Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Парциальная программа "Азбука этики и морали"

    Здорова Галина Анатольевна

    Разработанная программа ориентирована на формирование у ребенка культуры поведения, развития культура речи, духовности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon azbuka_etiki_i_morali_dlya_sayta.doc162 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационно – просветительская программа дополнительного образования «Азбука этики и морали»

    Разработала воспитатель высшей квалификационной категории Здорова Г.А.

    Пояснительная записка

    Предлагаемая подпрограмма «Азбука этики и морали» является информационно – просветительской программой дополнительного образования. Данная программа разработана и реализуется на базе Школы-центра – структурного подразделения ГБОУ НСО ОЦДК. Она рассчитана на детей младшего школьного возраста с эмоционально-волевыми, социально-педагогическими и другими проблемами. Это могут быть дети с нормой развития, различными поведенческими нарушениями, отсутствием коммуникативных навыков, с высокой степенью тревожности, низкой познавательной активностью, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, а также дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести (тотальное недоразвитие высших психических функций).

    Разработанная программа ориентирована на формирование у ребенка культуры поведения, развития культура речи, духовности. Представленная система мероприятий развивает у школьников опыт нравственного поведения. Она поддерживает неразрывную связь между знаниями социальных ценностей, общественных правил с одной стороны и поведением школьников – с другой.

    Программа не рассчитана на работу с детьми, имеющими текущие психические заболевания, психопатоподобное поведение, а также с детьми, нуждающимися в индивидуальном уходе с тяжелыми нарушениями моторики и сенсорных анализаторов.

    Актуальность данной программы

    "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ( Свадковский И.Ф. 1977, - 11).

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

    Основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает. В воспитании младших школьников, такой стороной является нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

    В наше учреждение (ГБОУ НСО ОЦДК) направляются дети из разных районов Новосибирской области и находятся на углубленной диагностике в режиме круглосуточного пребывания на протяжении 45 дней. Это дети из неполных (19%) и приёмных (3%) семей, приютов (10%) и детских домов (26%). Основная масса детей из неблагополучных семей. Зачастую именно неблагополучная среда приводит к негативным тенденциям в развитии и становлении личности ребенка. У таких детей отмечается нарушение коммуникации, то есть они не знают, как надо общаться, и не хотят этого делать. Даже при наличии элементарных знаний основ нравственности, у большинства воспитанников это наблюдается в искаженной форме. А, у некоторых отмечается отсутствие элементарных правил культуры поведения: неумение правильного употребления слов приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражением благодарности и т.д. Таким образом, видна особая актуальность данной программы для Школы - центра.

    Целью программы является: развитие нравственной культуры личности.

    Согласуясь с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:

    • способствовать формированию культуры речи, через установление зависимости: речевая культура человека - общая культура и осознания различия форм общения с ровесниками и взрослыми;
    • обогатить представления детей о сущности понятия «дружба»;
    • способствовать углублению знаний учащихся о формах и способах проявления действенной доброты к окружающим в повседневном поведении;
    • способствовать формированию осознания значимости в системе человеческих взаимоотношений таких понятий, как: честность и справедливость;
    • способствовать воспитанию чувства ответственности за порученное дело и ценностного отношения к результатам деятельности;
    • систематизировать и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах, способствовать формированию умения дифференцировать своё поведение в зависимости от конкретной ситуации;
    • способствовать формированию умения осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

    Форма реализации программы

    Продолжительность работы по данной программе обусловлена продолжительностью пребывания детей в учреждении, что составляет около шести недель.

    Основные методы, используемые в процессе формирования нравственности это:

    • экскурсии;
    • беседы, воспитательно – досуговые занятия и тематические вечера;
    • игры (игры – путешествия, игры с последующей рефлексией), этюды;
    • конкурсы (в т.ч. конкурсы рисунков и плакатов);
    • викторины;
    • письма друзьям и близким;
    • день добрых сюрпризов.

    Рекомендуемый режим воспитательно – досуговых занятий – один раз в неделю, форма проведения – индивидуально - групповая. 

    Воспитательная групповая деятельность имеет свою структуру и условно делится на несколько этапов:

    Первый этап – эмоциональное погружение в тему. Он предполагает сюрпризные моменты, включает эмоции любопытства, удивления, ожидания чуда; помогает заинтриговать ребенка, проявить интерес к познавательной деятельности, которая происходит на следующем этапе.

    Второй этап – познавательный. Он знакомит детей:

    • с пониманием ценностей человеческой жизни и с чувством уважения человеческого достоинства;
    • с такими понятиями, как: доброжелательность и радость общения, уважение друг к другу, доброта и милосердие, дружба и взаимовыручка, честность и трудолюбие, внимание и забота и др.;
    • с основными требованиями к культуре речи;
    • с правильным употреблением слов приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражением благодарности;
    • с использованием темпа, тона, громкости речи, мимики и жестов.

     Полученные знания помогают детям проявить себя на следующем этапе.

    Третий этап – практический. Здесь ребенок уже может включиться в самостоятельную творческую работу, используя свои новые знания. На этом этапе дети:

    • самостоятельно ищут выходы из проблемной ситуации;
    • выполняют индивидуальные и групповые творческие задания:
    • рисование на нравственную тематику; 
    • дописывание рассказов с нравственным содержанием; 
    • письма родным и близким; 
    • составление правил и заповедей; 
    • рисование плакатов;
    • участие в литературных мини – инсценировках, пантомимах и другие задания.

    Таким образом, заключительный этап включает в себя игровые моменты, что соответствует психологическим особенностям младших школьников.

    Индивидуальная работа проводится с учетом личностно – ориентированного подхода с детьми из асоциальных семей, детских домов и приютов, у которых, как правило, отсутствует пример нравственного поведения. Здесь выстраиваются доверительные отношения педагог-ребенок. Основное направление индивидуальной работы – формирование позитивного отношения к себе и окружающим, развитие умения выражать свои чувства невербальным методом, формирование навыков расслабления, саморегуляции.

    Подведение итогов проводится в форме тематических и итоговых выставок, проведения викторин по группам и общего праздника.

    Методологическая основа

    Методологической основой данной подпрограммы явились следующие идеи:

    • философско-психологические положения о сущности человека, его личностном развитии как духовном становлении в культурно-ценностном пространстве, в общении как взаимодействии с миром, (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.НМясищев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Ухтомский, Л.Фейербах, Э.Шпрангер, К.Г.Юнг);
    • психолого-педагогические положения о закономерностях и детерминантах духовного развития в младшем школьном возрасте (Ш.А.Амонашвили, Р.Бернс, О.С.Богданова, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, Ж.Пиаже, Л.А.Славина, Д.Б.Эльконин);
    • гуманистические, основанные на ценностном, культурологическом подходах к воспитанию педагогические концепции (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, С.И.Гессен, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Н.В.Щуркова);
    • работы современных отечественных психологов и педагогов по вопросам нравственного воспитания детей младшего школьного возраста: О.С. Богдановой, Л. М. Божович, Н.И. Болдырева, Д.И. Водзинского, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой К.В. Демидовой, Э.П. Козлова, Б.Т. Лихачева, В.А. Мартынова, В.И. Петровой, F.M; Потанина, Н.В. Роговой, Л.И. Рувинского, И.Ф. Харламова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.

    При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы:

    • активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
    • организация совместной деятельности, партнерских отношений, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения;
    • обеспечение диалогического общения.

    Организуя воспитание по развитию нравственности, необходимо помнить:

    • если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,
    • если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,
    • если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,
    • если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

    Данная программа соответствует концепции ГБОУ НСО «Областной Центр диагностики и консультирования» (п. «Концептуальные идеи дальнейшего развития», стр. 27: психолого-педагогическое сопровождение программ нравственно-духовного воспитания школьников).

    Ожидаемые результаты

    При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика:

    • дети усваивают  значимость соблюдения основных требований к культуре речи через установление зависимости: речевая культура человека - общая культура и осознания различия форм общения с ровесниками и взрослыми, приобретут практические навыки;
    • дети приобретут опыт доброжелательного и внимательного общения друг с другом и с взрослыми, умения самостоятельно приходить на помощь;
    • у детей закрепятся представления о правилах поведения в различных ситуациях и способах проявления действенной доброты к окружающим в повседневном поведении;
    • повысится уровень представления о значимости честности и справедливости в системе человеческих отношений в противовес аморальных качеств: хитрости и лживости;
    • закрепляется осознание ценности результатов труда человека и необходимости нести ответственность за порученное дело;
    • обогатится опыт детей в практике дифференцирования поведения в зависимости от ситуации: окружающей обстановки – дома или в общественных местах, цели общения – деловое или личное;
    • повысится уровень умений в понимании и оценке чувств, состояния, настроения, желания другого человека, а также приобретут опыт оценки и контроля своего поведения, чувств, эмоций.

    Для определения успешности в реализации данной программы разработана анкета на определение уровня сформированности морально-этических норм. Анкетирование проводится дважды за заезд: в начале заезда детей на углубленную диагностику в Школу-центр и за несколько дней до выезда.

    Основные критерии анкетирования:

    • Усвоение основных требований к культуре речи (словесная вежливость)
    • Установление дружеских взаимоотношений со сверстниками
    • Признание и выполнение правил, предложенных взрослым
    • Уровень сформированности ответственности через выполнение поручений и отношение к дежурству
    • Знание и выполнение правил культурного поведения в обществе
    • Умение дать оценку собственному поведению

    Результаты оцениваются соответственно по уровням и баллам (общий уровень сформированности морально-этических норм):

    Высокий уровень (В – 2 балла) - выполняет, знает, всегда и самостоятельно

    Средний уровень (С – 1 балл) – испытывает затруднения, требует напоминания

    Низкий уровень (Н – 0 баллов) – испытывает значительные затруднения, игнорирует поправки


    Методы отслеживания эффективности реализации программы

    Анализ уровня сформированности морально - этических норм

    Группа:         Заезд:

     Даты диагностики: 1.                                                                                                                         2.        

     Критерии

     

     Ф.И.

     ребенка

    Усвоение основных требований к культуре речи (словесная вежливость)

    Установление дружеских взаимоотношений со сверстниками

    Признание и выполнение правил, предложенных взрослым

    Уровень сформированности ответственности через выполнение поручений и отношение к дежурству

    Знание и выполнение правил культурного поведения в обществе

    Умение дать оценку собственному поведению

    Общий уровень сформированности морально-этических норм

    (баллы)

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    Уровни

    Выполняет, знает всегда и самостоятельно (В) 2

    Испытывает затруднения, требует напоминания (С) 1

    Испытывает значительные затруднения, игнорирует замечания (Н) 0


    Содержание программы

    Тематический план по развитию нравственной культуры личности

     Тема

     Задачи

     Средства

    1.

    Школа вежливых наук.

    Культура общения.

    • Познакомить детей с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; показать, что вежливость - это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении.
    • Показать различия форм общения с ровесниками и старшими.
    • Формировать навыки речевого общения.

    1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте»

     2. «Передай тепло по кругу».

    3. Словесная игра «Догадайся».

    4. составление Словарика культурного человека.

    5. Работа над стихотворением А.Барто «Любочка»

    6. Из истории приветствия

    7. Мимическое упражнение «Жил - был человечек»

    8. Презентация «Я и другие люди»

    9. Презентация «Правила поведения с друзьями и родственниками»

    10. Презентация «Как вести себя в гостях»

    11. «Правила поведения в обществе.

    2.

    Дружба и взаимопомощь.

    • Обогатить представления детей о сущности понятия «дружба», о роли друзей в жизни человека.
    • Продолжить формирование умения самостоятельно приходить на помощь товарищу, считаться с мнением других, сопереживать, сострадать, помогать в трудную минуту, брать часть трудностей товарища на себя.
    • Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках.
    • Воспитывать дружелюбие.

    1.Приветствие (ритуал) «Дружба начинается с улыбки».

    2. Беседа «Кому мы доверяем». Продолжи ассоциативный ряд.

    4.»Правила дружбы»

    5. Игра «Ты мой друг»

    6. Игры «Прости меня».

    7. Игра м.п. «Сладкая парочка».

    8. Худ.слово : Л.Толстой «Отец и сыновья».

    9. «Неписаные законы жизни». Работа с пословицами.

    10.Творческое задание «Нарисуй двух разных человечков».

    11. Разработка законов группы.

    12. Совместная разработка «Правил Дружбы».

    3.

    Спеши делать добро.

    Чуткость и равнодушие.

    • Обогатить представления о содержании понятия «доброта» у школьников.
    • Углубить знания учащихся о формах и способах проявления действенной доброты к окружающим.
    • Через решение проблемных ситуаций подвести детей к пониманию и оценке различных поступков.
    • Воспитывать дружелюбие, внимание, сопереживание.

    1. Приветствие (ритуал)

    2. Беседа по теме на основе прочтения (проигрывания)

    3. Упражнение «Соедини слова и получи пословицу».

    4.Игра «Кто больше»

    5. Игровое упражнение «Выбери сигнальный знак»

    6. « Копилка поступков». Проблемные ситуации.

    7. Интервью «Хороший человек».

    8. Упражнение «Волшебный мешочек».

    9. «Игра «Лети, лети лепесток»

    10. Задание «Вспомни сказку»

    11. «Убери лишнее»

    12. Практическая «СолнцеДоброты».

    13. Практическая работа «Цветочная поляна».

    4.

    Правда и ложь. Поможет ли нам обман.

    • Формировать представление о добре, честности, скромности, справедливости и их значимости в системе человеческих отношений, используя литературные произведения.
    • Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости.
    • Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.

    1.Приветствие (ритуал) «Передай тепло по кругу».

    2.Чтение рассказа Осеевой «Что легче». Беседа по прочитанному.

    3. «Продолжи рассказы». 4.Игра м/п «День - ночь».

    5. Д.игра «Веришь – не веришь».

    6. Составление правил честного человека.

    7. Притча « О Правде и Лжи».

    6. Упражнение «Две девочки».

    7. «Копилка поступков». Проблемные ситуации.

    8. Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» в видеоклипе.

    9. Чтение литературы.

    5.

    Трудолюбие и леность.

    • Воспитывать положительное отношение к труду, чувство ответственности за порученное дело.
    • Учить трудиться сообща, предлагать свою помощь.
      Воспитывать уважительное отношение к людям труда и результатам их труда.
    • Развивать внимательность, старательность, аккуратность (прилежание в работе).

    1. Организационный момент.

    2. Просмотр клипа «Антошка, Антошка»

    3. Стихотворение Б.Заходера «Петя мечтает» в аудиозаписи.

    4. Игровое упражнение «Работаем вместе».

    5. Обращение к Азбуке Мудрости».

    6. Работа с пословицами.

    7. Чтение произведения С.Я.Маршака «Кот и лодыри».

    6.

    Преодоление трудностей. «Я могу».

    • Формировать представления о некоторых правилах поведения в общественных местах, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях.
    • Формировать умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д. 3. Воспитывать желание и умение использовать в речевом обиходе вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

    1.Приветствие (ритуал) «Групповое приветствие».

    2. «Копилка поступков». Проблемные ситуации.

    3. Игра «Мы едем, едем, едем» (поведение в транспорте);

    3. Физкультминутка «Правильная очередь» (поведение в стловой);

    4. Закрепление правил поведения в школе, на уроке

    5. – в других общественных местах (магазин и т.д.). 

    6. «Найди правильный ответ». Проверочные тесты

    7. Итог занятия. Игра «хорошо - плохо»


     Сведения о практической апробации подпрограммы

    на базе ГБОУ НСО ОЦДК

    Апробация подпрограммы проходила в ГБОУ НСО «Областной Центр диагностики и консультирования с 2010 по 2013 год. В настоящее время работа по данной подпрограмме продолжается.

    В экспериментальном исследовании приняли участие более 210 воспитанников младших классов.

    Результаты апробации данной подпрограммы

    Словесная вежливость

    Установление дружеских взаимоотношений

    Признание и выполнение правил

    Ответственность за порученное дело

    Культура поведения в обществе

    Умение дать оценку собственному поведению

    На примере реализации подпрограммы в течение трёх лет можно сделать вывод, что по всем направлениям работы наблюдается положительная динамика. Наиболее выраженная положительная динамика в признании и выполнении правил пребывания в учреждении, в отношении к порученному делу, в практическом усвоении элементарных правил поведения в общественных местах и в желании выглядеть опрятным.

    Вывод: работа происходит в правильном направлении и должна продолжаться.


    Информационно-методическое обеспечение подпрограммы

    1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.

    2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.-М.: Просвещение,-1998- 479с.

    3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 1980. - 207 с.

    4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение,1979.- 289 с.

    5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.

    6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.- 420 с.

    7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.

    8.Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Карпов. - М.: Просвещение, 1979.- 198 с.

    9. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. - М., 1988.- 280 с.

    10.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1980. - 183 с.

    11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 1985. - 368 с.

    12. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990.- 367 с.

    13. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников/ И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

    14. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. - С. 37-38.

    15. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 189 с.

    16. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. - 1997. №1. - С. 21.

    17. Шарапова О.В. Роль литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников// http://1.emissia.peterhost.ru

    Духовно-нравственное воспитание. «Азбука этики и морали»        Страница


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Речевая этика и вежливость»

    1. Что такое этика?2. Методы воспитания этике и вежливости.3. Формы работы преподавателя и план занятий по этике  и вежливости...

    Кодекс этики и служебного поведения работников

    Кодекс этики и служебного поведения работников...

    Кодекс этики и служебного поведения работников МБДОУ Михаленинский детский сад № 6 "Теремок"

    Целью настоящего Кодекса является распространение антикоррупционных идей и взглядов, формирование атмосферы нетерпимости, профессионально-личностной устойчивости работников к коррупционному поведению,...


     

    Комментарии

    Зарьянова Марина Кирилловна

    Впервые ознакомилась с такой программой. Понравилось планирование, очень простое на мой взгляд, а столько задач решает. Некоторые игры и ситуации уже использовала в работе, буду пробовать и другие, предложенные Вами. Спасибо!

    Здорова Галина Анатольевна

    Спасибо Вам! К этой, так называемой, мини-программе есть конспекты. Обязательно на днях загружу. Простота обусловлена особенностями ребят, приезжающих на диагностику для определения дальнейшего маршрута обучения в ОЦДК