Паспорт мини музея " Любимая кукла"
проект (средняя группа) на тему

Соколова Галина Александровна

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzeya_kukla.odt85.1 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт мини-музея

«Любимая кукла»

                                             Средняя группа «Непоседы»           

Составила воспитатель Соколова Г.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспортные данные мини-музея

2. Аспекты музейной деятельности

3. Положение

4. План работы по созданию музея

5. Характеристика мини-музея

6. Тематический план проведения занятий в мини-музее

7. Перспектива развития мини-музея

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:  « Любимая кукла»

Профиль мини-музея: познавательный

Цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки.

Задачи:

  • Дать представления об игрушке
  • Дать элементарное представление об истории возникновения игрушки
  • Знакомить детей с материалами, из которых могут быть изготовлены игрушки
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
  • Воспитывать интерес к игрушке, развивать любознательность
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные виды  игрушек – кукол.

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2016 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок  в группе « Непоседы»  

Руководители мини-музея: Соколова Г.А и Добрынина С.Г.

Структура управления мини-музеем: Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Формы деятельности:

  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.фондовая;
  • поисковая;
  • научная;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими игрушками. Дать представление об игрушке. Воспитывать интерес к игрушки, развивать любознательность.

Оформление мини-музея:

 Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Коллекции   кукол (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция кукол из различных материалов (пластмассовой, мягкой, фарфоровые) располагаются на верхней полке. На средней полке представлена детская литература, подборки картинок о кукле, «История кукол».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ - МУЗЕЕ  

 Музей является тематически систематизированным собранием  различных игрушек наших мам и бабушек. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

  Цели и задачи              

 Музей способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, создать   условия для самостоятельной исследовательской деятельности.

 Задачами музея являются:

  • формирование системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию
  • способствование воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию
  •  обогащение развивающей предметной среды;  

 Содержание и формы работы

  • Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
  • Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
  • Обеспечивает сохранность музейных предметов;
  • Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
  • Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

Беседы с родителями

 11 апреля 2016 года

1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

2.

Практический этап

Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

Индивидуальная работа с детьми.

12 апреля — 22 апреля 2016 года

Создание мини-музея

3.

Подведение итогов

Выставка экспонатов мини-музея

Апрель 2016

Положительная оценка мини - музея

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ

Экспонаты мини-музея

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Разделы мини-музея, особенности использования:

«Мягкие куклы», «Резиновые куклы», «Пластмассовые куклы».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций игрушек. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

 «Библиотека»

Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о игрушках, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В МИНИ – МУЗЕЕ

месяц

содержание

участники

понедельник

Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея.

Дети, воспитатели

вторник

Что такое игрушка? Виды кукол? Материал?

Дети, воспитатели

среда

Познакомить с материалом: пластмасс. Учить детей аккуратно играть с пластмассовой игрушкой.

Дети, воспитатели

четверг

Познакомить детей с материалом: фарфор .Учить детей аккуратно играть с фарфоровой игрушкой.

Дети, воспитатели

пятница

Познакомить детей с материалом: резина. Учить детей аккуратно играть с резиновой игрушкой.

Дети, воспитатели

понедельник

Знакомство детей с бумагой. Вызвать желание делать игрушки (кукла, одежда для куклы, совместно со взрослым) своими руками из бумаги.

Дети, воспитатели

вторник

Познакомить детей с материалом: ткань. Учить детей аккуратно играть с мягкой игрушкой.

Дети, воспитатели

среда

Знакомство с интерактивной куклой «Маша».Учить бережному отношению к кукле.

Дети, воспитатели

четверг

Знакомство с настольной игрой «Теремок». Рассмотреть ее, поиграть с помощью воспитателя. Вспомнить с детьми знакомую сказку «Теремок».

Дети, воспитатели

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

  • Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о игрушках.
  • Проведение экскурсий для других групп детского сада.
  • Написание книжек-малышек или большой книги о своих игрушках.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Паспорт мини музея "Куклы пупсы"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»   Составили воспитатели Синькевич С.С.Сулейманова А.И.   СОДЕРЖА...

Паспорт мини-музея "народная кукла"

Представляю вашему вниманию описание мини-музея "Народная кукла" который можно организовать в группе....

Паспорт мини-музея «КУКЛЫ НАШИХ ПРАБАБУШЕК»

Цель: привитие и укрепление интереса к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Задачи:Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушк...