Метод проектов в воспитании младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему

Налимова Елена Анатольевна

Статья будет полезна воспитателям и узким специалистам дошкольных учреждений. В ней рассказывается о методах  проектной деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность в ДОУ18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в воспитании младших дошкольников

В последнее время в воспитании детей актуально использование проектного метода. В воспитании самых маленьких дошкольников (детей 3-4 лет) использование метода проектов имеет некоторые особенности. Педагогическая практика работы с малышами по экологическому образованию, накопленный опыт может быть полезен при подготовке к тематическим семинарам и конференциям, а также поможет реализовать идеи экологических проектов в практической деятельности педагогов.

Новый метод педагогических технологий, который получил название «проектный», появился в начале 2000 годов. Передовые педагоги-практики начали осваивать его, что было связано с растущими требованиями к развитию детей дошкольного возраста и назрела необходимость в систематизации знаний и представлений и установлении преемственных связей между начальным и дошкольным образованием. Ранее дошкольники, получая знания, не всегда умели привязать их к реальной жизни или в дальнейшем обучении.

В 2005 году были введены Федеральные Государственные Требования и этот метод стал уже необходимостью, а не интересным разнообразием для повседневной жизни дошкольного учреждения. Осваивая и внедряя данный метод в практику обучения и воспитания детей, мы заметили, что каждый новый проект может стать основой для реализации следующего.

Маленький ребенок всегда мыслит конкретно и отвлеченные категории не для него, ему нужно каждый исследуемый объект потрогать, попробовать и выявить его ценность. Лучше всего и понятнее начинать освоение данного метода именно с объектов природного мира, потому что это наиболее понятный и интересный для малышей материал, хотя бы потому, что ребенок с этими объектами встречается в своей еще очень короткой жизни постоянно, еще до прихода в дошкольное учреждения дети видят воду, небо, свет, камни чувствуют тепло, встречают птиц, кошек, собак и т.д.

Безусловно, при использовании метода проектов, на педагога ложится дополнительная нагрузка, ведь нужно найти и продумать всю непосредственно образовательную деятельность, подготовить новые игры по заданной теме, дать консультации для родителей, увлечь их, организовать для совместной деятельности, но с другой стороны это делает жизнь в детском саду более насыщенной и интересной, а родители воспитанников при этом виде деятельности становятся непосредственными участниками жизни детского сада и своих детей.

Хотелось бы сделать короткий анонс экологических проектов, которые были разработаны нами в этом учебном году для детей второй младшей группы детского сада:

Проект «Волшебные превращения воды»

В ходе проекта решались следующие задачи: обогащение детей новыми знаниями о свойствах воды; закрепление уже имеющихся знаний о воде;  развитие умений детей по организации поисково-исследова- тельской деятельности и; развитие творческого и познавательного потенциала детей; привлечение родителей к совместной с детьми поисково-исследовательской деятельности.

Разрабатывался проект с учетом интеграции образовательных областей. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований, обсуждений и выводов. Данный вид деятельности позволил в нашей группе создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Как уже отмечено выше, ребенок мыслит конкретно. Следовательно, он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод - наиболее целесообразная форма для решения задач экологического воспитания детей, ведь его дидактический смысл и заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью.

В ходе реализации данного проекта мы с детьми постоянно играли с водой, исследовали воду, снег, лед, конструировали фонтан и пенный замок, наблюдали, как изменяется вода в природе при различных погодных условиях, устанавливали причинно-следственные связи, читали художественные произведения о воде, снеге и пр. Слушая сказки, дети уже проводили какое то свое видение ситуации, например почему Иванушка превратился в козленочка? «…потому, что он пил грязную воду и заболел» - это уже пример самостоятельного анализа. Нами отмечено, что организация таких проектов способствует воспитанию людей мыслящих и сострадающих, готовых помочь более слабым, это приводит к осознанию значимости объектов природы для жизни каждого человека. Продуктом данного проекта стала большая иллюстрированная «Книга о воде».

Проект «Такие разные растения»

Данный проект имел среднюю продолжительность, был рассчитан на 4 месяца. Каждый месяц был посвящен освоению конкретных задач темы. Нами были организованы наблюдения по темам «Овощи и фрукты», «Цветы и деревья», «Лекарственные растения», «Многообразие растений». В рамках данного проекта мы, совместно с родителями воспитанников, придумывали и находили самые разнообразные игры, литературу для чтения, стихотворения. Тема подавалась детям со всех доступных детям позиций и через познавательные беседы, и через художественное творчество, и даже математические представления. Всем было очень интересно и детям, и взрослым. В результате был организован фитобар, который с удовольствием посещали все родители, приходя за детьми, и коллектив дошкольного учреждения.

Проект «Дикие и домашние животные»

В результате реализации данного проекта нам удалось формировать у воспитанников знания о диких и домашних животных, развить устойчивый познавательный интерес к их внешнему виду, особенностям жизни, дети самостоятельно оценивали их ценность для жизни каждого из нас, смогли установить причинно-следственные связи между образом жизни и средой обитания. Продуктом данного проекта стали книжки - малышки «Польза разных животных».

Анализируя проведенную работу, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада, в том числе экологической направленности - это на сегодняшний день один из основных путей познания окружающего мира, нравственного и эстетического воспитания, который наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям их воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта в приобщении младших дошкольников к экспериментальной деятельности.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются ка...

Условия, методы и задачи эстетического воспитания младших дошкольников

Основное содержание данной статьи раскрывает условия, методы и задачи эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Патриотическое воспитание младших дошкольников»

laquo;Патриотическое воспитание младших  дошкольников»...

семейные альбомы и книжки-малышки как метод нравственного воспитания младших дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО.

Описание долгосрочного проекта по нравственному воспитанию в первой младшей группе "Любим Родину с пелёнок"....

Проект "Патриотическое воспитание младших дошкольников"

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, отчему дому, в приобщении детей к народным традициям и обычаям....

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...