умение переключаться с одной деятельности на другую, например, в русских народных играх: «День и ночь», «Бабка Ежка», «Салки в кругу»  и др. Многие игры способствуют развитию не только физических, но и умственных способностей играющих. Особенно ярко это проявляется в таких хакасских играх, как «Пешки» и «Прятанье золота».

Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр,  позволяют решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем  возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.

  Литература

1. Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре

//Управление ДОУ. 2005. № 1.

Инструктор по физкультуре. 2010. № 2.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учеб.-метод. пособие. СПб, 2004.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2003.

4. Смирнова А.И., Полтавцева Н.В. Использование системы подвижных игр для старших дошкольников в повседневной жизни: Метод, рекомендации для студентов факультета дошкольного воспитания и воспитателей детского сада. Тольятти, 1996.

5. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.. 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Русские народные (подвижные) игры с дошкольниками.

Влияние народных подвижных игр на физическое воспитание дошкольников....

Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры c дошкольниками"

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности пере...

Особенности организации народных подвижных игр с дошкольниками

В данной статье подробно рассказывается о том, как организовать народную игру, сохранняя все традиции....

Буклет для родителей "Народные подвижные игры для дошкольников"

Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение....

Картотека народных подвижных игр для дошкольников.

Народные подвижные игры – это, как правило, игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, о...

Народные подвижные игры для дошкольников

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы...

Консультация для родителей " Проведение народных подвижных игр с дошкольниками"

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.Нормы и правила во...