«Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
консультация (младшая группа) на тему

Турлевская Оксана Анатольевна

Как развивать и поддерживать самостоятельность в младших дошкольниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»

«Представьте,

 что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц,

а не ждать, когда они сами вылупятся?» народная мудрость.

Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает ОТ мамы. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным. Не подталкивайте ребенка к самостоятельности — играйте вместе. В совместной с взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Закрепление представлений о назначении и свойствах предметов. Все, что дети делают в повседневной жизни, они вполне могут отображать и в своих, пусть еще очень простых играх.

Как развивать самостоятельность у детей в игре?

В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры, дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть. Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.

Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками. Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре, при выборе ролей и действий.

Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

Что свидетельствует о повышении уровня самостоятельности в 3 – 5лет

- замысел игры появляется по инициативе самого ребенка;

- выбирают роли;

- ставят взаимосвязанные игровые задачи;

- решают, с кем играть;

- сопровождают ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными сначала к игрушке партнеру и воображаемому собеседнику, затем к взрослому и сверстнику;

- ролевые высказывания возникают по инициативе взрослого или самого ребенка;

- учатся выбирать предметные и ролевые способы решения ролевых задач;

- самостоятельно включают в игру предметы – заместители;

- младшие дошкольники играют рядом;

Педагог должен помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок мог использовать эти знания в игре, а в будущем мог легко адаптироваться к реальной действительности.

У детей возникают трудности с неумением организовать сюжет игры, некоторые дети бродят от одного игрового поля к другому, выполняя действия с игровыми предметами несоответствующие их функциональному назначению действия, а также неумение  дошкольников распределять роли между участниками. Зачастую это связано с незнанием практических действий, обусловленных их ролью в игре.

Поэтому я выбрала игру в качестве основного средства развития навыков и умений по ориентировки в социальном и бытовом пространстве.

Нами  были отобраны и систематизированы сюжетно-ролевые игры, и игровые задания по  теме  «Социально – бытовая ориентировка»: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Дом, Семья», «Наш детский сад», «Культура поведения», «Транспорт», «В магазин за продуктами». Основные задачи, решаемые в процессе игровой деятельности с младшими дошкольниками это:

- информирование о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, приемах и правилах обращения с ними. Выработка практических умений и навыков пользования некоторыми предметами окружающего социально – бытового пространства;

-Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнку необходимо иметь определённые знания об этом, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактических игр, типа «Путешествие в страну вещей», «Дом, в котором ты живешь» и т. п. формировались осознанные представления о предметах быта, способах их применения. Посредством игр «Где ты живешь?», «На чем я путешествую?», «Что кому необходимо», «Так бывает или нет» и т. п. дети познавали социально – бытовое пространство, учились ориентироваться в нем, выполняя определенные игровые действия.

Для дальнейшего разнообразия игровых действий и развития игрового сюжета проводили наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, на которых обращали внимания на трудовые действия работников детского сада: младшего воспитателя, повара, медицинской сестры, дворника; рассматривали оборудование, предметы, инструменты которыми они пользуются для выполнения своих профессиональных обязанностей и обсуждали результаты их труда. Во время наблюдения обращали внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот, рассказывая о том, какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно, поэтому все так вкусно.

 Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми младшего возраста необходимо объяснять и демонстрировать возможности использования игрушек и предметов в различных играх. Для этого необходимо детально рассмотреть используемые игрушки, строительный материал реальные предметы. Определить строение, назначение и расположение предметов в пространстве с помощью сохранных анализаторов. Следующий этап работы - овладение практическими действиями с игрушками и предметами. Это осуществляется в совместных действиях педагога и ребёнка, при условии многократных повторений и чётких описаний с постоянной сменой сюжета.

Далее малышам предлагались игры – инсценировки. Это помогало детям уточнить представления о различных бытовых ситуациях и о возможных действиях в них («Кукла Наташа заболела», «На приеме у врача», «Устроим кукле комнату»). Важно было, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью широко использовались вопросы, подсказывающие новые действия. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.

В процессе организации сюжетно-ролевых игр очень важно следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникновение конфликтов из-за игрушек или желаемой роли. Очень важно в процессе игровой деятельности формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом следует использовать характерную для маленьких детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. В результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе.

Играйте – и выигрывайте!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе детского сада по сказке"Теремок"

Задачи: способствовать возникновению игры по мотивам знакомой сказки; формированию у детей умения взаимодействовать и ладить в совместной игре; пользоваться салфеткой во время еды; развивать у детей у...

"Игры с красками!" Нетрадиционные техники рисования в детском саду (родительское собрание во второй младшей группе)

Показать родителям, что рисование нетрадиционными методами формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус. Научить родителей методам и пр...

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»

Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...

Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе детского сада

В файле содержится планирование СРИ на младший дошкольный возраст. Планирование разработано на весь учебный год, расписано по месяцам и по неделям. В месяц предлагается использовать восемь игр, на нед...

Квест - игра по ПДД для дошкольников второй младшей группы «Аленушка» с привлечением к организации родителей

Квест - игра  по ПДД для дошкольников второй младшей группы «Аленушка»с привлечением к организации родителей «5 остановок безопасности илиПоможем Звуковичку запомнить ...

«Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»

Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает от мамы. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, на...