Проект по экологии во второй младшей- средней группе «Волшебница - вода».
проект (средняя группа) на тему

Газизова Раиса Викторовна

Проект по экологическому воспитанию "Волшебница - вода".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по экологии во  второй  младшей- средней  группе «Волшебница - вода».

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода  для  детей  – это полезное лекарство.

Тип  проекта: педагогический

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники проекта:  дети 2 младшей –средней группы

- воспитатель младшей-средней  группы: Газизова Р.В.

Срок  реализации  проекта : долгосрочный ( с сентября 2016 г – по май 2017года)

Интеграция  образовательных  областей: Познавательно – речевое, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.

Цель проекта:

1.Развивать у детей представление о природном объекте-воде, формировать  наблюдательность через  игры  с  водой.

2.Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

3) Научить детей выполнять простейшие опыты ,последовательно выполняя указания воспитателя

Ожидаемые результаты:

1.Формирование  представлений о природном  объекте воде, её  свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

2. Формирование  познавательного  интереса, обогащение  словарного  запаса .

3. Воспитание бережного , осознано правильного  отношения  к  воде, как источнику жизни на земле.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

  • Формирование  проблемы
  • Обсуждение  цели , задачи  проекта  с  детьми и родителями.
  • Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме  проекта.  
  • Обогатить эколого- развивающую  среду  в  группе , центр  воды и песка необходимым материалом и инвентарем для  проведения игр с водой.
  • Составить картотеку игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
  • Подобрать  дидактический материал , наглядные  пособия ( альбомы  для  рассматривания , картины , иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте) ,  оформить  альбом «Стихи  и  потешки  о  воде»,
  • изготовить  макет «Аквариум».
  • Составить  примерный годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных с темой  проекта.
  • Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

2 этап – основной( практический )

Внедрение  в  воспитательно – образовательный  процесс  эффективных методов  и  форм по формированию  представлений о природном  объекте воде, её  свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

Содержание  работы  в  процессе  реализации  проекта

Познавательно – речевое развитие:

Беседы : «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;

«Круговорот воды в природе»;

         «Какую роль играет вода в жизни  животных, рыб и птиц?»;

«Что мы знаем о воде»;

«В гостях у капельки».

Поисковая деятельность:

«У  воды нет запаха и вкуса», «Вода  умеет впитываться», «Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в воде?», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода»

Эксперименты и  опыты:

«Превращение  снега  в  воду», «Цветные  льдинки», «Тонет – не  тонет», «Как  растения  пьют  воду», «Воду  можно  окрасить в другой цвет или сделать  грязной»

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом, дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.

Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю   ( смена воды в аквариуме , мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)

Социально –коммуникативное развитие:

Дид.игры : «Купание куклы», «Стирка  кукольного  белья», «Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»

Игры-забавы: «Пускание  мыльных пузырей», «Мы  капитаны», «Уточки  плавают»; «Ловись, рыбка!»

Игры в центре  песка и воды: «Пирожки  для  куклы  Кати», «Строим  башню»

Заучивание  потешки «Водичка, водичка…»  , чтение  сказки «Заюшкина  избушка», А.Барто «Девочка  чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино  горе», чтение стихов  о  воде.

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование  водой ( водные  раскраски);

 Рисование «На полянку , на лужок тихо  падает  снежок»;

Лепка «Мы  скатали  снежный  ком»;

 Аппликация «Снеговик».

Физическое развитие:

Подвижные  игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля и вода», «Ходят  капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые игры - упражнения с водой.

Работа с родителями:

  • Рекомендации по  наблюдению за водой в природе.
  • Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?
  • Рассказать о разных агрегатных  состояниях воды в природе( лед, снег, иней)
  • Уход за комнатными растениями и животными дома.
  • Изготовить дневники наблюдений за водой.
  • Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»
  • Заучивание  стихотворений и потешек о воде.
  • Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка»,стихи  А.Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «»
  • Участие в подготовке к новогоднему празднику ( изготовление снежинок)

Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»

3 этап – заключительный

Подведение итогов.

 Анализ и обобщение результатов , полученных в процессе работы над проектом. Диагностика.

4 этап - презентационный

Оформление  стенгазеты по итогам проекта : «Теперь мы знаем, что такое вода!»

 Досуг «Праздник мыльных пузырей»

№ п/п

Планирование работы

Содержание

Сентябрь

1

Прогулка целевая по территории детского сада.

- Знакомство с водой.

- Заучивание потешки «Водичка… »

Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огородеовощи; познакомить детей со свойствами воды.

2

«Купание куклы Кати»

- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.

- Наблюдение за дождем, лужами.

- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

- Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)

С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.

Октябрь

3

Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.

- Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют домашние животные.

Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.

Ноябрь

4

Эксперимент (вода – лед – вода)

- Беседы

- Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Декабрь

5

Наблюдение за испарением воды

- Эксперимент «В воде не тонет»

- Игра «Пускаем кораблики»

Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.

Январь

6

Эксперимент превращения снега в воду

- Беседы «что пьют животные и птицы зимой»

Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.

Февраль

7

Наблюдение за рябью на воде

- Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»

- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице.

Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.

Март

8

Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.

- Эксперимент «Воздух под водой»

Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)

Апрель

9

Эксперимент «Окрашивание воды»

- Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого

Май

10

Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде.

Ожидаемые результаты: От своего проекта, я ожидаю того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.

Список литературы:

1 Список литературы:

1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».

2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».

3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».

4. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.

5. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.

6. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.

7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.

8. Материалы , собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)