Непосредственная образовательная деятельность Тема: "Русская народная игрушка – матрешка"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Мезенцева Ираида Павловна

               Непосредственная образовательная деятельность

Тема: Русская народная игрушка – матрешка

  Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

 Цель: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представлений о русской игрушке – матрешке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки.

 Задачи: учить выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами; развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана матрешки; воспитывать интерес к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizovannaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

               Непосредственная образовательная деятельность

Тема: Русская народная игрушка – матрешка

  Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

 Цель: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представлений о русской игрушке – матрешке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки.

 Задачи: учить выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами; развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана матрешки; воспитывать интерес к народному искусству.

 Содержание:

   1.Рассматривание иллюстраций

                             Загадка: Восемь кукол деревянных,

                                               Круглолицых и румяных,

                           В разноцветных сарафанах

                          На столе у нас живут

                          Как тех куколок зовут?

Ребята, вам интересно узнать, как и где родилась первая матрешка?

(Раскрываются иллюстрации с изображениями различных матрешек.)

Одинаковые ли матрешки? Что заметили различного в нарядах кукол?

   2.Рассказ воспитателя о происхождении матрешки. 

  Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создающими своими руками сказочную красоту. Сегодня я расскажу вам о мастерах, которые изготовляли красивые деревянные игрушки – матрешки. Их знают во всех городах и селах не только в России, но и иностранные гости любят нашу народную игрушку.

  Для многих иностранцев образ матрешки является едва ли не символом России. Мало кто из гостей, посещающих нашу страну, уезжает домой без этого сувенира.

 Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до десяти – двенадцати куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.

  Первая русская матрешка состояла из 8 фигурок и  изображала девочку в сарафане и платочке, с черным петушком в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они отличались чем - нибудь друг от друга, а последняя – восьмая, была младенцем, завернутым в пеленки.

 Наиболее известны матрешки, сделанные в городах Семенове и Загорске. Семеновские – более стройные. Перед росписью их поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности, сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые, а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение.

  В 1900 году матрешки появились на Всемирной выставке в Париже и сразу завоевали признание. Тема матрешки постоянно развивалась и совершенствовалась. Изготавливались матрешки – пастушки, матрешки – старички, матрешки – невесты. В 1911 году только Сергиевская мастерская выпустила двадцать один вид матрешек.

 Однако, дожив до наших дней, русская матрешка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Матрешка эта с секретом. Любит она пошутить и повеселиться. Живет матрешка не одна, а со своими сестренками. Сестренки, а-у! Где вы?

  Спрятались. А вот мы их сейчас найдем. Откроем матрешку, поставим фигурки по порядку. У каждой матрешки свой наряд. Эта матрешка большая, эта самая маленькая. Они любят ходить друг к другу в гости. Весело матрешкам вместе жить.

  А вы хотите, ребята, поиграть с матрешками?

 3.Физминутка (игра «Музыкальная  матрешкой») -  игра – пляска с матрешками под любую русскую народную мелодию.

- У кого в руках матрешка, тот попляшет с ней немножко…

4. Рассматривание узоров на сарафане матрешки.

выбраны такие узоры? Как еще можно украсить матрешку? А вы бы хотели расписать матрешку?  Сначала нужно создать эскиз для раскрашивания матрешки. (Воспитатель показывает и объясняет последовательность создания эскиза.)

5. Пальчиковая гимнастика.

В гости пальчики играли и головки убирали,

Вот так, вот так – и головки убирали.

6.Выполнение работы.

7. Самоанализ и итог детской деятельности. Выставка работ.

 - Ах, матрешки! Вот как они дружат между собой – крепко – крепко. Никогда не ссорятся и друг друга не обижают. Какие они все красивые, яркие. У какой матрешки получился самый яркий сарафан? А какая тебе, Андрей, (Максим, Наташа…) больше понравилась? Почему? Отыщите самую веселую; матрешку с румяными щечками.  И т.д.

8. Открытость. Что мечтаете сделать со своими матрешками?

  Тема: Деревянные игрушки

   Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, двигательная.

   Цель: расширение представления о русской народной игрушке, развитие умений сравнивать ее с японской игрушкой, выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами.

  Задачи: формировать умение украшать матрешку аппликацией, составлять узор; создавать условия для развития воображения и творческих способностей детей: воспитывать аккуратность в работе.

  Словарная работа: сарафан, передник, матрешки семеновская, загорская, полхов – майданская.

  Содержание образовательной деятельности:

  1. Беседа

   Ребята, сегодня утром наши куклы спросили у меня: «Ираида Павловна, это правда, что куклы бывают деревянные?» И я рассказала им о деревянной кукле Буратино.  А, вы, о каких куклах можете рассказать? Какие русские народные игрушки вы знаете? Что вы знаете о матрешках? Расскажите об этих игрушках нашим куклам. Высказывания детей.

 - Деревянная, точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку. Матрешка раздвигается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая.  И эта матрешка тоже раздвигается, и мы видим еще одну, потом еще и еще…).

 Давным – давно привезли в Москву из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Старичок раздвигался, и в нем находился еще один, да даже не один, а несколько. Эта фигурка и послужила прообразом нашей матрешки.

- Как выглядела первая матрешка?  (Рассказы – ответы детей с рассматриванием иллюстраций.)

- Первая матрешка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с черным петушком в руках. За девочкой шел мальчик, затем снова девочка и т.д. Все они отличались чем - либо друг от друга, а последняя – восьмая, была матрешка – младенец, завернутым в пеленки.

 Самая яркая, красивая матрешка – из Семенова! Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. На ее переднике всегда яркие букеты цветов.

2. Чтение детьми стихотворений (домашнее задание).

                    Мы матрешки как кругляшки,

                    Все мы лаковые, одинаковые,

                    Как плясать пойдем –

Только пыль столбом.

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки – невелички.

Как пойдем плясать и петь –

 Вам за нами не успеть.

Восемь кукол деревянных

 В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут –

Всех матрешками зовут.

                Словно репка она крутобока,

И под алым платочком на нас

 Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок – глаз.

  1.  Рассматривание образцов аппликации. Закрепление правил пользования ножницами.
  2. Пальчиковая гимнастика.

Мы сегодня вырезали,

 Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Вырезать опять начнем.

Пальцы вместе, пальцы врозь.

Заколачиваем гвоздь.

5.Творческое выполнение работы.

6.Самооценка своей деятельности. Что получилось наиболее ярко и красиво?

7.Выставка работ перед нашими куклами.  «Вот они матрешки – деревянные одежки».

Тема: Игольница « Матрешка»

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

  Цель: формирование умения работать с картоном и поролоном, воспитывать аккуратность, уважительное отношение к матери.

  Содержание:

  1.  Беседа о празднике «День матери».

Загадка о матери.  Чтение стихов. Заучивание пословиц и поговорок о матери.

Ситуативный разговор «Мамины помощники» с опорой на фотовыставку.

    2.Задание ТРИЗ «Самый лучший подарок для мамы». Высказывание детей.

   3.Показ выполнения работы (дополнение ранее изготовленной матрешки поролоновым передником). Как может мама использовать данный подарок?

Педагог предлагает превратить ранее изготовленную матрешку в игольницу  - место, где мама будет хранить иголки и булавки.

   4.Пальчиковая гимнастика.

Как у деда Ермолая

Вся семейка небольшая.

Только сам да сама,

Только кум да кума,  

Да два сына с усами,

 Да две дочери с косами,

Да две внучки на печи

 Поедают калачи.

Как у деда Ермолая

 Вся семейка небольшая.

  1.  Выполнение работы.
  2. Самоанализ «Что помогло тебе так красиво смастерить поделку?»
  3. Рефлексия «Подойду я в праздник к маме…» Дети рассказывают о том, как подарят игольницу маме, какие добрые слова скажут.

Тема: Составление сказки о матрешке

 Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы.

  Задачи: способствовать формированию умения составлять сказки о матрешке; обогащать словарный запас, развивать речевые умения и навыки, воображение, творческие и познавательные способности.

   Содержание:

  1.Игра «Угадай сказку»

Дети, не хотите ли вы отправиться сегодня в сказку? Кто угадает загадку, получит билет в сказку. Зачитываются отрывки из сказок, показываются иллюстрации, драматизация небольших диалогов по сказкам.

2. Минутка общения «Что такое сказка?».

- Что такое сказка? Чем она отличается от других художественных произведений?

- Как обычно начинаются сказки? Кто вспомнит, как сказка заканчивается?

- Про кого сочиняют сказки?

3. Игра «В гости к нам пришли матрешки»

Дети определяют, какую матрешку показывает воспитатель (семеновская,  полхов – майданская, загорская). Матрешки просят сочинить о них сказку.

4. Составление детьми сказки о матрешке.

« Матрешки в гостях у ребят»

  Пришла однажды матрешка с подружками в гости к ребятам в детский сад.

Они принесли подарки: стихи веселые, пляски, частушки. Ребята собрались вокруг гостей. Матрешки  рассказали детям свои любимые стихотворения.  А девочки для их сплясали и спели песню «Мы  матрешки». Гостили матрешки у ребят весь день. Очень им понравилось в детском саду. Особенно похвалили матрешки детей за то, что они такие дружные и не обижают друг друга. А за вкусные пряники, которые дети сами смастерили, и за чай с малиновым вареньем матрешки пригласили ребят на праздник и пообещали прийти еще.

5. Организованный итог. Игра «Музыкальная матрешка».

6. Открытость. Оформление для матрешек книжки – малышки со сказкой и рисунками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности. Тема: «Русский народный головной убор»

интегрированное занятие по Художественно-эстетическому развитию о народной вышивке...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Народная игрушка"

Цель: познакомить воспитанников с историей создания куклы.   Задачи: 1. Развивать  эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к окружающим предметам, творческую активность в...