Проект: "Россия - Родина моя!"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Седова Валентина Александровна

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rossiya-rodina_moya.docx846.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Человеку никак нельзя жить без Родины,                                                     как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

 Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье,  на улице, на народных праздниках, мероприятиях – и в детском саду. Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

 Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

 Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей,  как педагогов является:  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн  и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

 Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

 В  детском саду особенно важно поддерживать и направить интерес ребенка к людям других национальностей; рассказать, где территориально живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит быт, одежда, характер труда, особенности культуры. К концу дошкольного возраста ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками.

 Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

 Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

 «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
К. М. Симонов

               Тип проекта: Информационно – практико-ориентированный

Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной к школе группе     МКДОУ «Д/с №17» города Коркино.                                                                                                                                                             Вид проекта: Групповой,  долгосрочный
Срок реализации:  3 месяцев 
Автор проекта: воспитатель высшей категории подготовительной к школе группы Седова Валентина Александровна.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – Патриотическое воспитание дошкольников, формирования преемственности  поколений.                                                                  

Проектом предусмотрен объект исследования  Российская символика 

Предмет исследования:  Российская символика

Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
В соответствии с проблемой и целью исследования были определены его
задачи:

Образовательные:                                                                                                       Формировать знания о государственной символике РФ.
Расширять знания о малой родине.
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.                         Развивающие:                                                                                                                                                                          Развивать интерес к традициям семьи, уважение к старшим и прошлому нашего народа, страны
 Развитие интереса к русским традициям, промыслам и культуре России.               Воспитательные:                                                                                                              Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Воспитывать интерес к истории своей Родины.
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы о родной стране.               Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.                                                Предполагаемый результат:  В ходе реализации проекта заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине, к ее природе, культуре и традициям; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям. Развить интерес к народному творчеству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.                       

Дети должны знать и называть:

  • Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
  • Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
  • Место проживания: станицу, район, край; родного города и их значимость; символику и достопримечательность малой родины, климатические условия.
  • Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москва. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.

            Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.

  • Должны знать природу России ее флору и фауну.
  • Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
  • Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции.                                                                              

                          Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на три месяца:15.09.2016г. по 15.12.2016г.

Этапы:

1.Подготовительный этап 15.09.2016г. по 15.10.2016г.

2.Основной этап 16.10.2016г. по 10.11.2016г.

3.Заключительный этап 12.11.2016г. по 15.12.2016г.  

 План мероприятий

1этап – Подготовительный

1.Изучение методической литературы по теме

2.Составление проекта по работе с детьми и родителями.

3. Поиск и сбор материалов Российской символике.

4.Консультации для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у     дошкольников». «С чего начинается Родина?» «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста  в условиях введения ФГОС ДО».Информационный лист:«Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?»                                                                                                                        Консультация для педагогов « Как воспитать маленького патриота?»                                                               5. Блиц – опрос детей подготовительной к школе группе.                                                                     

2этап – Основной       

Непосредственно-образовательная деятельность.                                                                    Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи об Урале», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры»,  Фотоальбомы: «Мой город», «Кремль», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», «Русский народный костюм». 
Выставки детских работ: «Красная площадь», «Флаг России» «Герб моей Родины», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка» «Городедская мастерская».
Альбомы рисунков «Значение моего имени», «По сказкам Бажова».
Ожидаемый результат:
Для детей: Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Урале.
Для родителей: Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагога: Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
•Непосредственно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
Сентябрь
Семья. Детский сад.
Беседы: 
«Традиции моей семьи» 
«Права ребёнка на имя»
«Мамочка моя» 
«Мой любимый детский сад» 
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Ах как хорошо в садике живётся», «Значение моего имени».
Чтение художественной литературы: Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Аппликация «Овощи на зиму», «Герб моей семьи»
Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?»                                                                                                                         Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете»
Описательный рассказ: «Моя мама»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки»
РНИ «Карусели»                                                                                                                                    Экскурсии: Прогулка по улицам города, в школу, в библиотеку, на игровую площадку
Работа с родителями: Демонстрация видеоролика для родителей: «Мы против насилия над детьми» 
Консультации: «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Создание альбома рисунков «Право на имя, значение моего имени»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка» 
Октябрь 
Малая Родина
Беседы:
«Мой город»                                                                                                                                          «Герб Коркино»
«Челябинская область» 
«Уральские умельцы» 
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Книги П.П.Бажова, рассматривание символики городов Челябинской области, книги авторов города Коркино, фотоальбом «Перелётные птицы России», «, касленское литьё, изделия из мрамора, коллекция полезных ископаемых.
Художественное творчество:
Аппликация «Открытка для бабушки»
Рисование по сказкам Бажова 
Лепка «Урожай в моём огороде»
Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка» Л. Шапельский «Коркино – спортивный»
Разучивание стихотворения «Мой Коркино» 
Экскурсии: В детскую библиотеку «Золото Осени»
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу» «Герб моего города»
Работа с родителями: Информационный лист: «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?» «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»                                                           Ноябрь
Россия
Беседы:
«История возникновения России» 
«Государственные символы России» 
«Президент России»                                                                                                                                «Башни Кремля»
«Богатства России»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Символика РФ» « Глобус – модель земли». «Русский народный костюм».                                                                                                                  НОД: «Россия - Родина моя» 
Художественное творчество:
Аппликация  «Флаг РФ»
Рисование «Кремль», «Посмотри как он хорош, мир в котором ты живем!»
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка - ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»В.Степанов «Животный мир РОССИИ», «Моя родина Россия». чтение и разучивание стихов о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Флаг России».
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
 Тематическое занятие: «День народного единства»                                                                       Работа с родителями:
Консультации:«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»
Декабрь
Народное творчество
Беседы:
«Народные промыслы» 
«Устное народное творчество» 
«Хороводные игры на Руси» 
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская ложка», 
Аппликация «Дымковская барышня», «Городецкая доска».
НОД: «Украсим матрёшке сарафан»
Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная».
Экскурсия В музей города Коркино.
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Что из чего?», «Это что за завиток?»
Подвижные игры:
РНИ «Золотые ворота»
Работа с родителями:
Консультации: «Какие русские народные сказки читать детям?»

3этап – Заключительный

1. Вернисаж детского творчества  «Это моя Россия!»                                                                     2. Оформления альбома: «Я люблю тебя, Россия!»                                                                        3.Презентация для родителей ««Россия Родина моя!»                                                                4.Распространение опыта через сайт ДО в интернете.                                                              

 5. Обобщение опыта                                                                                                                          6.  Блиц – опрос «Что нового вы узнали о России».                                                         Презентация проекта «Российская осень», «Это моя Россия», «Город Коркино».

Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города Коркино, расширили представления о работе шахтёров, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей об Урале, говорили о Каслинском литье, Южноуральском фарфоре, рассматривали изделия из мрамора и мраморной крошки, читали Уральские сказы П.П.Бажова, говорили о легендах Урала. Ребята познакомились с историей России, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую ,Городецкую роспись. Продолжили знакомство с устным народным творчеством. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители

принимали активное участие в реализации проекта.                                                                                         Одной из приоритетных задач моей работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников, является взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка. Основа этой деятельности, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, применение разнообразных форм дифференцированной работы с ними, с целью повышения интереса к жизни детей в дошкольном учреждении, активизации их участия в разных мероприятиях, использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, которые имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя.           На мой взгляд, созданная  мной система работы с родителями, основанная на реализации главного принципа – вовлечение семьи в жизнь детского сада, в целях создания единого пространства развития ребенка; позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чём свидетельствуют следующие результаты:
• активное участие родителей в жизни группы и детского сада (регулярное посещение мероприятий, участие родителей в реализации проектов и оформлению группы).
• наличие положительных отзывов о работе дошкольного учреждения и группы.                                                               Важнейшим способом реализации проекта сотрудничества воспитателя и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Приложение

Приложение№1           Занятие в подготовительной к школе 

Мое Отечество — Россия

Программное содержание. Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.                                                                                                            Материал. Куклы в национальных костюмах, карта России, аудиозапись «Звон колоколов», маленькие флаги России и стран мира, бусинки, фотопортрет президента РФ.                                         Предварительная работа. Беседа с детьми и родителями, какие они страны знают, где они путешествовали. Чтение художественных произведений: «Родное» М. Исаковского, «Москва» Л. Кассиля, «Родина» Е. Трутневой. Слушание песен о Родине. Просмотр видеофильма «Москва — звонят колокола».                                                                                                                                                        Ход занятия    Звучит звон колоколов (аудиозапись).  Воспитатель читает стихотворение М.  Пляцковского «Родина»:                                                                                                                                      Слышишь песенку ручья?                                                                                                                                               Это — Родина твоя.                                                                                                                            Слышишь голос соловья?                                                                                                                           Это — Родина твоя.                                                                                                                              Видишь звездочки Кремля?                                                                                                                            Это — Родина твоя.                                                                                                                                 Школа, где твои друзья,                                                                                                                                      Это — Родина твоя.                                                                                                                                               Руки матери твоей,                                                                                                                                      Звон дождей, и шум ветвей,                                                                                                                           И в лесу с мородина —                                                                                                                            Это тоже Родина.                                                                                                                           Воспитатель беседует с детьми по прочитанному стихотворению: «О чем говорится в стихотворении? Родина это...? (Песенка ручья, голос соловья, звездочки Кремля, руки матери и т. о Родине?» Ребята читают стихи.                                                                                             Воспитатель. Мы живем в стране, которая носит удивительно красивое имя — Россия. Много замечательных стран на земле, везде живут люди, но для нас Россия — это... (Это мама и папа. Это лес и горы. Это реки и моря. Это люди, которые живут вокруг нас. Это дом, где мы родились.) Воспитатель. Много разных народов живет в России: русские, татары, чуваши, башкиры, мордва, буряты, калмыки и многие другие.                                                                                 Проводится игра «Я русская, а ты кто?» Дети называют свою национальность. Затем ребята рассматривают кукол в национальных костюмах и называют по возможности их национальность. Вместе с воспитателем подходят к карте и размещают кукол в соответствующих регионах на карте. Воспитатель подводит детей к выводу: важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.  Далее педагог предлагает детям рассказать о гербе, флаге, гимне России. Проводятся игры «Найди и покажи флаг России, флаги стран мира», «Сложи картинки и расскажи» (на разных картинках изображены достопримечательности города Москвы). За правильный ответ или выполненное задание ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в конце занятия окажется больше фишек. Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы о Родине: «Своя земля и в горести мила», «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха». «Где жить, тем и слыть», «На родной стороне и камешек знаком». Дети объясняют значение пословиц.                         Завершается занятие прослушиванием песни «Россия» в исполнении О. Газманова. Дети читают стихи о России.

               Приложение№2           Беседа в подготовительной к школе группе

                                            «Они сражались за Родину»

Программное содержание. Закреплять представления детей о защитниках Отечества, уважительное отношение к ним; воспитывать любовь к Родине, развивать стремление выражать свое отношение к событиям.                                                                                                                                      Материал. Рассказ С. Баруздина «Шел по улице солдат» («За Родину!»); репродукция картины Е. Вучетич «Воин — освободитель»; конверт, бумага, ручка, цветные карандаши.                                           Ход занятия: Воспитатель читает рассказ С. Баруздина «Шел по улице солдат» («За Родину!»). Затем задает детям вопросы:                                                                                                                           Какие черты характера присуши воину?                                                                                       Возникает ли у вас чувство гордости за наших защитников Отечества?Хотели бы вы быть похожими на них? На кого? Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукцию картины     Е. Вучетич «Воин — освободитель». Задает вопросы:                                                                                Что изображено на картине?                                                                                                                  Каким показан воин-освободитель?                                                                                               Предлагает детям (по желанию) рассказать об их прабабушках и прадедушках — участниках Великой Отечественной войны. (Рассказы детей.)                                                                                    Воспитатель. Главное, ребята, — это жить в мире. Наши воины защищают родную страну: звонкий детский смех, мирный труд всех людей, тихие и спокойные дни ветеранов... Я думаю, что у каждого из вас есть слова, которые бы вы хотели сказать людям будущего. Я предлагаю вам написать «письмо в будущее».                                                                                                     Воспитатель вместе с детьми пишет письмо. Например, «Здравствуйте, жители планеты Земля! Пишут вам дети из детского сада... (название детского сада и города). В нашем городе много красивых мест: стадионов, парков, озер, леса. Вы, наверное, как и мы, живете в самом красивом городе, где много очень хороших и добрых людей. Мы скоро пойдем в школу. Будем обязательно учиться на четыре и пять. Мы хотим вам пожелать мирного неба! Никогда не ссорьтесь, живите дружно! Не нужно, чтобы была война. Берегите мир на всей Земле!»                                                                                                После того как будет составлен текст, каждый ребенок оставляет на листе бумаги маленький рисунок.

               Приложение№3

                       Занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром

Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.                                       Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» — фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал                                                                                                                                        Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда...», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.                                                                                       Ход занятия. Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно». Дети. Эта пословица о семье.                      Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях. Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т.д.                                                                                                       Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семьях, улыбались. Почему? Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей — по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.           Дети раскладывают фотографии, воспитатель задает им вопросы:                                                               Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Кто кому мама? Кто кому сын? Для мамы ты кто? Для бабушки? Для брата? А кто в семье может быть старше дедушки? Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка — ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам.      Незнайка. Как хорошо, что у вас у всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, счастливо живут вместе.                                     Воспитатель. Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вспомним их.                                                                                                                           Дети. При солнышке тепло, при матери — добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Вся семья вместе — и душа на месте.     Воспитатель. Что бы вы, ребята, хотели пожелать своей семье? (Ответы детей.)              Незнайка. Мне так понравилось, как вы рассказывали о своих семьях, что очень захотелось побывать у кого-нибудь из вас в гостях.                                                                                  Воспитатель. Ребята, вы бы хотели пригласить Незнайку в гости в свою семью?           Незнайка. Я с удовольствием приду в гости ко всем ребятам по очереди. А сегодня мне хотелось бы познакомиться с семьей Андрея, ведь он так интересно и подробно рассказал обо всех своих родных.                                                                                                                                      Воспитатель. А теперь я предлагаю вам сделать подарки, которые порадуют всех членов вашей семьи. Материал для поделок вы можете выбрать сами на свой вкус. Дети мастерят подарки.

Приложение№4          Занятие в подготовительной к школе группе.                        

Как хорошо у нас в саду

Программное содержание. Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.                            Материал. Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.                                                                                      Ход занятия. Воспитатель начинает занятие с беседы: «Совсем недавно вы, ребята, рассказывали о своих семьях, где вам хорошо и где все вас любят. А вы знаете, что у всех у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми? Что же это за вторая семья? Кто догадался? (Это детский сад.) А вы любите свой детский сад? Любите приходить сюда? Расскажите, зачем вы приходите в детский сад? Что вам нравится, и, возможно, не нравится в детском саду?» (Ответы детей.) Педагог показывает детям карточки с изображениями разных эмоций и предлагает выполнить задание: «В детском саду, как и дома, у вас бывает разное настроение: вы то веселитесь, то грустите, то удивляетесь чему-то, то сердитесь и снова радуетесь. Возьмите любую карточку, внимательно посмотрите на изображение эмоций и вспомните какой-либо случай, когда у вас было такое настроение в детском саду». (Рассказы детей.)                                                 Воспитатель. Мы уже выяснили, что всем вам нужен детский сад. А кому еще кроме детей нужен детский сад? (Родителям, людям, работающим в нем, нужен всему городу.) Объясните, почему детский сад нужен родителям? Сотрудникам детского сада? Всем горожанам? (Ответы детей.) Много ли в нашем городе детских садов? (Да.) Все детские сады одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Чем они отличаются? (Внешним видом здания, игровыми площадками...) Если человек в первый раз идет в детский сад и не знает, где он находится, что он должен знать, чтобы отыскать детский сад? (Название, номер детского сада и его адрес.) А вы все это знаете? Назовите. (Ответы детей.) Хорошо ли вы знаете свой детский сад? Знаете ли вы назначение различных помещений детского сада? Людей, работающих в нем? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю поиграть в игру-соревнование «Кто лучше знает свой детский сад».                           Дети делятся на две команды, воспитатель задает вопросы по очереди каждой команде; за каждый ответ присуждаются очки, в конце подсчитывается их количество и награждаются победители.   Задание 1. Воспитатель демонстрирует фотографии помещений детского сада. Дети должны узнать помещение, назвать его и перечислить тех, кто там работает.                                                         Задание 2. Расставить знаки-символы помещений детского сада на плане детского сада (кто быстрее).                                                                                                                                               Задание 3. Назвать деревья, растущие на территории детского сада (кто больше назовет).     Задание 4. Игра «Что лишнее?»: на картинке с изображением представителей разных профессий зачеркнуть профессию, которой нет в детском саду.                                                                        Задание 5. Дидактическая игра «Угадай профессию». Воспитатель показывает карточки с изображением предметов, дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется (половник — повар; посуда — помощник воспитателя; мячи — педагог по физкультуре; пианино — музыкальный руководитель; стиральная машина — прачка; градусник — медсестра; молоток — плотник).                                                                                              Задание 6. Назвать права (на игру, на занятия, на прогулку, на заботу и т.д.) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, поддерживать порядок, не обижать других, оказывать элементарную помощь взрослым и детям) детей в детском саду.      Задание 7. Перечислить, чем старшие ребята могут помочь малышам, что для них могут сделать. Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете свой детский сад, любите его и, надеюсь, запомните его на всю жизнь, ведь здесь проходят самые замечательные годы — годы детства. А хотелось бы вам, чтобы детский сад наш стал еще лучше? Представьте, что у вас есть все возможности, что вам захочется — все сбудется. Закройте глаза, расслабьтесь, помечтайте и расскажите о том, что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше.  Звучит тихая музыка. Дети рассказывают о своих мечтах.

                     

                    Приложение№5           Занятие в подготовительной к школе группе                                                                              

Защитники Родины

Программное содержание. Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.                                                                                               Материал. Подборка произведений художественной литературы, иллюстраций, фотографий, песен по теме «Наши защитники».                                                                                                     Предварительная работа. Оформление фотовыставки «Я служу Отечеству» (о службе в армии пап, дедушек воспитанников). Беседа с просмотром видеофильма «Служба солдат в армии». Чтение художественной литературы: «Февраль» С. Маршака, «О брате» И. Кульской, «Шапка не велит», А. Митяева. Толкование пословиц и поговорок о воинской службе («Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», «Трудно в ученье — легко в бою», «Щи да каша — пища наша», «Один в поле не воин»).                                                                                                                                            Ход занятия. Занятие начинается с просмотра фрагмента из видеофильма «На границе». После этого педагог беседует с детьми. Примерные вопросы детям:

  • Кого мы называем защитниками Отечества?
  • От кого надо защищать свою страну?
  • Каким должен быть защитник Родины?                                                                       Воспитатель предлагает ребятам пройти к фотовыставке «Я служу Отечеству» (иллюстрации с изображением воинов, участников Великой Отечественной войны; фотографии пап, дедушек, служивших в армии).

Воспитатель просит детей объяснить значение слов «Служить в армии». Читает стихотворение О. Высоткой «Слава Армии Советской»:                                                                                                                 Наша армия родная.                                                                                                                                                     И отважна, и сильна.                                                                                                                                                    Никому не угрожая,                                                                                                                                            Охраняет нас она.                                                                                                                                                      Оттого мы любим с детства.                                                                                                                                     Этот праздник в феврале.                                                                                                                                       Слава Армии Советской —                                                                                                                                     Слава мирной на земле!                                                                                                                                  Воспитатель обращает внимание детей на слова «Слава Армии Советской», кратко рассказывает об истории армии. Предлагает ребятам рассказать об их папах и дедушках, которые служили в армии.                                                                                                                                                          Проводится игра «Кто такие военные?». Детям предлагается выбрать из предложенных картинок изображения представителей разных родов войск, назвать и рассказать о них.                        Проводится игра «У кого какая форма?». Детям предлагается выбрать картинки с изображением военного пограничника, военного моряка, военного летчика, военного подводника и т. д. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.                                                                                             Далее воспитатель знакомит детей с рассказом Б. Никольского «Личное время солдата», сопровождая чтение показом иллюстраций. Задает детям вопросы: «Чем занимаются солдаты в свободное время? Можно ли это назвать словом «отдых»? Когда солдат почувствовал себя настоящим солдатом?»                                                                                                                                                                       В конце занятия можно предложить детям сделать подарки для пап — праздничные открытки.

Приложение№6      Информационный лист для родителей

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.                                                                                                                        2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.                                                                                3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.                           4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.                                         5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.                                                         6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.                                                                      7.Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Приложение№7   Консультация для родителей                                                  Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста  в условиях введения ФГОС ДО

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».                                      Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.                                               Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.                                           Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.                                  Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).                                                                                            Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.                                                                                                                                    Знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывать к нему любовь и уважение.     О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.                                                                           Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.                                                        Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.                                                                                              Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Воспитывать  у детей любовь к своему городу,  подводить их к пониманию, что их  город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.                                                                                                   Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.                                                                                                                            Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей: экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.; рассказ воспитателя;  наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе; беседы о родном городе, стране, ее истории;  показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.; использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр); ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.); знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов. организация тематических выставок;  участие в общественных и календарных праздниках;  участие детей в посильном общественно-полезном труде.                                   Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.                                                                                                                      Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.                                                                                   Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие дидактические  игры:  «Герб города»;  «Путешествие по городу»;  «Продолжи пословицу».              Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. В связи с этим базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.                                                                                      Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.                         Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?                                                                                                                                                    Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления?                                                                                                                         Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней. Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности.                                                                    Через чувственное познание дети знакомятся с отношениями в семье, социальными ролями, разделением труда, предметами быта, народными праздниками, правилами поведения.               Эти социальные роли можно дать примерить, в полном смысле слова. Обыгрывание литературных произведений, малых фольклорных форм, фрагментов обрядовых действий помогают самопознанию малышей, дают точку опоры и открывают перед ними простые семейные ценности.                                                                                                                                   Тут же происходит развитие речевого аппарата. Скороговорки, поговорки, пословицы как нельзя лучше подходят для этого. К тому же, узнавая народные приметы, осмысливают их, устанавливают причинно следственные связи, пытаются самостоятельно подражать им. А это уже словесное творчество. Красноречие всегда ценилось в любом обществе.                       Разделение социальных ролей приносит и разделение труда. Девочки шьют одежду, пришивают пуговицы или заплатки. Мальчики изготавливают лавки, люльки, сани.                                   Девочки плетут ковёр, а мальчики плетень. Главное здесь – забота о родных и близких. Хорошо если группа детей разновозрастная.                                                                                                    Таким образом, старшие могут передать свои умения и знания, приобретая при этом терпение, умение продумать процесс последовательно и научить других. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, ответственность от праздной болтовни.                                                                                                                                               Таким образом, можно сделать следующие выводы Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей.  Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Приложение№8   Консультация для педагогов.

                         Как воспитать маленького патриота?

Вопрос: «Что такое патриотизм?
С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу". Г.Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство" Воспитание патриотических чувств 
В Г Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Педагоги утверждали:
«Те высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания». 
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения. 
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.  Суть патриотического воспитания
состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,
к родному дому и семье, к истории и культуре страны,
созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. 
Содержание патриотического воспитания
воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, 
любви к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине,
уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).Развитие гуманных чувств процессе патриотического воспитания :формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и удиться, умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Обращение к отеческому наследию воспитывает: Уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. (детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру).  Знание истории своего народа, родной культуры (поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов).
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины Задачи патриотического воспитания:
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; воспитание уважения к труду людей; развитие интереса к народным традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, ее столице; знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Задачи по патриотическому воспитанию решаются во всех видах детской деятельности: В непосредственно образовательной деятельности, в продуктивной деятельности, в игровой деятельности, в трудовой деятельности , 
в быту и т.д., так как воспитывают в ребенке патриота всю его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 
Условия для эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников:
комплексный подход; знание педагогом истории и культуры своего народа;
правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности); тематическое построение материала;
подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей,
тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение членов семей в педагогический процесс,  создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.
Средства патриотического воспитания: устное народное творчество; декоративно прикладное искусство; музыка; художественная литература; игра; самостоятельная детская деятельность.
Особенности патриотического воспитания: Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля. Идти надо от близкого к далёкому. 
Формы организации работы с детьми: беседы,  дидактические игры, игры-путешествия,  экскурсии,  игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения и др. 
В. А. Сухомлинский «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» 
Самое главное – помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать самим взрослым.

       

Приложение№13   Консультация для родителей:                                                                           «С чего начинается Родина?»

Описание материала: методическая разработка консультации расскажет родителям дошкольников о том, как воспитывать чувство любви и гордости к России, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду. Информация поможет родителям в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Представленный материал будет интересен и полезен родителям; педагогам, воспитателям, методистам ДОУ. Информацию можно использовать на родительских собраниях или оформить ее в папки – передвижки в помещениях ДОУ. 
Назначение материала: консультация для родителей дошкольников.
Цель: систематизация знаний родителей по патриотическому воспитанию дошкольников. 
Задачи: 
- содействовать укреплению взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьей; 
- совершенствовать работу с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников;
- вызвать у родителей желание развивать и углублять у детей дошкольного возраста патриотические чувства.                                                                                                               Уважаемые родители! 
Задачи воспитания определяют необходимость ознакомления дошкольников с окружающей действительностью: с городом или любым другим пунктом, в котором живет семья и находится второй дом ребенка – детский сад; со столицей нашей Родины – Москвой. Дети должны знать свой город и любить его как неотъемлемую часть Родины. Родители могут систематически и постепенно (малыми дозами) расширять представления детей об особенностях города, формируя разнообразные переживания, связанные с родными местами. Город для маленького ребенка начинается с его дома и ограничен ближайшим пространством. Дом - это и близкие люди и конкретные вещи, то, что воспринимается непосредственно. Адрес - уже обобщенное понятие, вбирающее в себя все конкретное, что характеризует дом. Адрес - это и номер дома, и улица с ее названием. С адреса начинается отход от конкретного и формирование понятий «улица», «город». После того как вместе с родителями дети проходят по своей улице, а затем и по другим, они начинают понимать, что в состав города входит много улиц. Взрослый называет улицы, поясняет название, придавая им своеобразную конкретность. Экскурсии старших детей по городу родители могут связать с рассказами о людях, живущих в этом городе, их труде. Постепенно на фактах дети глубже начинают понимать общественный характер труда людей, значение продукции конкретных производств для всей страны. Усвоив общее понятие «город» (или «поселок», «деревня»), дети по аналогии представляют другие города (другие населенные пункты). Они уже сами будут говорить: «В России много городов». 
Это понимание дает возможность родителям рассказать о
 главном городе нашей страны - Москве, рассказать о Кремле, на башнях которого горят рубиновые звезды, о Мавзолее и Красной площади, о Московском метро, о красивых зданиях и парках. Взрослый сообщает детям, что в Москве находятся главные учреждения страны. Ее любят, ею гордятся все народы нашей страны. И у детей с малых лет нужно воспитывать уважение к столице.                                                                                                                   С целью воспитания любви и уважения к столице эффективно использование различных наглядно - образных средств. Детям дошкольного возраста можно предложить отправиться в путешествие с героями книг. Образ героя любого произведения обычно близок детям, потому, что это всегда бывает ребенок. Совместное путешествие с героем придает активный характер восприятию, углубляет интерес, активизирует процессы мышления и речи, воздействует на чувства детей. Вот некоторые книги, которые можно почитать дошкольникам: Петрова О. «Моя Москва» (2012 г.); Токмаков Л. «Потешные прогулки по Москве (2010 г.); Митрофанов А. «Детский путеводитель по Москве» (2012 г.); Дерягина Л. «Моя Родина Россия» (2007 г.). Чтение хорошо сопровождать просмотром иллюстраций, картин. Слово и наглядный образ делают восприятие более полным, оставляют глубокий след в памяти и переживаниях детей, увиденное и услышанное осознается и воспроизводится в рассказах и в рисунках детей.                   С малых лет дети должны знать, что Россия - многонациональное государство, что все народы нашей страны равны. Они помогают друг другу в труде, вместе защищают наше государство от врагов и борются за мир во всем мире. Чтобы эти знания были доступны, начинать, нужно с того, что близко к жизни самих детей. Дети с удовольствием слушают сказки разных народов, мелодии песен, разучивают танцы. Иллюстрации с предметами прикладного искусства не только помогают наглядному восприятию и усвоению характерных особенностей труда и быта того или иного народа, но и расширяют интересы детей, углубляют чувства симпатии к народам разных национальностей.   Каждое государство имеет свой герб. Нужно показать детям Герб России, а старшим дошкольникам и рассказать о государственном символе Российской Федерации. Затем следует привлечь внимание к гербу своей республики и других республик. Государственным символом Российской Федерации является и флаг. В дни общенародных праздников дети видят флаги на зданиях и домах. С самых ранних лет нужно воспитывать у детей уважение к государственному флагу и доступно объяснять им, что означают цвета флага. Следует познакомить детей и с мелодией гимна России и рассказать, что, когда звучит гимн, все люди встают и слушают его молча. Уважение к государственным символам России должно быть одной из основ воспитания любви к Родине, нравственного и умственного воспитания в единстве.

Список литературы:

1. Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003г. – № 3. 
 2.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга .для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
4.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 
5. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 1. 
6. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозаика - синтез Год: 2010
7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004                                                                                                                                                8  Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика -Пресс, 2009                      9. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.                                                                         10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.                     11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва 2013г.                                                            12. ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.                                                                                                                                                                       13. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Россия - наша Родина"

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».Академик Д.С. Лихаче...

Проект " Россия - Моя Родина"

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина"...

Познавательный проект "Россия - моя Родина"

"Родина - слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нём умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Горо...

Проект «Россия – моя Родина»

laquo;Человеку никак нельзя жить без Родины,            как нельзя жить без сердца»....

Проект Россия- моя Родина

laquo;Человеку никак нельзя жить без Родины,            как нельзя жить без сердца».              ...

Проект "Россия-моя Родина"

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, ...

Проект "Россия - наша Родина!

Патриотизм — любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном воз...