ОТЧЁТ об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и музыкальных центров в групповых ячейках
учебно-методический материал на тему

ОТЧЁт об особенностях РППС музыкального зала и музыкальных центроы в групповых ячейках музыкального руководителя МБДОУ д/с КВ №3 ст.Кущёвской Краснодарского края Шевцовой Татьяны Николаевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevtsova_rpps.docx34.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                        ОТЧЁТ

об особенностях развивающей предметно-пространственной среды

музыкального зала и музыкальных центров в групповых ячейках

музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №3

Шевцовой Татьяны Николаевны

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала является частью целостной образовательной среды ДОУ. В нашем ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции. В соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой детского сада ДО, РППС создаю для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.                                                                                                

Анализируя требования ФГОС ДО, где особое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде (пункт II п\п 2.4, пункт III п\п 3.3), учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, то что в этот период формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве, дети впечатлительны к происходящему в окружающем их мире. Мной была определена цель: совершенствовать музыкальную развивающую предметно-пространственную среду (РППС) детского сада.                                    Добиваясь поставленной цели, я наметила основные задачи в совершенствовании  музыкальной предметно - развивающей среды:

 •Обеспечить максимальную реализацию образовательного пространства музыкального зала, групповых комнат для реализации ООП ДО в области «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».

          • Обеспечить возможность общения и совместную деятельность взрослого с ребёнком, двигательную активность,  самостоятельную  деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

          • Обеспечить эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.

• Обновить содержание мини- центров в музыкальном зале через нестандартное оборудование, изготовление музыкальных дидактических игр.                                               • Обеспечить надежность и безопасность  использования предметов РППС.                           

         Основываясь на методические рекомендации авторов Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова  О. Р., Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», выстроила систему работы, придерживаясь основных принципов организации предметной среды:                                                                              

- интеграции;

- зонирования;

-доступности;

-вариативности;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Создавая РППС музыкального зала, одним из определяющих факторов для меня является её комфортность и эстетичность, поскольку красота формирует личность ребёнка. Руководствуясь этим принципом, я стараюсь оформлять зал к сезонным праздникам, уделяя большое внимание эстетике (гармоничной и спокойной цветовой гамме, объединённой единым сюжетом), что располагает детей к состоянию эмоционального комфорта и творческой активности, воспитанию хорошего вкуса.

         Пополнение РППС распределила по блокам:                                                                                  

         Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности Пространство музыкального зала оформляю по принципу зонирования, например: пение, слушание музыки, музицирование, проведение музыкально-дидактических игр - в зоне, где находится аппаратура и дидактический материал, а музыкально-ритмические движения – в зоне, имеющей пространственное преимущество.

       В каждой зоне выделяю несколько центров, большая часть которых создана своими руками. На мой взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования, изготовленного своими руками, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды, постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.                                   Например, в своей практике использую мягкие модули в виде кубиков, которые предлагает педагог -   музыкант Е. Ю. Матвиенко «Весёлые кубики». Эти кубики изготовила из квадратных картонных коробок, обшила поролоном и обтянула яркой тканью. Изображения на кубиках распечатала на цветном принтере, их обтянула скотчем и наклеила на грани кубиков. Кубики получились легкими и не травмоопасными. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним, как детям младшего дошкольного возраста, так и старшего.

        В центре театрализованной деятельности, который включает: различные виды театра (кукольный, настольный, сценические костюмы, атрибуты к постановкам, маски - шапочки, ширмы, дети с удовольствием используют материал для постановки театрализованной деятельности, драматизации, сюжетно – ролевых игр на музыкальных занятиях. После этого дети охотно продолжают игру в группе разыгрывая различные сюжеты.     

       Центр слушания музыки включает в себя музыкальный центр, фонотеку по группам, репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов, интерактивный материал по визуализации музыки. Здесь же я регулярно оформляю выставку детских рисунков «Рисуем музыку», что способствует развитию музыкального восприятия и творческой фантазии.

        В центре игры на музыкальных инструментах имеются:

Музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки, погремушки, колокольчики, бубенцы);

• Музыкальные инструменты, издающие один звук (свирели, дудки)

• Русские народные музыкальные инструменты(ложки, гармошки, коробочки, трещотки );

•Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (ксилофоны, струнные)

• Фонотека с музыкой и сказками.

        Обучая детей оркестровой деятельности, использую готовые и самостоятельно составляю музыкальные ролики. Стимулируя творческую активность детей, разрабатываю игровые ситуации. Например, воспитанникам предлагается самостоятельно организовать оркестр, используя предложенные музыкальные инструменты и создавая собственный ритмический рисунок.                                                                                    

        Центр танцевального творчества оборудован атрибутами к танцевальным композициям ленточками, платочками, флажками, цветами, весенними веночками из цветов, осенними веночками из листьев и др. Широко использую данный материал при постановке танцев и в игровой деятельности. Материал расположен в доступном для детей месте.            

Познавательно-игровой центр содержит настольно-печатные и музыкально-дидактические игры («Птичка и птенчики», «Три кита», «Кого встретил колобок?», «Теремок», «Что делают в домике», «Зайцы», «Музыкальное лото» и др. , наглядно- иллюстративный материал.

 На сегодняшний день невозможно представить работу педагога без техники, которая все активнее входит в нашу жизнь. В центре ТСО (технических средств обучения) находятся интерактивная доска, видеопроектор, компьютер, в котором хранится собранная мной медиатека (файлы с презентациями, компьютерными играми, сказками, музыкой, видеоматериалами). В своей работе я стараюсь активно использовать мультимедиа, поскольку компьютерные технологии значительно расширяют сферу воздействия музыки на ребенка.

Весь материал, накопленный в период своей работы послужили основой для создания библиотеки по методическому обеспечению ООП ДО в области «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка»,  которая систематизирована следующим образом:

1.Диагностические материалы.

2.Пособия и материалы для музыкальных игр и упражнений.

3.Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному воспитанию; 

4.Систематизированный наглядно-иллюстративный материал (Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям и др.)

5. Игры:

-   настольно-печатные дидактические игры, находящиеся в свободном доступе для педагогов и используемые в группах для закрепления материала музыкальной ОД.

Большая часть материала систематизирована и собрана в картотеки:

  • Картотека музыкально-дидактических игр для младшего дошкольного возраста.
  • Картотека музыкально-дидактических игр для старшего дошкольного возраста.
  • Картотека музыкальных игр с музыкальными презентациями к ним.
  • Картотека пальчиковой гимнастики по возрастам.
  • Картотека комплексов дыхательных упражнений.

Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его использование воспитателями. К каждой рубрике  мной составлены рекомендации по его использованию в разных возрастных группах.

6.Библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию в ДОУ. Детская художественная литература, нотные сборники, периодические издания по музыкальному воспитанию («Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Музыкальная палитра»).

7.Библиотека разработок утренников, развлечений, досугов, мероприятий, проводимых с родителями.

8. Подборка консультативных материалов по музыкальному воспитанию для педагогов ДОУ.

9.Аудиовизуальные средства обучения:

Набор видеороликов по визуализации музыки, видеороликов по детскому оркестровому обучению, видеороликов к утренникам и развлечениям;

Аудиотека, содержащая классическую зарубежную и русскую музыку, инструментальную, многообразие песенного и игрового материала.

Набор компьютерных интерактивных игр.

      Блок нерегламентированной деятельности (совместная деятельность детей с воспитателем и самостоятельная деятельность детей в группе):   В каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя или подгруппой.

      Содержание музыкальной среды в группах отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью и соответствует возрасту, поэтому содержание среды усложняется по возрастным ступеням.                                                                                  

       Музыкальная среда для самостоятельной музыкальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста:

• образные музыкальные «поющие» и «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик» и др. ;

• шумовые инструменты для детского оркестра: погремушки, колокольчики, бубен, барабан, металлофон; набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

• атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;

• атрибуты к танцевальным импровизациям ленточки, цветные платочки, яркие султанчики;

• набор программных аудиозаписей;

• магнитная доска.

       Музыкальная среда для детей старшего дошкольного возраста:           • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, аккордеон, металлофоны, колокольчики, треугольники,  дудочки, губные гармошки, барабаны и др.);                                                                                                          

• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);                                                • портреты композиторов, иллюстрации по теме «Времена года», альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»   • музыкально-дидактические игры: «Веселые петрушки», «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Повтори звуки», «Волшебный волчок», «Где мои детки?», «Ритмическое лото», «Ритмические кубики» и др.;                                            • атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Кот и мыши» и др.);       •атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов (косынки, веночки) газовые платочки, разноцветные ленточки; атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):                                                                                                                                         • набор программных аудиозаписей или дисков.

      Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной 

деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. Воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные в музыкальной образовательной деятельности.

       Блок самостоятельной музыкальной деятельности (дома с родителями) возникает по инициативе детей, представлен песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством. Консультативный материал для организации самостоятельной музыкальной деятельности дома я регулярно размещаю на сайте ДОУ, собственном сайте, в групповых уголках, проводимых очных консультаций для родителей.                                             

         Родители, так же как и дети являются активными участниками образовательного процесса и проявляют живой интерес и желание в изготовлении различных атрибутов, костюмов, декораций. Например, султанчиков из новогоднего дождика для танца «Серебристые снежинки», масок, элементов костюмов для танца «Ёлочки», «Снеговики», «Куклы».

       Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что изготовление, пополнение, оснащение  а затем использование пособий, материалов РППС в области «Художественно-эстетическое развитие», по направлению «Музыка» является важным средством повышения качества реализации ООП ДО в условиях реализации ФГОС ДО.                                                                                                       От того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная РППС в музыкальном зале, во многом зависят показатели индивидуального и музыкального развития ребенка, уровня освоения ООП ДО. Результатом планомерной и систематической работы являются показатели педагогической диагностики в направлении «Музыка», имеющие стабильную положительную динамику.                                                                                    

Продолжить работу по преобразованию развивающей среды в музыкальном зале, я планирую по нескольким направлениям:                                                              

-вариативное использование предметов (мягкие модули, пуфы, различные дополнительные ширмы, панно на ткани, для возможности быстрой трансформации помещения зала по сюжетным линиям).                                                     -увеличение материально-технического и методического оснащения центра театрализованной деятельности (создание театра теней, новой ширмы кукольного театра, персонажей к нему, театральных костюмов, атрибутов, декораций и др.)                                                                                                                  

-регулярное пополнение дидактического, наглядного и интерактивного материала (альбомы, презентации, игры и т. д.).

Музыкальный руководитель МБДОУ № 3                               Т.Н. Шевцова

Заведующий МБДОУ № 3                                                          В.А. Романова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет воспитателя Лях Е.П. об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки.

Отчет воспитателя Лях Е.П.об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки....

Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО

ОТЧЕТ     воспитателя МАДОУ детский сад № 22 села Успенского Дубровной Людмилы Александровныоб особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещени...

Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала.

Отчёт музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская  Т. Л. Турчаниновой об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала....

В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"

В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной  среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"...

Отчёт воспитателяоб особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда — это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных сре...

Отчет музыкального руководителя Шориковой Юлии Николаевны об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала.

Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио-видео техника. Дети слушают музыку доступную и недоступную их пониманию, близкую, ...

Особенности развивающей предметно-пространственной образовательной среды ДОУ

Формирование РППС как условие реализации образовательных программ ДОУ, ее моделирование и паспортизация по функциональным модулям. Организация РППС в соответствии с образовательными областями. Уучасти...