Конспект занятия – развлечения с детьми среднего дошкольного возраста «Ярмарка народных мастеров»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Ладэ Надежда Александровна

Дошкольники вместе с воспитателем (в коми национальном костюме) путешествуют по Ярмарке народных мастеров..."В красивом-красивом городе на красивой-красивой улице стоят пять  красивых-красивых домиков. Посмотрите, ребята.. И живут в этих веселых  домиках  веселые игрушки. По утрам они открывают свои расписные ставенки и смотрят в окошко..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия – развлечения с детьми среднего дошкольного возраста

«Ярмарка народных мастеров»

Выполнила: Ладе Надежда Александровна

МБДОУ «Детский сад № 120» г.Сыктывкара

Цель НОД: Обобщение знаний детей о народном декоративно - прикладном искусстве и искусстве родного Коми края. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно- прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке.  

Задачи по ОО:

Социально- коммуникативное развитие.

* Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

* Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа

Познавательное развитие.

* Закрепить умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать количественный и порядковый счет в пределах 5 .

* Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

* Познакомить с мастерами Городецкого промысла, особенностями росписи и  способами изготовления.

Художественно- эстетическое развитие.

* Закрепить знания о характерных особенностях дымковских, филимоновских игрушек, о матрешке.

* Закрепить знания детей о промыслах  своего родного Коми края.

* Познакомить с мастерами Городецкого промысла, особенностями росписи и  способами изготовления.

* Совершенствовать умение играть на коми музыкальных  инструментах под музыку и закрепить их название.

* Учить детей творчески украшать рукавичку коми –орнаментом.

* Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

Физическое развитие.

* Закрепить умение сочетать движения и речь.

* Совершенствовать двигательную активность детей в играх.

Речевое развитие.

* Развивать связную речь детей; умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

*Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные, меховые, кожаные).

* Активизировать словарь: дымковская, филимоновская  игрушка, русская матрешка, городецкая роспись, растительные элементы городецкой росписи: бутоны, розаны, купавы, оживка, элементы коми – орнамента: следы оленя, рога оленя, рогатка, крестовой узор, название коми музыкальных  инструментов, ярмарка.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Обеспечение занятия:

Для воспитателя: игрушки ( дымковские, филимоновские), матрешки, макеты домов для торговых рядов, украшенных разными узорами, 1корзина; музыкальное сопровождение – коми народные мелодии, коми музыкальные инструменты,  национальный коми костюм для воспитателя, ИКТ презентация « Городецкие умельцы», оформление зала к народной ярмарке, яркие платки и разноцветные атласные ленты, большое солнце, изделия коми мастеров.

Для детей: маска лисы, тарелочки, клееночки, клей, готовые узоры коми –орнамента, заготовки рукавичек из бумаги, угощение, элементы одежды в народном стиле (сарафаны, рубашки, атласные ленты).

Предварительная работа:

Беседы: «Дымковские игрушки», «Филимоноские игрушки», «Русская матрешка», «Мы на севере живем», « Что такое ярмарка».

Рассматривание альбомов и иллюстраций с элементами дымковской, филимоновской росписи, коми –орнаментом, узоры на матрешке.

Рассматривание картинок с бытом коми народа.      

Рассматривание игрушек (дымковских, филимоновских, матрешка,) выделение узора.    

Рассматривание изделий из кожи и меха коми народных мастеров.

НОД Рисование:

  • « В подарок Кузе» - роспись дымковских игрушек.
  • « Олененок» - роспись филимоновскими узорами.
  • « Коми – орнамент на полоске», « Узор на шапочке»
  • « Украсим малицу».

НОД Лепка:

  • « Коврик для собачки» ( элементы филимоновской росписи).
  • «Сказочная птица» ( дымка).

Рассматривание и игры с коми музыкальными инструментами.

Разучивание коми игр « Руч» (лиса) и « Ош» ( медведь).

Чтение стихов, потешек и загадок о народных игрушках.

С/ролевая игра « Магазин народных игрушек»

Д/и: « Собери узор», « Угадай , что за игрушка» , « Собери матрешку»,

 « Разрезные картинки».

Слушание и пение коми музыки и песен.

Взаимосвязь с родителями;

Папка – передвижка « Знакомим детей с народными игрушками»

Выставка детского творчества « Дымковское чудо»

Помощь родителей в пополнение развивающей среды в познавательный уголок к теме « Наш родной Коми край».

Консультация « Влияние народной игрушки на творческое развитие детей»

Методы и приемы:

1. Мотивация детей – встреча с коми мастерицей и беседа.

2. Посещение ярмарки народных мастеров(торговые ряды с разукрашенными домиками с различными узорами).

3.Вопросы и беседа с детьми о разных видах народных игрушек.

4. Загадка о матрешке.

5. Д/И: « Сосчитай матрешек».

6. Физминутка « Мы матрешки»

7.ИКТ просмотр презентации « Городецкие мастера»

8.Пение и игра на коми инструментах.

9. Аппликация « Украсим рукавичку коми – орнаментом»

10.П/и: ( коми) « Руч».

11. Рефлексия.

Ход совместной деятельности:

1 этап -  Организационный.

Дети входят в группу, воспитатель встречает их в коми народном костюме.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей).

Упражнение «Здравствуйте».

Встанем мы в кружочек дружно.
Здравствуй, правая рука! (
правая рука вперед)
Здравствуй, левая рука! (
левая рука вперед)
Здравствуйте, ладошки! (
поворачивают ладошки вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (
3 раза хлопают)
Здравствуйте, ножки! (
пружинка)
Топ-топ-топ! (
топают)
Здравствуйте, мои друзья! (
берутся за руки)
Всем привет! Машу вам я! (
машут друг другу рукой).

А теперь поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, гости!

Воспитатель: - Молодцы, вы очень вежливые. Присаживайтесь ребята на стульчики. И послушайте , что я вам расскажу.

- Ребята, давным-давно, когда не было магазинов,  всё покупали на базарах и ярмарках. У детей не  было столько игрушек, как у вас сейчас.

Я приглашаю вас сегодня отправиться на ярмарку мастеров,  где живут и работают люди-мастера своего дела.

Воспитатель: - А, вы знаете , что такое ярмарка?

Дети: - Где продают товары, где веселятся и играют, где мастера показывают свои изделия.

Воспитатель - Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ.

Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали ее за это марьей – искусницей! Прослышал о ней Кощей бессмертный и решил заполучить мастерицу в свое царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и, улетая, стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!

- А теперь, ребята, нужно поторопиться в Ярмарку Мастеров, путь предстоит неблизкий.

Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Я колёсами кручу,
Прокатить вас всех хочу,
Чух- чух, ту- ту- ту, вас на ярмарку везу.

Под музыку дети выполняют музыкально-ритмические упражнения.

2 этап - Основной

Воспитатель:  Вот мы и добрались…  

В красивом-красивом городе на красивой-красивой улице стоят пять  красивых-красивых домиков. Посмотрите, ребята.. И живут в этих веселых  домиках  веселые игрушки. По утрам они открывают свои расписные ставенки и смотрят в окошко.

Воспитатель: -Отгадайте, дети, какие игрушки живут в этом домике?

Дети - Дымковские игрушки.

Воспитатель -  Как вы догадались?

Дети - По росписи домика, по узорам.

Воспитатель- Какие они красивые, нарядные, яркие, весёлые!        

- Из какого материала их мастер сделал? (Из глины).

 - А как их изготавливает мастер? (Ответы детей).

 - Каким узором  они украшены? (Кружочки, точки, полоски).

  - Какие цвета использует мастер, украшая свои игрушки? (Ответы детей). 

- Ребята, назовите какие дымковские игрушки есть на нашей ярмарке?
Дети: - Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень.

Воспитатель. -  Ай да молодцы дымковские мастера, порадовали нас своими яркими праздничными игрушками.

Воспитатель:  - А теперь идем мы дальше…

Снова дом встречает нас,

 кто  нас ждет на этот раз.

Воспитатель- Ребята! А  теперь попробуйте догадаться, к мастерам, какой игрушки мы сейчас с вами попали?.

Раскинулась близ Тулы деревня Филимоново

Что издавна прославилась игрушкою своей

Из глины: белой, красной, розовой и черной

Лепили барышень, зверюшек и коней

Игрушки эти не простые

А только лишь свистульки расписные

Дети - Филимоновские игрушки.

Воспитатель. -  Вы правы, молодцы! Кто мне скажет, какими  элементами расписаны эти игрушки?

Дети  -  Тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.

Воспитатель. -  Какие краски использовали мастера?

Дети  - Красные, желтые, белые и зеленые.

Воспитатель– Чем отличаются дымковские игрушки от филимоновских?

Дети – У них длинные, вытянутые шеи и у них есть свистульки.

Воспитатель. -  Ребята, это  игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Эти игрушки любят дети и взрослые. Знаете почему?   Потому что это игрушки-свистульки.  

Игра на свистульках.

Воспитатель:

Снова в путь зовет дорога

Нам идти совсем не много

Воспитатель: Ребята, а кто живет в этом красивом домике? Попробуйте отгадать:

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
 Разрумянилась немножко.
Это русская...

Дети: Матрёшка.

Воспитатель выставляет матрешек на стол.

Воспитатель: Вы правильно догадались, молодцы! К нам пришла не одна, Она подружек привела.

Русская матрешка – самый русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. Давайте и мы с ними поиграем.

Дидактическая игра «Расставь матрешек по порядку».

Дети расставляют  матрешек от самой большой до самой маленькой.

Воспитатель задает вопросы.

 - Сколько матрешек у вас в ряду?

 - Которая по счету самая высокая матрешка?

 - Самая низкая матрешка? 

 - А  из какого материала сделана матрешка?

  Дети: - Из дерева. 

 - Ребята,  во что одеты матрёшки?

  Дети: -  В сарафаны и платки.

Воспитатель - Да, матрешки сделаны из дерева, но дерево же светлое, не разноцветное, а матрёшки цветные, яркие. Как это получилось? 

Дети: - Их раскрасили художники.

Воспитатель- А в чем главный секрет матрешек? 

Дети - это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще....

Воспитатель. Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки      (хлопки перед собой)

На ногах сапожки       (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки                 то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись,           (Наклоны влево - вправо )  

Всем знакомым поклонись.        (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки              (хлопки перед собой)

На ногах сапожки    (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки        то правую ногу, то левую)        

Воспитатель – Молодцы, ребята!

 - Идем с друзьями мы вперед

Дорога нас опять зовет

Кто же встретит нас сейчас

И расскажет свой рассказ.

Воспитатель– А какие мастера в этом домике живут?

Дети – Мы не знаем.

Воспитатель– Ребята посмотрите  здесь письмо для нас, давайте почитаем.

 - Мы не смогли приехать на ярмарку , но мы послали вам фильм про наших мастеров и наши народные изделия.

Воспитатель– Давайте ребята присядем на стульчики и посмотрим фильм про этих народных мастеров.

Дети смотрят презентацию «Городецкие мастера», воспитатель рассказывает о городецкой росписи.

Воспитатель: 1. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую неделю, по субботам, сюда в Городец съезжались люди из окрестных деревень, приезжали и из разных городов. Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

 2. А началось все с прялок. Прялка была самым важным подарком на свадьбе, ведь у каждой хозяюшки в доме должна была быть пряжа.

 3.Все поделки делаются из дерева.

 4. Поэтому изделия не нуждаются в термообработке.

 5. Основные цвета городецких росписей: ярко-желтый, синий, зеленый, розовый и голубой.

 6. Наиболее распространенными узорами являются разные цветы: розан: центр ровно в середине, вокруг лепестки; купавка: центр сдвинут вверх, а вокруг лепестки, ромашка: от центра к краю нарисованы тонкие лепестки; бутон: центр сдвинут вверх, лепестков нет, ведь бутон – это нераспустившийся цветок; обязательно рисовали зелёные листья и кустики. Присутствовали в росписи так же животные - конь, птица; сюжетные композиции - всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки, украшали и дома

7. Заключительный этап росписи – нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.

8. Затем готовые изделия покрывают лаком. Городецкая роспись — как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Воспитатель– Ребята вот мы и познакомились с вами с городецкими мастерами и их изделиями. Вам понравилось. (ответы детей).

Воспитатель- Снова в путь зовет дорога

                  Нам идти совсем не много.

- Вот мы и пришли к пятому последнему домику на ярмарке.

Воспитатель- Ребята! А  теперь попробуйте догадаться, к каким  мастерам,  мы сейчас с вами попали?

Дети – Коми народным мастерам.

Воспитатель–  Совершенно верно! А как вы догадались?

Дети – По узорам, по коми –орнаменту.

Воспитатель– Расскажите, какие товары привезли коми мастера, из чего они сделаны?

Дети – Обувь, одежду, украшения, музыкальные инструменты.

Воспитатель– Чем они украшены?

Дети – коми – орнаментом ( называют название коми – орнамента).

Воспитатель– Ребята, на ярмарке не только торговали и показывали свои изделия, но еще и веселились, пели, танцевали, играли в игры.

- Давайте мы возьмем коми инструменты и повеселимся.

- Как называются эти инструменты? Ответы детей.

-Давайте споем (поиграем) коми  песню « Козъö»( дети поют и играют на инсрументах).

Воспитатель– Молодцы, вы очень талантливые! Ребята я приготовила для вас в подарок рукавички, но не успела их украсить, давайте пройдем в мою мастерскую и вы поможете мне их   разукрасить нашим коми – орнаментом.

Дети проходят в мастерскую садятся за приготовленные столы и украшаю рукавички готовыми узорами.

Аппликация « Украсим рукавичку»

Воспитатель– Молодцы , какие красивые рукавички у вас получились.

- Ну, а сейчас пришло время отдохнуть и поиграть.

Подвижная коми – игра « Руч» ( лиса)

3 этап – Рефлексивно - оценочный.

Воспитатель: - Ребята, мы побывали с вами на веселой ярмарке в городе мастеров, познакомились и увидели там чудесные предметы из разных городов России. А давайте назовем еще раз, как называется мастер, расписывающий изделия?

Дети – художник.

Воспитатель – Молодцы! Назовите инструмент художника?

Дети – кисть, карандаш.

Воспитатель – Верно. Из какого материала делали свои изделия мастера Дымки и Филимоново?  (из глины).

Воспитатель – Да. Какой материал использовали мастера Городецкой росписи и игрушки матрешки? (из дерева).

Воспитатель – Из чего сшили одежду народы коми? (из шкуры оленя).

Воспитатель – Молодцы, ребята, потрудились и повеселились вы на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения (воспитатель угощает детей сладкими петушками).

Воспитатель – Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 120» г.Сыктывкара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»

Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...

Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект проведение прогулки в средней группе.Оборудование для прогулке: маленькие ведёрки, лопатки, мячи.Наблюдение за деревьями и птицами.Цель: - обращать внимание детей на красоту природы, использу...

Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста

Изучение понятия "снегопад", наблюдение за снежинками, любование снегопадом, изучение понятия "сугроб"...

Конспект занятия-беседы с детьми среднего дошкольного возраста «Давайте жить дружно!»

Конспект беседы с детьми среднего дошкольного возрастаЦель: закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого, доброжелательного отношения к товарищам. Воспитывать умение слушать собесе...

Конспект спортивного развлечения с детьми среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) в рамках акции "Спорт - альтернатива вредным привычкам" на тему: "Спорт - это дружба!"

Цель: способствовать развитию двигательной активности дошкольников, приобщению детей к здоровому образу жизни....

"Мы знатоки природы" Методические разработки конспектов, занятий, развлечений с детьми старшего дошкольного возраста.

quot;Мы знатоки природы" Методические разработки конспектов, занятий, развлечений с детьми старшего дошкольного возраста....

Проект для детей среднего дошкольного возраста "Ярмарка народных промыслов"

Поскольку 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов, моей задачей стало идти в ногу со временем и его требованиями, а значит, выбрать тему для проекта,...