Слушание музыки как одна из основ музыкального воспитания дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Налимова Елена Анатольевна

Материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья27.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание музыки как одна из основ музыкального воспитания дошкольников.

В современной музыкальной педагогике наиболее перспективным и востребованным направлением является изучение музыкальных способностей детей. Исследование с научной точки зрения музыкального восприятия ребенка, его музыкального слуха и музыкальных способностей вообще открывает перед современными учеными и педагогами новые возможности. Процесс выявления одаренных детей, воспитание не только грамотного слушателя, но и профессионального музыканта каждый год пополняется передовыми технологиями и новыми методиками, дающими высокие результаты в работе школ искусств, где обучение музыке начинается с самого раннего возраста.

Не секрет, что современная педагогика сталкивается с серьезными противоречиями в практике музыкального воспитания. С одной стороны педагоги-музыканты стремятся познакомить детей с мировой сокровищницей музыкального искусства, привить детям художественный вкус, развить у них любовь к музыке. С другой стороны окружающая действительность такова, что дети зачастую окружены низкосортными образцами современной эстрады, дешевой поп-музыкой, веселящей взрослых и оглупляющих самих детей. Видя положительное отношение взрослых вообще и родителей в частности к такой «музыке», ребенок получает искаженное представление об эталоне музыкального звучания, он оказывается дезориентированным в представлениях о красоте, об истинных ценностях, существующих в мире искусства.

С 1 января 2014 года действует новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования.

Согласно новому ФГОС, содержание программ должно обеспечивать всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать различные области. Ребенок должен развиваться не только физически и интеллектуально, но и духовно, получать художественно-эстетическое развитие.

Программы, направленные на развитие детей должны отвечать следующим требованиям:

  • развивать интересы детей, их любознательность, воображение, творческую активность, формировать первичные представления о себе, об окружающем мире и о его свойствах, таких как форма, цвет, размер, звучание, ритм, темп, количество, часть и целое, пространство и время и т.д.; получение таких понятий, как Родина, семейные ценности, фольклорные традиции родного народа и родной страны;
  • развивать такую важную составляющую личности, как речь, умение владеть ею, развивать способность грамотно выразить свою мысль; знакомство с родной музыкой и литературой;    
  • восприятие и понимание произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; умение сопереживать окружающим, а также стимулирование самостоятельной творческой деятельности.

В связи с выходом в свет новых федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании автор статьи задался идеей создания развивающей программы «Слушание музыки» для детей 4-7 лет, посещающих, помимо дошкольных учреждений, группы раннего эстетического развития в детских школах искусств.

Слушание музыки – это, пожалуй, самый простой и доступный способ воспитания, которым может воспользоваться абсолютное большинство родителей и воспитателей. Хорошая классическая музыка, оказывает такое же благоприятное воздействие на человека, как и общение с образованными, культурными людьми. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет большое значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Слушание музыки направлено на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития ребенка, формирование его эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, способствует накоплению значительного слухового музыкального багажа. В процессе освоения Программы изучается и прослушивается большое количество произведений, дети знакомятся со средствами музыкальной выразительности, с композиторами и их творчеством. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной и классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Доказано, что ещё в утробе матери младенец устанавливает связь с окружающим миром посредством слуха, и чутко реагирует на интонационные изменения окружающей его действительности. Этим феноменом давно занимаются нейропсихологи, они приводят интересные факты о врожденном характере музыкальных способностей. За разными отделами мозга закреплены разные музыкальные функции. Правое и левое полушария делят между собой процессы музыкального синтеза и музыкального анализа. Известно, что в мозгу человека сформирован специальный отдел – auditory cortex, который обрабатывает исключительно музыкальную информацию! Данные исследований ученых нейропсихологов не оставляют сомнений в том, что музыка – природный феномен, заложенный в Homo sapiens. Этот феномен проявляется без всякого искусственного воздействия в виде Homo musicus. Хотя, если уж быть точными, Homo musicus (Человек Музыкальный, человек, исполняющий музыку) существовал на Земле много раньше, чем Homo sapiens. Прошли многие столетия, прежде чем люди научились обрабатывать землю, укрощать огонь, пересекать пространство и покорять природу.

Итак, тесное знакомство с музыкой может и должно начинаться с раннего возраста. Ребенок должен слушать много разной музыки, только вопрос – какой? Эстрадной или классической?

Проблема приобщения детей к музыке существовала давно, задолго до возникновения системы музыкального образования. Еще во времена расцвета классической музыки в России и традиций семейного музицирования детская музыка была наиболее отсталой областью инструментальной литературы. Тогда как концертная и камерная музыка непрерывно пополнялась превосходными сочинениями, для детей писалось крайне мало. Естественно, что низкое качество сочинений, на которых формировался художественный вкус ребенка, вызывало серьезную тревогу у передовых музыкантов. А это были времена Глинки, Мусоргского, Чайковского! Что уж говорить про наши дни…

С особой остротой проблема «порчи музыкального чувства» детей была поставлена русским музыкантом и критиком В.Стасовым. Вот одно из его высказываний: «Когда у младенца только что начинает разверзаться слух, он уже тотчас слышит музыку, в большинстве случаев очень скверную. Наверное в доме кто-нибудь бренчит на фортепиано всякую дрянь или распевает плохие романсы и арии… Какая жалость, что никто ещё не разыскал, с каких именно пор, с какого дня и часа начинают у маленького, лишь недавно народившегося человека нарастать «музыкальные мозоли» на душе!»

Стасов жестко критиковал и существовавшую тогда систему обучения, в которой было мало место творчеству и истинному искусству – чаще всего это было однообразное повторение сухих упражнений, инструктивных пьес, «перед учениками на пюпитр ставилась всякая всячина, и всё заучивалось с одинаковым равнодушием и безучастием».

Первым выдающимся сборником для детей в русской фортепианной литературе явился «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского, созданный композитором в 1878 году. В нем пьесы представляли собой как бы «распорядок дня» ребенка, были просты в исполнении, но, в то же время, имели высокую художественную ценность и были чрезвычайно полезны для воспитания детей. Так было положено начало детского музыкального воспитания и образования в России.      

 «Слушание музыки» направлено на развитие эмоциональной отзывчивости детей, воспитание чуткого отношения к музыке, развивает способность выразить словами свое впечатление от услышанного, что самым положительным образом сказывается и на интеллектуальном развитии. На занятиях должен формироваться объем музыкальных впечатлений ребенка, воспитывается слушательская культуры, навык грамотного восприятия музыкальных произведений, представляющих собой образцы мировой классики. На их ярком примере происходит знакомство с миром музыкальных образов и разнообразием жанров.

Основными задачами  являются:

- всестороннее развитие личности ребенка, его эстетической культуры;

- формирование образного мышления, как одного из основных факторов в художественном постижении мира;

- осознание взаимосвязи музыки со смежными видами искусства – литературой, живописью, кино, т.е. создание у детей целостного представления об искусстве.

Слушанию музыки для детей 4 лет должно проходить в игровой форме,например: «Играем с Чайковским» и опирается на возрастные особенности развития ребенка. На четвертом году жизни интенсивно формируются личностные качества человека. В этом возрасте развиваются такие нравственные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к окружающему миру. В 4 года дети с удовольствием слушают музыку, особенно связанную с понятными для них явлениями и образами. Дети сопереживают услышанному, обсуждают содержание произведений. Внимание ребенка становится более произвольным, он может прослушать музыкальное произведение до конца. Большинство детей способны запомнить, узнать и назвать знакомые пьесы.  

На первом году обучения к прослушиванию музыкальных нужно добавить игру на детских музыкальных инструментах. Благодаря этому виду деятельности дети воспитывают в себе такие волевые качества, как выдержку, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивают память, творческие способности, фантазию, координацию и двигательные функции организма. В 4 года ребенка привлекает звучание детских музыкальных инструментов, он с радостью прислушивается к их тембрам, подмечает их сходства и отличия. Помимо этого, к четырем годам дети способны ориентироваться в динамических оттенках (громко-тихо), темпах (быстро-медленно). Также, ребенок с удовольствием импровизирует на музыкальных инструментах, предлагая свое, оригинальное слышание музыки, выступая как бы в соавторстве с композитором.

Уже с двух лет можно включать музыкальные сказки, например: «Звучащие сказки». На занятиях объем получаемых впечатлений ребенка формируется через связь с окружающей действительностью, постепенно происходит знакомство с богатством музыкального мира, но через призму сказочных образов.

Многие сказки звучат, если к ним прислушаться. Так, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин изображает нарастающее волнение моря, которое напрямую связано с развитием сюжетной линии. Чем требовательней становится Старуха, чем больше растет её алчность и тщеславие, тем сильнее вздымаются волны, а к кульминации морской прибой подобен грому. Несмотря на то, что «Сказка о рыбаке и рыбке» – литературное произведение, в нем явно ощущается именно динамическое развитие. Поэтому для сравнения двух направлений искусства – литературы и музыки – педагог должен в качестве примера выбирать произведения, образный строй которых опирается именно на постепенное изменение громкости.

Есть много «музыкальных сказок», которые малыши могут слушать без устали. Большое впечатление на детей оказывает «Карнавал животных» К.Сен-Санса, яркие характерные пьесы А. Лядова и Н.Римского-Корсакова. К 5 годам ребенок не просто слушатель, а активный слушатель: сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий. Подобные эмоциональность и активность связаны с рядом изменений, которые возникают в развитии детей. У ребенка появляется потребность расширения знаний о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте, способность мысленно выходить за пределы привычного, знакомого окружения. Мир сказок – и есть тот самый кладезь мудрости, где дети черпают свой первоначальный жизненный опыт. На уроках дети знакомятся со сказочными героями, которые помогают им погрузиться в мир музыки. Для занятий подбираются классические примеры из русских народных и зарубежных сказок, произведения русских и зарубежных писателей, которые составляют мировую сокровищницу детской литературы.

Помимо чтения, многие родители с раннего детства дают слушать детям классическую музыку, и те с удовольствием её слушают. В свою очередь, взрослые отмечают положительное влияние классической музыки на психику и развитие малыша. Но такое слушание музыки – произвольное. В таком случае, как же научить слушать музыку осознанно? Это занятие требует определенных усилий и систематического труда. На помощь маленьким любителям музыки приходят картинки, созданные своими руками – раскраски. Не все дети способны нарисовать качественный, с художественной точки зрения, рисунок. Изображение подчас далеко от идеала, который дети видят в своем воображении. Возможность создать картину, которой малыши гордились бы, дают современные раскраски. Дети говорят: «Посмотрите, как красиво у меня получилось!» На идею работы с раскрасками автора натолкнули известные всем музыкантам «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. По мере накопления готовых картинок-иллюстраций к пройденным сказкам и в процессе прослушивания музыкальных произведений, у детей создается своеобразный фонд зрительных и слуховых образов. И к концу года музыкальный багаж не ложится на них тяжким грузом, а становится верным спутником для путешествия по созданной ими «художественной галерее».

С трёх лет можно включать такие занятия, как «Звуковая палитра». В словаре русского языка С. И. Ожегова слово «палитра» толкуется, как «небольшая дощечка, на которой живописец во время своей работы смешивает краски. «Богатая палитра» – так говорят о стиле, разнообразии выразительных средств художника». И действительно, на занятия по слушанию музыки третьего года обучения перемешаны звуки музыкальные и немузыкальные, тембры инструментов и звуки окружающего мира: тиканье часов и шум дождя, раскаты грома и шорох листьев. Из чего родилась музыка? Прародителями ударных инструментов явились камень и дерево, деревянных духовых – камышовая тростинка, а раковина и рог дали жизнь медным духовым инструментам. Постепенно, от звуков окружающего мира разговор переходит к тембрам музыкальных инструментов. Обсуждается характер их звучания, вводятся разнообразные теоретические термины, дети знакомятся с различными жанрами, понятиями темпа, ритма, динамики, регистра, тембра и т.д.

Слушать музыку и слышать её, как известно, – две большие разницы. Научить ребенка слышать музыку – одна из непростых задач, стоящая перед современным преподавателем музыки. В цикле занятий для дошкольников тема музыкальной выразительности раскрывается глубже. Музыкальное произведение рассматривается здесь как носитель некоего эмоционального заряда, посланного от композитора к слушателю.

Музыкальное произведение – одно из самых удивительных творений человека. Содержание музыкального произведения – это чувства и мысли художника, его впечатления, его видение окружающего мира. Музыка отражает широчайший спектр понятий, явлений, событий, чувств. Окружающую действительность художник воспринимает через призму собственного сознания и познания мира. Как только музыкальное произведение обрело образ и смысл, композитор начинает искать средства, способные передать идею нового творения. Верные помощники автора – средства музыкальной выразительности. Наиболее выразительными, красочными из них являются громкость (или динамика), тембр, регистр, лад, темп и ритм. Так, регистр создает ощущение пространства и света, громкость позволяет почувствовать степень приближенности или удаленности от образа, а тембры музыкальных инструментов раскрасят произведение самыми яркими красками! Н.А. Римский-Корсаков, обладавший так называемым «цветным слухом», писал: «оркестровка и тембры вообще – блеск, прозрачность, туманность, сверкание, молния, лунный свет, закат, восход, матовость, тьма». Так что же такое оркестр? Это «звук» или «цвет»? Что первично? Об этом мы тоже говорим на уроках.

Широко известно высказывание В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека» В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Литература

  1. Блейз О.С.  Все о музыке. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
  2. Ветлугина О. Через сказку к музыке // Родительский марафон. - №7. - 2005.
  3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-XXI век, 2004.
  4. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста – М.: Просвящение, 2004.
  5. Стасов В.В. Избранные сочинения в трех томах, т. 2, - М., 1952.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слушание музыки. Пение. Игра на детских музыкальных инструментах.

           Для стенда в музыкальный зал:     Слушание музыки. Пение. Игра на детских музыкальных инструментах....

Слушание музыки как один из способов эстетического воспитания ребёнка.

Это выступление я готовила к семинару по теме: «Влияние музыки на духовно - эстетическое воспитание ребёнка». Ведь не секрет, что восприятие музыки – это один из сложных разделов музыкального во...

Презентация по теме"Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"

Презентация по теме: "Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ  в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"...

Слушание музыки как одна из основ музыкального воспитания дошкольников.

Материал будет полезен для музыкальных руководителей и педагогов ДОО...

Слушание музыки, как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Слушание музыки,как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ...