Музей «Русская изба» в дошкольном учреждении как центр духовно-нравственного воспитания.
статья на тему

Рулькова Марина Николаевна

Воспитание, созданное самим народом

                                                    и основанное на народных началах,

имеет  ту воспитательную силу,

                                                 которой  нет  в самых лучших системах,

                                                         основанных  на абстрактных идеях

     или заимствованных у других народов.

К. Д. Ушинский

 

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях российских регионов кропотливо пробивает себе дорогу новая форма работы с детьми – работа в музее на базе ОУ. 

Появление в ОУ детских музеев связано с изменениями социально – экономических условий в стране, новыми социальными потребностями современного общества.

Воспроизведение истории, освоение социального опыта прошлых поколение, активное участие в проектной деятельности детей стало одной из наиболее популярных форм работы с дошкольниками, выработанные современной музейной педагогикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Музей «Русская изба» в дошкольном учреждении как центр духовно-нравственного воспитания.

Рулькова М.Н.

воспитатель высшей кв.кат.

МКОУ "Рассветовская СОШ"    

 

Воспитание, созданное самим народом

                                                    и основанное на народных началах,

имеет  ту воспитательную силу,

                                                 которой  нет  в самых лучших системах,

                                                         основанных  на абстрактных идеях

     или заимствованных у других народов.

К. Д. Ушинский

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях российских регионов кропотливо пробивает себе дорогу новая форма работы с детьми – работа в музее на базе ОУ.

Появление в ОУ детских музеев связано с изменениями социально – экономических условий в стране, новыми социальными потребностями современного общества.

Воспроизведение истории, освоение социального опыта прошлых поколение, активное участие в проектной деятельности детей стало одной из наиболее популярных форм работы с дошкольниками, выработанные современной музейной педагогикой.

В научно – педагогической литературе встречаются сведения о довольно раннем приобщении ребёнка к музейной культуре. Известные педагоги С. Т. Шацкий.А. В. Бакушинский и другие доказывают необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста, подчеркивают целесообразность более раннего знакомства дошкольников с фондами музеев.

В детском музее, организованном в образовательном учреждении, дети погружаются в другую необыкновенную, историческую и сказочную среду одновременно, накапливают сенсорный, практический и культурно – исторический опыт.

Данное направление в музейной педагогике обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у детей этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения в профилактике межнациональных конфликтов.

Профиль, созданного в нашем ОУ,  музея

«Русская изба» - частично этнографический, частично декоративно – прикладной.

Главной целью музейной работы с детьми старшего дошкольного возраста является приобщение их к народным русским традициям.

«Погружение» в мир отечественной культуры при ознакомлении с музейными экспонатами предоставляет ребёнку возможность осознать себя в традиции, формирует у него целостную картину мира, знакомит с элементами материальной и духовной культуры, жизненным укладом русского народа, способствует формированию исторического сознания, пробуждению культурно – исторической памяти, а также учит понимать язык предметов как носителей закодированной информации исторической эпохи, усваивает навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Цель создания нашего музея – приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры и развитие духовно-нравственной личности ребенка как основы его любви к своей Родине.

Содержание и экспонаты. 

Музей расположен в отдельно отведенной комнате. Основным его украшением является макет русской печки, деревянный стол и скамьи, а также постеленные на пол домотканные дорожки.

В музее собрана уникальная коллекция старинных предметов быта русского народа, представлена крестьянская утварь ( прялки, коромысло, ухват, утюг на углях, самовар, люлька, чугунки, старинная вышивка, домотканные половики, расписные полотенца и др.), народные игрушки, наряды, предметы народного и декоративно – прикладного творчества.

Отведено место для сменной экспозиции, где выставляются лучшие работы детей и родителей по декоративно – прикладному искусству.

          Все экспонаты собраны в результате поисковой работы сотрудников ОУ и родителей.

Как используется.

В основе нашей модели музея «Русская изба» лежит концепция интегрированного музея, где дети осваивают предметную среду через непосредственное взаимодействие с ней. При этом используется идея погружения в исторически культурное пространство путём «одушевления музейного интерьера».

Игровые костюмированные мероприятия включают в себя элементы драматических и театральных форм игры.

Большое внимание уделяется опытно – поисковой деятельности детей. Все темы совместной деятельности воспитателя с детьми строятся в форме вопроса, например: «Как строили дом на Руси?», «В какие игрушки играли наши прабабушки?», «Как гладили бельё?» и др. Задаётся проблема, решение которой детям нужно найти в процессе деятельности.

При этом обязательно осуществляется связь поисковой работы с практической деятельностью детей по лепке, аппликации, рисованию, макетированию и моделированию, художественному конструированию, т. е. интегрируются разные виды искусств.

Совместная образовательная деятельность с детьми включает рассказ педагога, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки, а также разработки авторских схем – таблиц по данной теме, необходимых по ходу беседы, и традиционные методы и формы работы с детьми, стимулирующие интерес к культуре и традициям своего народа.

Очень интересно прошли занятия по ручному труду на тему «Русский дом», где дети из заранее скрученных бумажных цветных брёвнышек строили избы. Было проведено рисование «Вот моя деревня», на котором ребята создали свой художественный образ русского дома, разучили стихотворение «Детство» И. З. Сурикова, красиво, разными росписями украсили трафареты самоваров, ложек и чашек.

Детям очень понравился художественный труд по изготовлению русских обрядовых кукол «Нянюшка», «Малышка», где ребята без ножниц, ниток и иголок из разных лоскутков и тесьмы мастерили свою куколку – оберег.

С эмоциональным радостным настроем прошел мастер-класс с мамами, которые встретили детей в русских национальных костюмах и караваем. Мамы вместе с детьми делали обереги для дома. Итогом встречи стал мастер- класс по выпечке домашнего печенья и чаепитие из самовара.

Одним из направлений музейной проектной деятельности является работа с родителями, привлечение их к сотрудничеству, включающему:

  • посещение открытых мероприятий и активное участие в них;
  • изготовление вместе с детьми пособий и выполнение творческих заданий;
  • по – возможности посещение с детьми различных музеев в г. Санкт – Петербурге, г.Лодейное Поле, с.Алеховщина;
  • приобщение к традиционной культуре не только русского народа, но и к культуре других народов России;
  • проведение консультаций, мастер–классов с использованием практических и теоретических материалов, накопленных в нашем музее.

Так, например, родители активно откликнулись на предложенный краткосрочный проект «Деревянная ложка» и нам удалось собрать большое количество разнообразных по форме, росписи, размеру деревянных ложек, с которыми дети очень любили играть и использовать в разных видах деятельности, а в дальнейшем был создан оркестр народных инструментов.

Работа над проектом проводилась в несколько этапов.

На I этапе подбирались и изучались материалы из истории деревянной ложки, рассматривались иллюстрации ложек с разными видами росписей, фотографии.

На II этапе было организовано посещение городского краеведческого музея.

III этап – это вырезывание трафаретов ложек, украшение их разными росписями, организация выставки творческой деятельности детей/

IVэтап – это расписывание деревянных изделий детьми и родителями в вечернее свободное время, создание выставки в музее.

Родители всё время интересуются, чем мы занимаемся в музее, что нового узнали дети о жизни и быте русского народа, что необходимо сделать или подготовить дома.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится в непосредственной «домашней» обстановке, сидя на деревянных лавочках, слушать русские народные сказки, сказки других народов, отгадывать загадки, играть в разные дидактические игры. Вот несколько из них: «Кто больше назовёт русских имён?», «Что означает эта пословица?», «Назови русских богатырей?»

В свободное время дети постоянно используют уголок русской избы для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Магазин», «Чаепитие»,  «Прачечная» и др.

Очень интересно в музее  проходят народные праздники и театрализованные представления. Эти праздники погружают детей в атмосферу народной жизни, приобщают к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений.

Таким образом, наш музей «Русская изба» осуществляет большую работу по ознакомлению с отечественной культурой и по формированию культурно – исторической памяти не только детей, а также их родителей и педагогов.

В дальнейшем музей будет пополняться новыми экспонатами и предметами декоративно – прикладного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт продуктивного взаимодействия с учреждениями социума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уникальную возможность для  формирования у детей  лучших нравственных качеств дает  общение с людьми старшего поколения, поэтому мы очень ценим нашу дружбу с Центром социального обслужи...

«Мини – музей «Русская изба» – средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений....

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Сообщение "Музей "Русская изба" в дошкольном учреждении как центр духовно-нравственного воспитания"

Городская дистанционная конференция "Духовно-нравственная культура в образовании: нравственные ценности и будущее молодёжи"...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Развлечение «Посиделки в русской избе» в старшей группе, направленное на духовно- нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Доклад "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Данный доклад был представлен в работе секции "Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования"...