Методическая работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду
методическая разработка на тему

Микерова Елена Алексеевна

Представленный опыт методической работы может быть использован для совершенствования практической работы с дошкольниками в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая работа по нравственно-патриотическому воспитанию

в детском саду.

Е. А. Микерова                                        

старший воспитатель

МДОУ «Детский сад

 № 128»  Ленинского

                                                                                                 района г.Саратова

Одним из основных направлений развития воспитания согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025г.является обновление воспитательного процесса в рамках патриотического, духовного и нравственного воспитания, а также приобщения детей к культурному наследию.Таким образом, данные направления были и остаются актуальными в деятельности детского сада.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить……воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость…».

Одним из важных направлений работы педагогического коллектива нашего детского сада является нравственно-патриотическое воспитание детей. Реализации этого направления способствует выполнение ряда важных условий.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание – сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий всё для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву. К. Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

Поэтому первым этапом нашей работы в данном направлении стало повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

Вначале было проведено анкетирование педагоговс целью анализа уровня подготовленности педагогов по проблеме и выявление вопросов, по которым требуется методическая помощь.Анализ анкет педагогов показал, что у 60% опрошенных имелись не достаточные теоретические знания по вопросу культурно-исторического наследия родного города, края; также необходима была помощь в подборе соответствующей методической литературы.

Была разработана программа семинара-практикума по теме: «Система патриотического воспитания в ДОУ». Его цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах формирования у воспитанников элементарных нравственно-патриотических представлений, систематизация  и закрепление знаний и практических умений педагогов по различным направлениям патриотического воспитания.

В рамках семинара-практикума были проведены следующие мероприятия:

  • Консультации «Актуальность, нормативно-правовое обеспечение, цели, задачи, принципы работы по НПВ», «Система нравственно – патриотического воспитания дошкольников в музыкальном образовании», «Обогащение словаря детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества», «Расширение и обогащение нравственно-этического словаря дошкольника», «Использование русских народных подвижных игр в разных возрастных группах»
  • Деловая игра с педагогами «Саратов – по страницам истории» с использованием ИКТ-технологий
  • Практические занятия: «Обучение игре на ложках», «Народные игры и хороводы»
  • Были организованы открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию во всех возрастных группах с использованием мультимедийных презентаций по темам «Моя семья», «Мы ребята дружные», «Наш детский сад», «Моя малая родина», «Защитники земли русской», «Россия мастеровая», «Увек», «Семена добра» (с использованием притч).

С целью определения уровня организации в детском саду работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей, выявления уровня знаний воспитанников; выяснения причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому  воспитанию, был проведен тематический контроль по теме «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Результаты проведенного контроля показали, что работа по данной проблеме ведется на высоком уровне.

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Важным условием эффективного решения задач нравственно-патриотического воспитания является создание развивающей предметно-пространственной среды.

В нашем детском саду для детей младшего дошкольного возраста оборудованы уголки социально-нравственного воспитания, ориентированные на ознакомление воспитанников с микросоциумом (семья, детский сад, родной город).

Для детей старшего дошкольного возраста оборудованы патриотические уголки, содержащие материалы по ознакомлению с городом Саратов (история, памятные места, архитектура, знаменитые люди Саратова, промышленность и др.), Саратовским краем, Россией, государственной символикой. Воспитателями вместе с детьми и родителями подобраны материалы о защитниках родной земли в прошлом и настоящем.

Так же в группах имеется материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: куклы в русских народных костюмах; иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники»; предметы старины, русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т.д.),  макеты крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья, старинной крепости.

В уголках изо деятельности периодически выставляются предметы народного декоративно - прикладного искусства.

  1. Организация взаимодействия с семьями воспитанников

В соответствии с частью 1 статьи 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ «…родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».В Концепции дошкольного воспитания обозначены ориентиры по установлению доверительного делового контакта между семьей и детским садом, сотрудничеству педагогов и родителей.

Сделать родителей наших воспитанников своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьей – одно из важнейших условий реализации задач нравственно-патриотического воспитания.

В нашем детском саду работа с родителями в данном направлении носит не только просветительский, но и практический характер. Педагоги привлекают родителей к участию в совместных творческих конкурсах, выставках, проводят дни открытых дверей. Родители помогают в проведении экскурсий и целевых прогулок по памятным местам города, в организации встреч с интересными людьми (ветеранами, спортсменами, людьми различных профессий). Родители принимают активное участие в создании тематических альбомов: «Моя семья», «Моя улица», «Любимые места родного города», «Профессия моей мамы, моего папы», «Знаменитые люди г. Саратова», «Улицы города Саратова», «Промышленные предприятия города Саратова», «Храмы города Саратова», «Защитники Отечества в нашей семье» и др.

  1. Организация сетевого взаимодействия.

Детский сад не может существовать изолировано от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Именно здесь сходятся воедино задачи общества и детского сада – это заинтересованность в воспитании нравственных сторон  личности будущего гражданина.

На протяжении многих лет наш детский сад решает задачу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  в тесном сотрудничестве с социумом. Дети вместе с педагогами и родителями регулярно посещают районную детскую библиотеку, где с ними проводится цикл занятий по теме «Такой город в России один».

В Саратовском  краеведческом музее для наших воспитанников проводят познавательные экскурсии и интерактивные игры с целью изучения историко-культурного наследия города Саратова.

Мы уверены, что только тесное сотрудничество всех участников образовательных отношений  (педагогов, родителей, учреждений социума) будет способствовать эффективному решению задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Организация работы по подготовке и празднованию 70-летия Победы в 2015 году.

В преддверии празднования 70-летия Победы в 2015 году в нашем детском саду были запланированы и проведены мероприятия, в которых приняли участие педагоги, дети и родители.

В январе 2015 года творческой группой был разработан проект плана подготовки и проведения мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. План был принят на педагогическом совете в феврале 2015г.

Во всех возрастных группах были запланированы и проведены беседы о приближающейся дате, о Великой Отечественной войне; оформлены тематические выставки, информационные стенды в группах и в родительских уголках.

С февраля 2015 г. во всех группах стартовал проект «Помнить, чтобы жизнь продолжалась». В рамках проекта дети вместе с родителями подготовили материалы о своих родных – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Сотрудники детского сада также приняли активное участие в этом проекте: искали материалы о своих родных и близких, рассказывали о них ребятам. В дальнейшем эти материалы были размещены на стенде «70 лет Победы».

Для детей старших и подготовительных к школе групп был показан документальный фильм «Священная война», организована музыкальная гостиная, где ребята слушали песни военных лет.

Воспитанники всех возрастных групп вместе с родителями приняли активное участие в творческой выставке «День Победы глазами детей», которая была организована в музыкальном зале. Там же были размещены и папки с материалами о родных – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.

В детском саду была проведена акция «Голубь мира», в рамках которой педагоги всех возрастных групп вместе с детьми нарисовали и вырезали из бумаги 70 белоснежных голубей по числу лет, прошедших со дня Победы 9 мая 1945 г. Эти голуби украсили музыкальный зал, группы, коридоры детского сада, групповые площадки.

В апреле-мае в подготовительной к школе группе воспитателем вместе с детьми и родителями был реализован проект «Великая Отечественная война». В рамках проекта ребята знакомились с саратовскими героями, участниками Великой Отечественной войны. Были оформлены семейные альбомы о родных-фронтовиках и тружениках тыла. Проводились экскурсии в сквер им.Благодарова К.В., краеведческий музей. Итоговым мероприятием проекта стал праздник «День Победы».

7 и 8 мая в группах были проведены тематические занятия и развлечения, посвященные 70-летию Победы. Затем педагогами старших и подготовительных к школе групп были организованы экскурсии в сквер им.Благодарова К.В, где дети возложили цветы к обелиску и пустили в небо шары с белыми голубями – символами мира.

Представленный опыт методической работы может быть использован для совершенствования практической работы с дошкольниками в вопросах нравственно-патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация методической работы с педагогическим коллективом по взаимодействию детского сада с семьей"

Организация деятельности старшего воспитателя направлена на методическую работу с педагогами. В описании опыта прослеживается система работы по данной теме и ориентирована на конкретный результат и пр...

Методическая разработка по теме "Экологическое воспитание в детском саду"

Становление первоначальных основ экологичечкой культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельн...

Как планируется работа по музыкально-хоровому воспитанию в детском саду.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому надо  обращать внимание на основы физиологии детског...

Консультация для воспитателей: Программно-методическое обеспечение детей по патриотическому воспитанию в детском саду

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Родина в свою очередь – это Отечество, Отчизна, страна в которой человек родился, место рождения, малая Родина.Следовательно, быть патри...

Методическая работа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников при помощи игры.

Данная статья рассказывает о важности патриотического воспитания дошкольников. Игра, являющиеся ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, является наиболее эффективным и доступным средс...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...