Вариативная программа воспитателя
рабочая программа (средняя, старшая группа) по теме

Программа по духовно-нравственному воспитанию в средне-старшей группы МБДОУ "Ильинский детский сад

 

Содержание

1.     Пояснительная записка

2.     Отличительные особенности программы

3.     Цели и задачи

4.     Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию

5.     Методы для реализации программы

6.     Целевые ориентиры

7.     Взаимодействие с родителями

8.     Литература

9.     Приложение

Пояснительная записка

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанные дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Педагогический коллектив, работая над поиском эффективных технологий, пришел к пониманию о необходимости создания в нашем сельском МБДОУ соответствующей развивающей среды. Так, многолетними усилиями педагогов, при активном участии родителей, были созданы музей народно-прикладного искусства, стилизованная “Русская горница” и мини-картинная галерея, в средне-старшей группе есть музыкальный уголок, с целью ознакомить детей с фольклором. Разработаны и утверждены Положения о работе музеях, закреплены приказом заведующей.

В разработанных педагогами дополнительного образования учебных программах, включая перспективное и календарное планирование, решаются вопросы формирования культуры личности. Главная идея программ, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к не проходящим общечеловеческим ценностям. Программы содержат новые организационно-методические формы работы, информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и др. источников.

Знакомя детей с изделиями народных мастеров в мини-музее народно-прикладного искусства: резьбой по дереву, плетением из лозы и бересты, вышивкой, плетением кружев, лаптей, ткачеством. В музее есть икона освященная отцом Андреем и т.п. мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и обогащаем внутренний мир ребенка, прививаем любовь к своему народу, любовь к своей вере, любовь к Богу, воспитываем гордость за русский народ, поддерживаем интерес к его истории и культуре. Музей прикладного искусства помогают детям увидеть красоту и неповторимость гжельских, хохломских, городецких, жестовских, дымковских и других мастеров народного творчества. <Приложение >.

“Русская горница” создает атмосферу национального быта.

Это уникальный музей – хранитель подлинных свидетельств  прошлого, является впечатляющим проводником в мир истории и быта русского народа. Знакомя с работой русских художников мини-картиной галереи <приложение >, важно сформировать вокруг дошкольника одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить ребенка не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусства.

Необходимо помнить, что приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. Только в таких условиях мы сумеем сформировать полноценную личность, которая станет носителем и гарантом сохранности и приумножения русской национальной культуры, носителем черт русского характера, русской ментальности. Только зная и понимая прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Музей оказывает неоценимое и уникальное воспитательное воздействие на формирование внутреннего мира дошкольника. Работа коллектива в этом направлении носит актуальный характер. Педагогический коллектив продолжает работу над созданием целостной системы по приобщению детей 2–7 лет к русской национально культуре. Мы используем программы Князивой и Махаевой «Приобщение детей к истокам народной культуры» и  прграмму «От Рождения до школы» под редакцией Вераксы, Гербова. Комарова.

Программы рассчитана для детей раннего и дошкольного возраста  основана на интеграции различных видов детской деятельности: познавательной, художественно- эстетической , социально –коммуникативной, речевой, физической. Формой взаимодействия педагога с детьми является непосредственная образовательная деятельность, включающая в себя:

Ø ознакомление с предметным миром крестьянского быта;

Ø устное народное творчество;

Ø народную музыку;

Ø декоративно-прикладное искусство;

Ø народные игры и хороводы;

Ø ознакомление с историей празднеств на Руси, с православными праздниками.

В планируемых результатах работы ожидается сформированность  у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях, быте и особенностях ведения хозяйства русского народа; знание фольклорных форм (песен, закличек, скороговорок, докучных сказок, сказаний и преданий); наличие представлений о русских народных промыслах.

Поставив задачу знакомства детей с Начало формырусским народным творчеством, мы понимали, что это будет знакомство с важной частьюрусским народным творчеством, мы понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры русского народа. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Они увидели старинную прялку, серп, предметы старинного русского быта, о которых они поют, готовясь к фольклорным праздникам. Дети очень любят бывать в избе; они приходят сюда перед каждым обрядовым или провославным праздником.

 

Ежегодно в нашем детском саду проводятся такие народные праздники как       « Троица»,  «Осенины», « Нет милее дружка , чем родная матушка»,  «Покров»,  «Новый год», «Рождество»,«Пошла коляда», «Прощеное воскресенье» ,«Сороки» , «Масленица», «Пасха», отмечается всем детским садом. В содержании каждого праздника используется наработанный за период данного сезона  материал;  конспекты занятий, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, а также песни, пляски и хороводы, разученные на музыкальных занятиях  (приложение).
Игровая основа, нетрадиционная развития действия праздника, широкая амплитуда в настроении песен и плясок, игры, шутки, дети в русских народных костюмах, зал оформлен в народном стиле – все это способствует внесению радости, красоты, эмоционального комфорта
в жизни наших воспитанников. Любовь к природе, русскому народному искусству, почитание традиций и обычаев, знание основ народной культуры воспитанника нашего детского сада – мы очень надеемся на это – принесут в свои семьи, духовное возрождение которых – залог возрождения Отечества. Праздники популярны и среди родителей, которые активно участвуют в каждом фольклорном развлечении
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, заклички, пословицы и поговорки, рксские народные сказки.
В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, педагоги дошкольного учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям русской народной культуры. Данные исследования помогли разработать план - программу, основанную по приобщению детей к национальной культуре в соответствии с Федеральной государственной программой.
Программное обеспечение нашего сельского  МБДОУ включает в учебный – образовательный процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей любовь к традициям русской народной культуры.
Приобщение детей к русской народной культуре осуществляется посредством взаимосвязи дошкольное учреждение с социальными институтами.
Одним из приоритетных направлений дошкольного учреждения является краеведческое направление.
С целью реализации данного направления дошкольное учреждение в течение ряда лет сотрудничает с Библиотекой. Совместно с библиотекой разработаны конспекты НОД, викторины,  педагогические программы:
*«Русские писатели»
*« Встречи с бабушкой Забавушкой»
*« Мы из города Мастеров»

* «Русские народные сказки»

* «  Расскажи о Великой Отечественной войне».
Программы предназначены для детей дошкольного возраста и введены в план работы в дошкольном учреждении, как программы дополнительного образования. В соответствии с этими программами в нашем Ильинском МБДОУ создана своя программа. Эта программа дошкольного учреждения включает взаимодействие педагогов в реализации всех тем музейно - педагогической программы литературного музея.
Педагогами по темам разработаны планы – программы, которые формируют знания детей о традиционной культуре, знакомят с музейными предметами, создают представления о традициях, связанных с дворянской культурой, знакомят детей с литературными источниками: сказками, рассказами русских авторов, детским фольклором.
В результате у детей сформировано эстетическое восприятие, патриотизм, бережное отношение к прошлому, нравственно - этические нормы, желание познать и сохранять семейные, родовые традиции, воспитание музейной культуры.
В сельской библиотеке, с которой дошкольное учреждение нашего детского сада связывает многолетнее сотрудничество, наши дети учатся задумываться о своей жизни, своем внутреннем мире, о взаимоотношениях с людьми и окружающим миром, учатся грустить и радоваться вместе с любимыми героями. Основная цель нашего сотрудничества – это дать детям возможность проявить себя в творчестве. Опыт работы показывает, что организация совместных мероприятий по приобщению детей к одному из самых древних искусств – детской литературы способствует познавательному развитию ребёнка, эмоциональному раскрепощению и творческому самовыражению. Совместные творческие встречи с современными , композиторами, мастерами, церковными работниками отцом Андреем  обеспечивают живое общение, способствует установлению контакта с другими людьми. Настоящую, глубокую радость испытывают наши дети слушая размеренную, безграничную по своим словесным богатствам, доступную и понятную речь, а также динамичную, звучную, задорную речь. Дети постигают красоту родного языка с помощью детского писателя, детского поэта, педагога детского сада, который использует эти книги в образовательной развивающей среде ребенка. Особое художественно- эстетическое и эмоциональное воздействие оказывает на ребенка детская иллюстрация. В книгах у детей вызывает яркий интерес странички с иллюстрациями. Работы талантливых художников способствуют развитию у детей чувства радости, красоты гармоничного восприятия художественного словаря.

Творческие встречи литературных чтений сопровождаются совместными с детьми обсуждением сочиненных историй. Придумыванием сказок, рассказов, созданием иллюстраций к детским книжкам собственного сочинения. Огромный интерес вызывает у детей участие в конкурсах «осенняя фантазия», «Рождественские мотивы». «Пасхальное яичко» где дети раскрывают свои творческие способности. Такие встречи создают условия для развития у дошкольников речевого общения с взрослыми и сверстниками, приобщают детей к культуре чтения художественной литературы, языковой культуре, поощряя детское словотворчество.
Немаловажное значение в организации совместных творческих встреч уделяется проведению игр – драматизаций, литературных викторин, вечеров загадок. Дети готовят отрывки из известных им сказок , стихов, потешек, скороговорок, потешек, литературных произведений. Совместно с взрослыми дети готовят декорации, участвуют в играх – драматизациях, в народных играх .

 Проведение таких мероприятий обеспечивает творческую деятельность одновременно в нескольких направлениях. Эта передача образной выразительности, которая требует исполнения комплекса художественных средств, исполнительского самовыражения, таких как пластики, движения, жеста, голоса. Совместное оформление декораций дает возможность детям проявить инициативу, самостоятельность, удовлетворить потребность в творческом самоутверждении. Используя различные формы взаимодействия, педагоги создают творческий стиль общения, вовлекая детей в познавательную, речевую, художественно – эстетическую деятельность. Конечно, не все дети могут стать артистами, писателями, поэтами, художниками. Однако, целенаправленная, совместная, систематическая работа дошкольного учреждения и детской библиотеки создает условия для поддержания интереса у детей к искусству как основной части современной культуры, развитию творческих способностей, к восприятию эстетической, художественной сущности детской литературы, в том числе литературы родного Городца. Таким образом, опыт работы дошкольного учреждения и государственной детской библиотеки  обеспечивает систему воспитания детского творчества, которое рассматривается в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием детей дошкольного возраста.
Дети и сотрудники нашего Ильинского МБ ДОУ принимали участие в акции  «Берегите птиц», «Елочка живи», «Наша планета Земля», «Соберём детей в школу вместе»
По условиям договора , сотрудники библиотеки проводят для воспитанников нашего детского сада экскурсии, занятия сказка -терапия, уроки нравственности «Ступеньки мудрости», « Такие разные книжки», музыкальные занятия «Введение в язык музыки».
Сотрудничество с храмом Владимирской Божьей Матери в Николо- Погосте
Главной целью сотрудничества с храмом Владимирской Божьей Матери является знакомство с  настоятелем храма отцом Андреем традиционной православной народной культурой, с литературными источниками, музейными экспонатами, их назначением. Совместно с настоятелем храма подготовили цикл тематических занятий, который входит в  разработку нашей ,образовательной программы: « Троица», «Люби и знай, свой край», «Покров»,  «Рождество Христово», «Прощеное воскресенье», « Святая Пасха» для детей дошкольного возраста. В результате нашего сотрудничества мы вводим храм в сферу жизненных интересов ребенка.

Музейные занятия проходят в игровой форме с элементами театрализации. Первое занятие : «Знакомство с русской избой!» знакомит детей с домом, который собирает, хранит и представляет культурные ценности, с правилами поведения в музее, с понятиями «музейный предмет», «экскурсовод», «экспонат», и т.д.
В настоящее время в тематику музейных занятий для дошкольников внесены изменения   в соответствии с программой О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учитывая наши пожелания, сотрудниками музея были разработаны новые темы занятий, способствующие расширению и углублению представления детей о природе с экологической направленностью, а также занятия по основам православия.

 Экспериментальная деятельность коллектива была направлена на творческий поиск, результатом которого стало экологическое воспитание дошкольников посредствам приобщения их к русскому народному творчеству. Перед коллективом стояла задача:  изучить возможности формирования основ экологической культуры с помощью русских народных обычаев и традиций. В коллективе была поддержана идея создания «Русской избы».

На территории Городецкого района сохранилось много деревень где можно найти старинную утварь русского быта, например старые утюги которые заправлялись углем. В одной из деревень, на чердаке, нашли прялку и чесальный гребень. На Руси прялка была в каждом доме, потому, что и взрослые и дети носили домотканую одежду собственного изготовления. Прялки изготавливались в ручную умельцами – резчиками по дереву, не редко они были красиво расписаны. Они использовались для того, чтобы расчесать шерсть и спрясть ее. На скотном дворе одной из деревень мы обнаружили несколько деревянных корыт, которые раньше использовали в каждом доме для кормления скота. Соседи заметили что мы собираем старинные вещи и предложили нам посмотреть на завалявшиеся в сарае крынки, кувшины, горшки. В крынках раньше держали молоко и свежесдоенное. Чугунки использовались для приготовления пищи в печке: каши, щи. Чугунки надо было ставить в печку и вытаскивать из нее ухватом. А вот ухвата не было. Его мы нашли нескоро, в другой деревне. В одном из амбаров обнаружили старинные русские самовары.

Для того чтобы познакомить детей с тем, как в старину жили без электричества, для музея специально изготовили лучины, и в одной из сел нам подарили керосиновую лампу.

 По стенам музея развешаны  старинные деревянные полочки, на которых стоит деревянная старинная посуда.

Музей в настоящее время пополняется: родители, которые стали делать музею подарки; салфетки связанные крючком, скатерти, старинные дорожки.

В каждой русской избе в красном углу, на красивой полочке и рушнике стояли иконы. Поэтому у коллектива детского сада возникло желание прибрести икону. Один из родителей воспитанников оказался священнослужителем. Увидев музей и коллекцию старинных предметов, он подарил музею икону Казанской Божьей Матери и освятил и музей и детский сад.

В музее есть также традиционная старинная обувь лапти, орудия земледельческого труда –серп и цеп для ручного обмолота колосьев. В комнате оформленной под русскую старину, сотрудники разместили собранные родителями и сотрудниками предметы старинной деревенской утвари: сундук с приданным, вышивки, скатерти, занавески и др. Попадая в избу, погружаешься в мир милого душе русского быта, пропитывающейся русским духом. Все предметы используются педагогами на занятиях для ознакомлением детей с укладом жизни русской деревни, на занятиях по изобразительной деятельности дети выкладывают и рисуют орнаменты, узоры, лепят посуду. Широко используются экспонаты музея при проведении экологических мероприятий, досугов.

Новая богатая и разнообразная предметная развивающая среда побудила к разработке цикла занятий, которые могут расширять и углублять экологические представления детей.

Отличительные особенности программы

В программе по духовно-нравственному воспитанию прослеживается несколько направлений работы:

 1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

 2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, экскурсии, концерты).

 4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

ü Направленность на развитие личности ребенка

Приоритет программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющее свое мнение и умеющее отстаивать его.

ü Патриотическая направленность программы

В программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к родине, гордости за ее достижения, уверенности в том , что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

ü Направленность на духовно -нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.

Воспитание уважения к традиционным ценностям, такие, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных, гендерных представлений; воспитание у детей стремление в своих поступках следовать положительному примеру.

ü Нацелено на дальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремление получений знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течении всей последующей жизни; понимание того, что всем людям необходимо образование. Формирование  отношение к образованию к одной из ведущих  жизненных ценностей.

Программа составлена для детей смешанной группы. Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте. Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей. Она может реализоваться через разделы примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой в образовательных областях: труд, познание, музыка и как дополнение к любой программе к разделу «Социально-нравственное развитие».

 

 

 

 

 

 Цель: Создание условий для приобщения детей разновозрастной группы к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

 Задачи:

 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

 2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

 4. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада). Ожидаемые результаты программы

Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребёнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

ü Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

ü  Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому   себе.

ü Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам.

ü Понимать, что все люди равны вне зависимости от их статусного происхождения, этической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

ü Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность придти на помощь тем, кто в этом нуждается.

ü Способен сотрудничать и выполнять как  лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

ü Проявляет умение слышать других и стремление  быть  понятым другими.

ü Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в  разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчинятся разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

ü  Ребенок достаточно владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания

ü У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

ü Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам.

ü Проявляет ответственность за начатое дело.

ü Ребенок проявляет любознательность задает вопросы, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

ü Обладает элементарными представлениями из области живой природы.

ü Проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде.

ü Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира произведения народного и профессионального искусства.

ü Проявляет патриотическое чувство, ощущает гордость за свою страну, ее достижения. Имеет представления о ее традициях православных и государственных, важнейших исторических событиях.

ü Имеет первичные представления о своей семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации..

ü Имеет начальное представление о здоровом образе жизни

 

1.     Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию

v Составление календаря дни рождений и именины нашей группы.

Цель: формировать у детей навыки социокультурного взаимодействия; развивать монологическую и диалогическую речь; учить радовать друг друга и радоваться за других, дать представления о роли в жизни человека Ангела- Хранителя и святого небесного покровителя; познакомить детей с традицией празднования именин.

v Посиделки в картинной галерее «Осенины»

Цель: закреплять знания детей о православном празднике Воздвиженье; познакомить с обычаем делать запасы на зиму, с подвижными играми; развивать ловкость, быстроту, умение переключаться с одного вида деятельности на другой; расширять словарь, упражнять в образовании прилагательных от существительных, развивать речевое дыхание и голос; воспитывать интерес к русскому быту, взаимопомощь, упражнять детей в совместном творчестве с родителями с различным природным материалом ; формировать желание к творческому труду; развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение; обогащать словарь прилагательными; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к природе.

v Открытое занятие для родителей «Покров»

Цель: учить понимать связь душевных переживаний человека с явлениями и состоянием природы. Формировать эстетический вкус и любовь к художественному слову; развивать умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею; развивать способность создавать художественные образы в творческих работах; продолжать развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и длительность речевого выдоха, совершенствовать навык ведения диалога; воспитывать у родителей и детей любовь к Родине и родной природе, продолжать учить использовать природный, бросовый материал при изготовлении поделок, закрепить знания об особенностях этого материала, развивать фантазию; развивать мелкую моторику, расширять словарь, упражнять в употреблении существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; воспитывать желание сделать совместную поделку для близкого человека, друга.

v Непосредственно образовательная деятельность «Народная утварь»

Цель: познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; активизировать словарь, упражнять в согласовании существительных с прилагательными; воспитывать любовь и бережное отношение к казачьей культуре и традициям русского народа.

v Развлечение для матерей  «Нет милее дружка чем родная матушка»

Цель: развивать духовно-нравственный потенциала дошкольников; упражнять в подборе однородных определений к существительному, продолжать развивать общую и мелкую моторику, память, внимание; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.

v Праздник совместно с родителями «Новый год»

Цель: вызывать эмоционально – положительное отношение к празднику, приобщать детей к всенародному веселью; продолжать развивать речевое дыхание; воспитывать внимание и любовь к окружающим людям, стремление вовремя поздравлять с памятными событиями, приучать активно, участвовать в подготовке и проведении праздников.

v Творческая мастерская  «Изготовление рождественской звезды»

Цель: способствовать эстетическому и этическому развитию ребенка, развитию интеллектуального потенциала; активизировать словарь детей; продолжать развивать воображение, мелкую моторику. : закрепить знания детей об обрядах и обычаях, присущих канону Рождества Христова; познакомить с понятием «Сочельник» - день перед Рождеством Христовым; продолжать рассматривать иллюстрации в книгах на тему «Рождество Христово»; упражнять в составлении предложений разного типа и описательных рассказов; уточнить понятие «Святки»; вспомнить знакомые колядки.

v Праздник «Рождество Христово»

 Цель: познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра – вертепом; продолжать развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, выразительность речи.      

v Великий пост –«С прощеным воскресением!»

Цель: Формировать у детей представление о  народном православном празднике  «Прощеное воскресенье» и о традициях нашего народа веселый праздник «Масленица»

v Развлечение «Масленицу встречаем»

Цель: закрепить собирательный образ весенних примет; развивать любознательность и активность в познании окружающего мира; упражнять в образовании новых слов; активно употреблять предлоги; воспитывать умение видеть и различать красивое, стремление участвовать в творческой деятельности.

 

v Творческая мастерская «Пасхальное яичко»

Цель: учить самостоятельно, придумывать узор из вырезанных детьми деталей; развивать логическое мышление, чувство ритма и цвета; вызывать чувство радости от результата совместного труда и от возможности сделать подарок родным; развивать общую и мелкую моторику; воспитывать любовь к народным праздникам, уважение к традициям, самостоятельность.

v Праздник  «Святая пасха!

Цель: Формировать у детей представление о  народном православном празднике .

v Семейные посиделки к всемирному дню семьи

Цель: обобщить и закрепить представления, полученные детьми на занятиях в течение года; познакомить с всемирным днём семьи и особенностями его празднования; активизировать словарь детей. Таким образом, нами была разработана программа по духовно- нравственному воспитанию дошкольников «Откроем в сердце двери…». В программе по духовно-нравственному воспитанию прослеживается несколько направлений работы: духовно-образовательное, воспитательно- оздоровительное, культурно-познавательное, нравственно-трудовое. Цель: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им. Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребёнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

 

Методы для реализации программы: наглядный, словесный, практический

Наглядный метод используется во время: 

·        Чтения педагогом рассказов об иконах православных праздников;

·          наблюдений;

·          показа сказок (детьми) ;

·         рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

·        проведения дидактических игр;

·        экскурсий по поселку, целевых прогулок в Храм Пресвятой Владимировской Божьей Матери.

 Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:  бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; 

·        ответов на вопросы педагога, детей; 

·        проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.) ;

·         сообщения дополнительного материала воспитателем; 

·        загадывания загадок;

·        рассматривания наглядного материала; 

·        разбора житейских ситуаций;

·         проведения тематических вечеров;

·         чтения литературных произведений родителями; 

·        организовывать продуктивную деятельность;

Практический метод используется, когда необходимо:   провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.) ; 

·        сшить кукол к сказкам;

·        организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздников; 

·        провести экскурсии различной направленности;

·          организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

·          изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

·        Основные условия духовно-нравственного воспитания:  гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним);

·        природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).  культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии  с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям региона).

·        светский характер образования и законности (соответствие  действующему законодательству РФ). Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла. Предполагаемая программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов. 

·        Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к формирование позитивного отношения ребенка к окружающему;

·        добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.  миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Потребность и готовность проявлять сострадание .

·        Субъективное психоэмоциональное благополучие. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.  Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с

·        формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

К моменту выхода в школу из нашего детского сада ребёнок должен овладеть:

1.     комплексом необходимых знаний, умений и навыков;

2.      учебными и социальными навыками будущего первоклассника.

3.     Иметь: интеллектуальную готовность к обучению в школе;

4.     Иметь: психологическую готовность (развитие психических процессов);

5.     мотивационная готовность;

6.      уровень физического развития, соответствующий возрасту.

7.     Модель выпускника.

8.      Здоровье и физическое развитие

9.     Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

10.                       Физически подготовлен к продолжению обучения:

11.                        Владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем возрасту 

12.                       Хорошо ориентируется в пространстве, координирует свои движения;

13.                       Подвижен, ловок;

14.                       Развита мелкая мускулатура рук: уверено владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности.

15.                        Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

16.                       Сформированность основных гигиенических навыков,· элементарных представлений о пользе занятий физической культурой;

17.                       Сформированность основ безопасного поведения в· критических жизненных ситуациях.

18.                       Развитие познавательной деятельности.

19.                        Кругозор выпускника:

20.                        Сформированы развёрнутые и конкретные представления о мире;

21.                       Устанавливает доступные причинно- следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

22.                       Речь выпускника:  Устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна; 

23.                       Речь фонетически и грамматически правильная;

24.                       Использует речь как инструмент мышления (умеет  связано и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание).

25.                       Познавательная активность, самостоятельность выпускника:  Ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

26.                       Выпускник способен к самостоятельному решению творческих,· умственных, художественных и др. задач.

27.                        Сформированность интеллектуальных умений:

28.                        Определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове; 

29.                       Сформированы операции классификации, анализа, обобщения,· сравнения; 

30.                       Сформированы элементы учебной деятельности;

31.                       Способен делать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний.

32.                        Сформированность произвольности психических процессов внимания, памяти, мышления:  Ребёнок способен сосредоточенно работать в течение 15-20 минут;

33.                       Способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией· взрослого;  Способен самостоятельно спланировать, осуществить и· проконтролировать результаты своей деятельности.

34.                       Сформированность основ художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актёрских): 

35.                       Развиты художественное мышление, сенсорные способности;

36.                       Умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.

37.                       Поведение и общение.

38.                       Владеет приёмами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками: 

39.                       Устанавливает дружеские отношения;

40.                       Готов к коллективным формам деятельности;

41.                       Умеет самостоятельно решать конфликты мирным путём.

42.                       Принимает и соблюдает социальные и этические нормы.

43.                       Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, к человеку, к рукотворному миру и к самому себя.

44.                       Способен управлять своим поведением и способами общения.

45.                       Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.

46.                        Мотивационная готовность к обучению в школе.

47.                       Желает учиться в школе.

48.                       Имеет познавательный или социальный мотив учения. Данный уровень выпускника ДОУ достигается усилиями педагогов, которые имеют высокий уровень развития профессионализма, что включает:

49.                       Умение диагностировать деятельность и развитие ребёнка и свою деятельность (диагностические умения);

50.                       Умение на основе диагностики планировать систему мер по саморазвитию и развитию ребёнка (прогностические умения);

51.                       Владение современными коммуникативными технологиями, умение организовывать жизнедеятельность ребёнка на уровне современных требований;

52.                       Умение работать в режиме самоуправления;

53.                       Умение придать профдеятельности творческо-поисковую направленность.

54.                        

Литература

·        Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. [Текст] / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. - №11. – С. 17-24.

·        Александрова Е.Ю. система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, 2007.

·        Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и  социальной действительностью. Старшая группа. М.,2001.

·        Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Метод. Пособие. М..2005.

·        Баранникова О.Н. Уроки  гражданственности и патриатизма в детском саду: Практ. Пособие . М.,2007.

·        Бережнова, О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения [Текст] // Образование и общество. - №12. - 2012.

·        Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практ. Пособия. М., 2008.

·        Гербова .В.В.Развитие речи в д\саду.,М – 2014;

·        Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада/ Сост. А. В. Кенеман. М.,1988

·        Дошкольникам о защитниках Отечества: Метод пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под.ред. Л.А . Кондрыкинской. М.,2005.

·        Зеленова.Н.Г, Осипова.Л.Е. Мы живем в России., М- 2007;

·        Маханева.М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей., М-2004;

·        Пензулаева. Л.И. Физическая культура в д\саду., М-2014;

·        Программа от рождения до школы под редакцией Веракса,васильевой,Комаровой.,М-2014;

·        Князева.О.Л,Маханева. М.Д.Санкт – Петербург 2000;

·        Комарова.Т. С.Изобразительная деятельность в д/саду.,М-2014;

·        Куцакова. Л.В. Конструирование., М-2014;

·        КуцаковаЛ.В. Нравственное воспитание в детском саду., М-2014

·        Николаева .С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду., М-2002.

·        Николаева.С. Н.Юный эколог// народная педагогика., М2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативная программа по профилактике детского дорожного травматизма "Безопасную дорогу подрастающему поколению"

Программа «Безопасную дорогу подрастающему поколению» - прекрасная возможность пройти курс первоначального обучения навыкам и основам...

Доклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».

      В  современных  условиях  неснижающейся  динамики  угроз  и опасностей  для  человека  от собственной жизнедеятельности в бытов...

Вариативная программа « В гостях у сказки»

 Театрализованная деятельность позволяет ребенку 5-6 лет решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в...

Анализ использования народной игрушки в вариативных программах.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В п...

Анализ вариативных программ экологического воспитания детей дошкольного возраста

1. Исходные данные Программы: Программа "Юный эколог" (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.)Автор программы, Николаева Св...

Непосредственная образовательная деятельность по вариативной программе «Наш дом Приморье» Тема « Лотос- символ Кировского района»

Непосредственная образовательная  деятельностьпо вариативной программе «Наш дом Приморье»Тема: Красная Книга Приморья. Лотос- символ Кировского районаЦель: Познакомить детей с растениями При...

Семинар на тему: "Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье."

Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. ...