«Наша малая Родина – Волгоградская область». Конспект занятия: «Остров Сарпинский – островок живой природы на реке Волге».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кузенко Юлия Александровна

Конспект занятия по "Окружающему миру" для работы с детьми 6-7 лет. В процессе занятия ребята знакомятся с природой Волгоградской области (остров Сарпинский), расширяют знания о животном и растительном мире своей Малой Родины, учатся любить и беречь природу. Занятие проходит активно (по принципу путешествия), что способствует более легкому восприятию детьми даваемой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Остров Сарпинский, Волгоград21.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 190 КИРОВСКОГО РАЙОНА Г.ВОЛГОГРАДА

Тема занятия: «Наша малая Родина – Волгоградская область».

Конспект занятия: «Остров Сарпинский – островок живой природы на реке Волге».

Составила:

Воспитатель: КУЗЕНКО Юлия Александровна

г. Волгоград  - 2017 год.

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 6-7 лет.

Формы занятия (НОД):

Формы организации: подгруппа.

Задачи:

Образовательные: обогатить знания детей о Волгоградской области, в которой мы проживаем; познакомить с обитателями пресных водоемов; закрепить знания названий растительного мира (цветы, кустарники, травы, деревья) нашей области; познакомить с природными достопримечательностями Волгоградской области; познакомить с историей острова Сарпинского.

Развивающие:  развивать эмоционально-ценностное восприятие красоты родного края, его величия. Воспитательные: воспитывать интерес к природе родного края, к изучению животного и растительного мира Волгоградской области; воспитывать любовь к малой родине и гордость за величие природы родного края.

Словарь новых слов: остров Сарпинский, выхухоль, болотная черепаха, земляной заяц, корсак, тарбаганчик, мохноногий тушканчик, канюк-курганник, стрепет дрофа, журавль-красавка,

Предварительная  работа: Беседы на темы: «Растительный мир Волгоградской области», «Водоемы нашей планеты. Их роль в жизни человека».

Оборудование и материалы: фотографии с изображениями о. Сарпинского, его жителей и их хозяйственной деятельности на острове; бинокли и подзорные трубы с вложенными в них картинками с изображениями диких животных и птиц, обитающих на острове; грибы и ягоды из папье-маше; авторская д/и Кузенко Ю.А. «Обитатели пресных водоемов»; удочки; корзинки для сбора грибов и ягод; панамки; стол для опытов с песком, водой, лопатками и формочками; шторы с закрепленными на них бумажными деревьями и кустарниками, растущими на острове (шторы расположены полукругом, чтобы скрыть от детей изначально «остров»); аудиозапись с голосами птиц и животных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Природа нашего края. Остров Сарпинский».

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите мне, какое у нас сейчас время года?

(Ответы детей: Зима).

Правильно. На улице холодно и идет снег. Мы все очень любим это время года за возможность покататься на санках, лыжах, коньках, полепить снежную бабу и просто поиграть с друзьями в снежки. Скажите, а хотели бы вы сейчас отправиться со мной в путешествие по времени и оказаться на природе в погожий летний денек?

(Ответы детей).

Мы переместимся не только во времени, но и в пространстве. А для того, чтобы вы узнали заранее, куда же мы отравляемся, я загадаю вам загадку:

Суши маленький кусочек, -

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята! Вы абсолютно правы, это – остров. Наверное, вы сразу представили себя на песчаном берегу тропического острова посреди океана, где водятся зубастые акулы и огромных размеров черепахи?

(Ответы детей)

Мы не станем отправляться с вами так далеко, потому что совсем рядом с нами есть замечательный остров, только находится он не в море и не в океане, а на любимой всеми нами реке-матушке.

(Ответы детей)

Правильно, остров этот речной, находится он на реке Волге. Этот остров называется Сарпинский. Остров Сарпинский смело можно отнести к достопримечательности Волгоградской области, потому что это самый крупный речной остров России и один из крупнейших речных островов Европы. Расположен остров напротив города Волгограда, в длину он простирается на 20 километров, а самая широкая часть острова — 18 километров.

С одной стороны его омывает река Волга, с другой — река Воложка. Раньше Воложку называли старой Волгой, а татары Сарпой, что в переводе с татарского «река», «вода». Отсюда и название острова – Сарпинский.

        С 1579 года на острове находился караул для защиты судов от татар и казаков, а в 1589 году вместо караула была заложена крепость, положившая начало истории города Царицына (ныне Волгоград).

Одна из легенд гласит, что где-то на территории острова Степан Разин зарыл свой клад. Трудно судить, насколько достоверны эти сведения, ведь клад пока не найден.

Во время Сталинградской битвы остров Сарпинский так же играл важную стратегическую роль. Благодаря близости к городу на острове была возможность устроить полевые госпитали, перевалочные базы для продовольствия и оружия. Вот видите, какой замечательный рядом с нами остров. И сейчас мы отправляемся в путь. Наденьте себе на головы панамки, ведь летом солнце печет очень сильно. Закройте глаза и повторяйте за мной волшебное заклинание: «Из зимы в лето я лечу, на остров Сарпинский попасть хочу!».

(Воспитатель немного раздвигает шторы, чтобы перед ребятами открылась поляна острова).

Открывайте глазки! Мы с вами на острове, проходите же скорее на нашу полянку. Посмотрите, сколько вокруг грибов и ягод. Я взяла с собой 2 корзинки и предлагаю девочкам собирать ягоды, а мальчикам грибы. (Дети собирают ягоды и грибы, а после воспитатель спрашивает у детей, какие грибы и ягоды они собрали. Если дети затрудняются дать ответ, воспитатель им подсказывает). Какие вы молодцы, много собрали. Когда мы вернемся домой, то обязательно отдадим все это повару, он-то уж приготовит нам из ягод вкусное варенье, компот и пироги, а грибы пригодятся для грибного супа. Ребята, вы, наверное, утомились?

(Ответы детей)

Я предлагаю вам сыграть в игру «Беги к дереву, которое назову». Я назову дерево, а вы будете к нему бежать и встанете рядом. Посмотрим, кто из вас хорошо ориентируется в названиях деревьев, которые растут на нашем острове.

 (Проходит игра. Дети находят названное дерево и становятся рядом с ним).

Молодцы, ребята, вы справились с заданием просто отлично.

Ребята, на территории этого острова расположено много хуторов и поселений, а так же, баз отдыха для туристов. Здесь находится около двадцати пяти озер, разнообразные представители животной среды, много удивительных и редких растений. Сарпинский - излюбленное место отдыха рыбаков. Здесь водится много представителей семейства рыб. А в болотной местности есть болотные черепахи и даже выхухоль. Я предлагаю вам тоже немного порыбачить. Давайте возьмем удочки и отправимся на одно из местных озер.

(Дети ловят рыбу из подготовленного таза игрушечных раб из игры «Обитатели пресных водоемов»; воспитатель уточняет названия рыб, если дети не всех узнают).

Мы очень много рыбы поймали, но мне жалко этих малышей. Давайте их вернем в родную среду, пусть они плавают в озере, ведь у всех живых существ на планете есть своё предназначение и все имеют право на жизнь.

(Отпускают рыб назад в таз)

Ребята, послушайте, кто же это поёт?

(Звучит аудиозапись с голосами птиц)

 Птицы тоже любят этот остров, около восьмидесяти видов птиц обитает на Сарпинском, среди которых есть лебеди и журавли.

 Здесь есть лисицы, зайцы, орланы белохвосты, дрозды, коршуны, неясыти, черепахи, косули, норки, куницы и еще много других видов птиц и зверей. Если мы будем вести себя тихо, то сможем даже понаблюдать за ними. Возьмите, пожалуйста, бинокли и посмотрите в них. Кого вы видите?

(Ответы детей. Воспитатель подсказывает детям названия животных и птиц: выхухоль, болотная черепаха, земляной заяц, корсак, тарбаганчик, мохноногий тушканчик, канюк-курганник, стрепет дрофа, журавль-красавка. Предлагает поменяться биноклями.)

Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в группу. Закройте, пожалуйста, глаза и повторяйте за мной новое заклинание: «На острове мы погуляли и по саду заскучали. Раз, два, три, четыре, пять – в группу вернемся мы опять!».

(Воспитатель закрывает шторы и открыв глаза, дети очутились в группе)

Ребятки, вам понравилось наше путешествие?

(Ответы детей)

Я надеюсь, вы вместе со своими родителями обязательно посетите наш прекрасный остров и будете вести себя там, как подобает воспитанным людям: не сорить, не кричать, цветы не срывать!!! Я очень рада, что смогла вам немного рассказать о таком прекрасном месте в нашей Волгоградской области. Мы обязательно еще отправимся с вами в путешествие по прекрасным уголкам нашего края, которые нужно любить, беречь и которыми нужно гордиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в мир живой природы"

Конспект занятия "Путешествие в мир живой природы"...

Конспект занятия "Путешествие в мир живой природы"

цель - обобщние и ситематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края...

Конспект занятия по ознакомлению с живой природой «Муравьи — санитары леса» (старшая группа).

Цели:-углублять знания детей о муравьях, их образе жизни;-формировать представление о роли муравьёв в жизни леса;-воспитывать бережное отношение к муравьям.м...

Конспект занятия " Путешествие в мир живой природы"

quot;Путешествие в мир живой природы"...

11.2021 Моя малая Родина - Тюменская область. Город, в котором я живу. Пономарёва А.Г., Тюлькова Н.Г., Зайцева М.А.

Учебно-методическая копилка приемов и методов логопедического сопровождения детей дошкольного возраста для педагогов по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи...