организация работы в ДОУ с семьями находящихся в социально опасном положении
консультация на тему

Артюхова Мария Евгеньевна

Механизмы выявления и работы ДОУ с неблагополучными семьями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_v_dou_s_semyami.docx68.27 КБ

Предварительный просмотр:

организация работы в доу с семьями,

находящихся в социально опасном положении

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

             Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (руководителя ДОУ, методиста (старшего воспитателя), воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Утомленный, сонный вид

Санитарно-гигиеническая запущенность

Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

Неумеренный аппетит

Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии

Привлечение внимания любым способом

Чрезмерная потребность в ласке

Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

Трудности в обучении

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ

ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

В боязливости ребенка

В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

В сосании пальца, раскачивании

В боязни идти домой

В жестоком обращении с животными

В стремлении скрыть причину травм

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом  ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог-психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

План работы

с неблагополучными семьями

и профилактических мероприятий по предупреждению нарушения прав детей в семье

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1. Разработка Положения о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета

Сентябрь

Администрация, воспитатели, педагог-психолог

2. Выявление неблагополучных семей

В течение года

Администрация, воспитатели, педагог-психолог,

3. Изучение причин неблагополучия семьи

По мере выявления

Воспитатели, педагог-психолог, органы опеки и попечительства

5. Консультации для педагогов

По плану

Старший воспитатель, педагог-психолог

6. Консультации для родителей

По плану

Старший воспитатель, педагог-психолог

7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей»

В течение года

Старший воспитатель, педагог-психолог

8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей

Сентябрь

Старший воспитатель, педагог-психолог

9. Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей

По мере необходимости

Администрация ДОУ, воспитатели, педагог-психолог

11. Сотрудничество с КДНиЗП (органы опеки и попечительства), отделами полиции

В течение года

Администрация ДОУ

12. Ежедневный осмотр и беседа с  детьми из неблагополучных семей

Ежедневно

Воспитатели, педагог-психолог

13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи

В течение года

Администрация ДОУ, воспитатели, педагог-психолог

14. Совместная деятельность с администрацией школы по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения

Апрель–май

Администрация ДОУ, педагог-психолог ДОУ, администрация школы, социальный педагог школы, педагог-психолог школы

15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе с целью профилактики неблагополучия в семье

В течение года

Воспитатели, специалисты  ДОУ

16. Анализ работы с неблагополучными семьями

Январь, май

Администрация  ДОУ, воспитатели, педагог-психолог

Алгоритм работы с семьями группы риска в ДОУ

Социально-информаци-онная помощь

Социально-правовая помощь

Социально-экономичес-кая помощь

Социально-педагогичес-кая помощь

Социально-психологическая помощь

Медико-социальная помощь

Информация о пособиях и льготах

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Правовое просвещение

Правовое воспитание детей

Контроль над соблюдением прав ребенка

Содействие в получении пособий

Контроль над обстановкой в семье

Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ

Создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ

Психологическая диагностика и поддержка

Медико-социальный патронаж

Диагностика здоровья

Индивидуальные консультации специалистов ДОУ

Совместные праздники и развлечения

Участие в конкурсах и выставках

Коррекционные занятия с детьми

Индивидуальное консультирование с родителями

Общий план изучения семьи

1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.

2. Жилищные и материальные условия.

3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

4. Культурный уровень родителей:

-наличие библиотеки в семье;

-какие книги читают;

-следят ли за периодической печатью;

-посещают ли кино;

-посещают ли театры и концерты;

-посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

-доброжелательная,

-неустойчивая,

    -равнодушная,

    -гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

    -здоровье детей;

-развитие умственных способностей;

-художественных способностей;

-нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

-сверхопекающее;

-ровное, заботливое;

-равнодушное;

-подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. Организация совместных форм деятельности в семье:

-вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

-эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

-ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

- определенных знаний и готовность их восполнять;

-ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

-низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:

-систематическое;

-нерегулярное;

-полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

-положительное;

-равнодушное;

-негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

-систематическое;

-эпизодическое;

-отсутствие взаимодействия.

ПоРЯДОК  о постановке на внутрисадовский учет и снятие с учета неблагополучной семьи

 Основные цели постановки на учет:

• защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ);

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

 Задачи:

• выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности в семье;

• обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

• проводить социально-профилактические мероприятия по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.

 Понятие «неблагополучная» семья

 Семья считается неблагополучной, если родители:

• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

• отрицательно влияют на их поведение;

• жестоко обращаются со своими детьми;

• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

Оформление документов

 На каждую неблагополучную семью заводится папка, в которую входят следующие документы:

• акт обследования;

• постановление КДНиЗП о постановке на учет;

• учетная карточка семьи;

• карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения;

• план индивидуальной профилактической работы;

• дневник наблюдений за неблагополучной семьей.

 Документы хранятся у методиста(старшего воспитателя) ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Этипрограммы педагоги могут использовать для разработки своих реабилитационных программ...

Индивидуальный план работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении на 2015 – 2016 учебный год

В данной работе имеются:Цель.  Формирование комплексной  системы социально – психолого-педагогической  поддержки семьи.Задачи.·        Побуждение роди...

План индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

В данном плане представлен комплекс мероприятий по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении: диагностика, темы консультаций и бесед, тематика буклетов и памяток...

Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении.

Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении....

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...

Взаимодействие дошкольной организации и семей, находящихся в социально опасном положении.

Неблагополучная семья - это острейшая проблема современного образования, так как семейное неблагополучие влияет на социальную, духовную, физиологическую и психическую сторону развития ребенка....