Обучаем детей способам передачи образа в движении
консультация на тему

Симонян Ирина Михайловна

Консультпункт для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchaem_detey_sposobam_peredachi_2.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧАЕМ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ПЕРЕДАЧИ

 ОБРАЗОВ В ДВИЖЕНИИ

Консультпункт для воспитателей

Цель:

         Оказать теоретическую и практическую помощь воспитателям в развитии у детей эмоциональной восприимчивости и выразительности движений при создании музыкально-двигательных образов.

План:

  1. Вступление.
  2. Классификация движений.
  3. Проблемные моменты.
  4. Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа.

        Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

        Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.

        Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

        Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

        Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнение с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

        В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы  -  от  веселых, беззаботных, лиричных, нежных до энергичных, волевых, решительных. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

        Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.

        Упражнения, игры и танцы, используемые на занятиях и в совместной деятельности, являются учебным, дидактическим материалом: все они одновременно помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)

        Все музыкально-ритмические движения можно разделить на четыре части:

  1. упражнения, при помощи которых дети овладевают тремя приемами движения – пружинным, маховым и плавным, дающими им в дальнейшем возможность сообщить движению характер и выразительность, свойственные разнообразным музыкально-двигательным образам;
  2.  упражнения, помогающие овладеть ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения простейших музыкально-двигательных образов;
  3. упражнения, раскрывающие выразительность музыкально-пространственных композиций: учат коллективно выполнять их так же осмысленно, четко и музыкально, как должно исполняться каждое индивидуальное движение; развивают у детей чувство пространства;
  4. упражнения, игры и танцы, развивающие и углубляющие творческие способности детей, умение создавать музыкально-двигательные образы самостоятельно, используя при этом навыки, полученные в упражнениях других разделов.

Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны с содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

        Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

        Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания-разгибания, повороты в различных суставах); простейшие элементы танцев и русской пляски; движения подражательные и изобразительные (образы человеческой деятельности, повадки зверей, особенности предметов и т.п.). Широко использованы движения, которыми дети естественно выражают свои чувства.

Форма и выразительность всех этих движений в каждом упражнении, игре, танце зависит от данного музыкально-двигательного образа; со сменой его меняется и характер движения. Дети должны научиться понимать язык движений. Музыкальное движение – всегда средство для воплощения музыкально-двигательного образа. Недопустимо разучивание движений без музыки, под счет.

        Целостный эмоциональный музыкальный образ воплощается в движениях, охватывающих все тело.

        Отвечать на музыку движением детям мешает заторможенность. Психическая заторможенность снимается в работе над увлекающими детей музыкально-двигательными заданиями. Но, кроме того, под влиянием разных причин у них возникает физическая заторможенность – множество разнообразных зажимов, неправильных привычек. Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у них мышечное чувство – умение различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и направления движения.

        Педагог должен постоянно следить за положением детей в каждом упражнении, игре, танце, тщательно отрабатывать все его детали, добиваться естественного и сознательного выполнения задания. Дети должны уметь приготовиться к движению.

        Детям часто мешает двигаться плохая координация движений. Иногда ритмичность и координация нарушаются у тех детей, которые еще не умеют непосредственно отдаться музыке и движению – игре, танцу, упражнению и пытаются выполнять задание по внешним его признакам, а не по содержанию: они стараются механически копировать движения педагога или товарищей, формально согласовывать их с музыкой и т.п. Таких детей нельзя торопить и упрекать за ошибки, надо посоветовать им не смотреть на товарищей и педагога, а двигаться самим, слушая музыку.

         Некоординированность и неритмичность движений зависят иногда от чрезмерного возбуждения, нервозности детей. В таких случаях надо подбирать музыкальный материал более спокойного характера. Следует отметить, что дети, страдающие излишней возбудимостью, неуравновешенностью (особенно мальчики), очень любят упражнения с лиричными, задумчивыми или просто успокаивающими образами.

        Особое внимание надо обращать на детей, которым мешает правильно координировать движения и ритмично двигаться недостаточная общая активность, вялость мышц. Таким детям необходимо давать специальные упражнения, учить их делать движения с полной амплитудой, четко, быстро и до предела напрягать мышцы.

        Перед упражнениями, играми, танцами, в которых дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, педагог либо ограничивается кратким изложением содержания, либо проводит небольшую беседу, направляющую воображение детей, оживляющую их эмоциональную память, но, ни в коем случае он не должен подсказывать им движений. Если материал построен на основных движениях, на подражательных движениях или уже освоенных детьми элементах танца, пляски, педагог называет эти движения и предоставляет детям действовать – соответственно характеру музыки они сами придают движению нужную выразительность.

        Показ играет в работе над движением огромную роль. Он необходим при освоении технических навыков, подготовительных упражнений.

         Показ музыкально-двигательных упражнений и танцев в целом (или отдельных движений) необходим во всем процессе работы над ними. Дети должны увидеть художественное воплощение музыкально-двигательного образа – это будит их воображение.

         Во всех случаях, показывая, педагог должен двигаться с полной эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правильно и точно исполняя движение. Показывать детям движение схематично, формально, вполсилы нельзя – это не только не помогает детям лучше чувствовать и понимать движение и музыку, но и вредит им: дети перестают воспринимать музыку, движения у них делаются пустыми, неполноценными.

        Конечно, не все дети и не всегда одинаково активны и эмоциональны, но надо добиваться, чтобы в группе не было равнодушных и безучастных. Тут важен пример педагога, который должен все время как бы участвовать в играх, танцах, упражнениях вместе с детьми. Для этого ему необходимо воспитать в себе привычку во время движения (своего и детей) петь про себя мелодию, знать ее наизусть.

Игровые задания для развития пластической

 выразительности при создании образа

  1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
  2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
  4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

        Подводя итог, следует подчеркнуть, что обучение детей способам передачи образов в движении возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Поэтому, чтобы достичь действительно художественной, а не примитивной интерпретации образа в пластике, необходима длительная и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим. И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроизвольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комбинации. А это, в свою очередь, будет стимулировать их общее развитие.

Литература:

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание»/ Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; Под редакцией Н.А.Ветлугиной. – 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 1982.
  2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ Сост. Е.П.Раевская и другие. – 3-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1991.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Руднева С. и Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря детей в процессе расширения представлений о разных способах передачи сообщений

Презентация по обогащению словаря детей разными способами передачи сообщений...

Методическая разработка "Обучаем детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

Учебный материал по обучению дошкольников правилам дорожного движения для педагогов и родителей...

Метод меж возрастного взаимодействия как способ передачи опыта детей начальной школы воспитанникам старших возрастных групп

На протяжении четырех лет в МБДОУ «Детский сад №9 «Сказка» успешно реализуется коммуникативная технология «межвозрастного (межгруппового) взаимодействия» детей разных воз...

Передача музыкального образа через движение, вокализацию и мимику в музыкальной подвижной игре у дошкольников.

Музыкальная игра сама по себе очень увлекательна для детей дошкольного возраста. Но, если она связана с созданием образа, то здесь необходимо обратить внимание на три аспекта театральной деятельности ...