Главные вкладки

    Картотека по теме:
    Ритуалы

    Здорова Галина Анатольевна

    Формирование совместно с детьми общих привычек и традиций - хороший фундамент для внутреннего сплочения группы. Кроме того, ритуалы приветствия и взаимодействия участников между собой помогают педагогу сконцентрировать внимание детей на занятии и создать нужную атмосферу в кругу играющих.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ritualy.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ритуалы.

    Формирование совместно с детьми общих привычек и традиций - хороший фундамент для внутреннего сплочения группы. Кроме того, ритуалы приветствия и взаимодействия участников между собой помогают педагогу сконцентрировать внимание детей на занятии и создать нужную атмосферу в кругу играющих.

    Приветствия.

    В  кругу.

    Дети встают в круг. Ведущий просит их положить руки на плечи соседей, приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

    Рукопожатие.

    Ребята сидят в кругу. Ведущий предлагает начать сегодняшний день так: встать и поздороваться за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то они поздороваются дважды, главное - никого не пропустить.

    Пожелание.

    Ребята сидят в кругу. Занятие начинается с пожеланий друг другу на день. Делается это

    так: первый участник встает, подходит к любому, здоровается с ним и говорит ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подходит к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из участников не получит свое пожелание.

    Групповое приветствие.

    Дети образуют полукруг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяя сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.

    Подарок.

    Ребята сидят в кругу. Ведущий предлагает, чтобы каждый из участников по очереди сделал подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо вручить, молча, то есть жестами (невербально), но так, чтобы сосед понял, что это такое. Тот, кто получает подарок, должен отгадать, что ему дарят.

    Комплимент.

    Дети стоят в кругу. Ведущий просит их взяться за руки и посмотреть друг на друга. Затем кто - нибудь из участников входит в круг и идет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого в тот момент, когда последний скажет ему приветствие и комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из круга, второй начинает движение вслед за ним и так далее по очереди.

    Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

    Представление имени.

    Ребята встают в круг. Поочередно каждый подросток выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая это каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы осуществляется произвольно, по желанию участника. Главное, чтобы через это движение был передан образ человека, представляющего себя.

    Бегущие огни.

    Ребята сидят в кругу. Один из них говорит своему соседу (по часовой стрелке) какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!». Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу следующему и снова сесть, затем его сосед должен сделать то же самое, и волна вставания и повторения бежит по кругу. Выполнять это приветствие надо с максимально возможной скоростью, увеличивать которую можно постепенно. Когда волна прошла полкруга, к заданию добавляется еще один элемент - на усмотрение одного из участников. Этот элемент может быть вербальным или невербальным. Последующие участники должны выполнить именно этот комплекс, а затем (еще через полкруга) очередной участник добавляет еще что-нибудь и Т.д.

    Создание позитивного настроения.

    Сотвори вокруг себя пространство любви и добра.

    По команде ведущего ребята садятся поудобнее, закрывают глаза. Они должны представить себя солнышком и мысленно направлять от себя в разные стороны лучики света - любви, добра, мира, счастья, взаимопонимания, проникаясь постепенно этим состоянием.

    Упражнение выполняется несколько минут под спокойную музыку.

    Передай тепло по кругу.

    Ведущий предлагает детям взяться за руки, затем пожать руку соседа, тем самым передав ему тепло своих рук, своего сердца, мысленно пожелав добра. Пожатие-искорка проходит по всему кругу.

    Упражнение выполняется в полной тишине. Постепенно, когда группа сплотится, темп пробега искорки возрастает. В сплоченной группе можно попробовать передавать искру не через рукопожатие, а через мысленную концентрацию передачи тепла.

    Волшебный клубочек или Нить по кругу.

    Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит волшебное вежливое слово и т.п. (возможны варианты).

    Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

    Доброе животное.

    Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное, послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

    Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад.

    «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад» и т.д.

    Дружба начинается с улыбки.

    После того как дети приняли единственно верное решение и встали в круг (см.выше):

    - А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поприветствует глазами всех по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.

    Взрослый (воспитатель) заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровается со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

                         

    Речевки.

    Я и ты, ты и я

    Новый день мы вместе встретим

    Нет дружнее нас на свете.

    Всем! Всем! Всем! Привет!

    Пусть весь день пройдет без бед

    Справа друг и слева друг

    Получился дружный круг.

    Раз, два, три,

    Улыбайся и дружи.

                     

                          ***

    За руки возьмемся, встанем в круг

    Каждый человек человеку - друг!

    За руки возьмемся; пусть пойдет

    По земле огромный хоровод!

    Чтобы солнышко светило

    Чтоб на всех его хватило,

    Чтоб цвели в лугах, цветы,

    Чтоб дружили я и ты,

    Чтоб дружили я и ты.

                         

                        ***

    Добрым быть совсем не просто.

     Не зависит доброта от роста.

     Доброте все люди рады,

     И взамен она не требует награды.

                       ***

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо!

    Зазеленеет старый пень, когда услышит: Добрый день.

    Прощание.

    Окончание какой – либо деятельности – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

    Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

     

    Круг друзей.

    Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

    Всем, всем добра и счастья!

    Всем, всем до новых встреч!

    Эстафета дружбы.

    Взяться за руки и передавать, как эстафету рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она не покидает вас никогда, а греет. До свидания, до новых встреч!

    Солнечные лучики.

    Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

    Речевка.

    Все мы дружные ребята.

    Мы ребята – дошколята (школяры).

    Никого не обижаем.

    Как заботиться, мы знаем.

    Никого в беде не бросим.

    Не отнимем, а попросим.

    Пусть всем будет хорошо,

    Будет радостно, светло!

    Дрожащее желе.

    Инструкция: Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе – это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? (Выбирают). Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я буду встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками…

    В течение одной минуты показывайте, как вы держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь – дрожащее желе успокоится не сразу.

    Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила ее на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться… начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.

    Массаж в кругу.

         Группа становится в круг друг за другом.

    Представьте себе, пожалуйста, что вы – деревья в саду. Летний ветерок покачивает ваши ветки-руки. Постепенно ветер усиливается (амплитуда движений увеличивается) и начинает идти мелкий дождик (кончиками пальцев легко стучите по спине стоящего впереди участника). Дождь усиливается (движение более напористое). Постепенно дождик затихает и начинает выглядывать солнышко (поглаживание спины). Теперь развернитесь на 180 градусов и отблагодарите партнера за приятные ощущения.

    (Меняются местами, и идет повторение инструкции).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РИТУАЛЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

    «Подарки» (20 мин.)Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш.Все члены группы анонимно дарят друг другу вообра­жаемые подарки, ...

    Ритуалы начала и окончания занятия

    Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольникам...

    Святочные ритуалы и колядки

    На порог пришла зима, а значит скоро новый год. А вслед за ним и придет Святочная неделя. Итак, что такое Святки? Давайте заглянем в энциклопедические словари....

    Семейные традиции и ритуалы, укрепляющие семью

    Семья - единое целое, один организм. Маленькая планета. Традиции и ритуалы связывают человека с человеком,а прошлое - с будущим. И всё становится единым и целым....

    Статья "Влияние ритуалов на развитие изобразительных способностей и художественного вкуса дошкольников"

    В данной статье описано, как влияют ритуалы и титуальные предметы  на развитие  изобразительных способностей и художественного вкуса  дошкольников....

    Консультация для воспитателей: "Ритуалы в жизни и на занятиях"

    Ритуалы в жизни и на занятиях —Введение режимных ритуалов сплачивает  детей, способ­ствует формированию внимательного отношения детей друг к другу. Самомассаж и массаж парами помогает не тол...

    Ритуалы: зачем они нужны ребенку?

    Мы с Вами, и наши дети, живём в быстром и постоянно изменяющимся мире. В мире, где новости устаревают быстрее, чем мы успеваем их обсудить, в очень беспокойном, перенасыщенном информацией мире. Удивит...


     

    Комментарии

    Зарьянова Марина Кирилловна

    Понравились речевки. Воспользуюсь. Спасибо!

    Спасибо,