«Особенности формирования личности и основных видов деятельности ребенка 4-го года жизни (2-я младшая группа)»
материал (младшая группа) на тему

Соболева Ольга Валерьевна

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая – с формированием его деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности формирования личности и основных видов деятельности ребенка 4-го года жизни (2-я младшая группа)»

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая – с формированием его деятельности. [1. с. 147]

С возрастом малыш в числе знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя и др.).

Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертого года жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Однако «кризис поведения» вовсе необязателен. Леонтьев А.Н. писал: «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии… Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а управляемым процессом – управляемым воспитанием». [2. с. 414]

Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д.   Преднамеренность, произвольность действий, т.е. подчинение их ориентирующему образу, важны не только для умственного, но и для нравственного развития. Ведь первые этические представления тоже складываются в процессе усвоения ребенком соответствующих образцов.

Но преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, в игре, в быту. В педагогической литературе приводятся факты, свидетельствующие, что младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12-13 раз.

Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. А в младшем это умение проявляется в виде элементов: из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле восприятия детей. Цель деятельности, которую ставит педагог, должна увязываться с быстрым получением результата. Например, увидев снег на веранде, воспитатель с огорчение спрашивает: «Как же мы будем играть?» И тут же предлагает: «Давайте подметем!» Маленькими метелочками и веничками дети сметают снег, а потом играют, сидят на скамеечках.

На устойчивость деятельности, результативность и качество «работы» положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно «трудится» для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы.

В заключении необходимо подчеркнуть, что особое внимание при воспитании детей четвертого года следует обратить на развитие самостоятельности как черты характера; на развитие эмоций и поддержание благоприятного эмоционального микроклимата в группе и семье; на развитие речи и мышления детей.

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при правильном воспитании заметно меняется отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого, помощь сверстнику.

Уровень развития самостоятельности у детей четвертого года жизни таков, что ребенок может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя известным ему способом в знакомых (или несколько измененных) условиях. [1. с. 149]

Таким образом, самостоятельность младшего дошкольника важна не столько для усвоения нового, сколько как стимул для применения и совершенствования уже приобретенных умений. Поэтому самостоятельность будет проявляться в том случае, если ребенок владеет способом выполнения той или иной задачи. При этом необходимо опираться на эмоционально-волевой компонент самостоятельности и формировать желание сделать, выполнить. Не менее важны доброжелательность, сочувствие – ведь самостоятельность тесно увязывается с общением, взаимопомощью. Без опоры на эмоционально-волевой компонент самостоятельность никогда не станет чертой личности.

Самостоятельность и подражательность – противоположные свойства, но вместе с тем между ними существует взаимосвязь: подражание облегчает в младшем дошкольном возрасте формирование самостоятельности.

Дети трех-четырех лет, повторяя слышимый образец, способны улучшить произношение звуков в слове; относительно точно они воспроизводят в игре те действия окружающих, которые видели в жизни; к концу третьего года они способны копировать буквы, а на четвертом году слова, правда, располагая их в беспорядке по листу бумаги. Ребенок второй младшей группы способен подражать не только отдельным действиям, но и поведению воспитателя и других детей. Поэтому внимание детей обращают преимущественно на положительные стороны их поведения, а не на проступки.

С помощью подражания навык формируется медленнее; но этот путь обучения позволяет одновременно воздействовать на группу детей. Кроме того, он более динамичен: прямое копирование образца, свойственное младшему дошкольнику, в дальнейшем сменяется продуктивным подражанием. Однако, воспроизводя образец, т.е. действуя по подражанию, дети не всегда осознают, в каком порядке им показывали предметы, какое действие за каким они выполняли. В результате затрудняется перенос навыка в самостоятельную деятельность, а когда ребенок попадает в новые или частично измененные условия, навык легко разрушается. Следовательно, очень важно показ образца сочетать с непосредственной помощью ребенку, с объяснениями, вопросами; словесно регулировать знакомые детям движения, действия. Желательно также время от времени варьировать в деталях условия, в которых осуществляется деятельность детей, чтобы формируемый стереотип действий, поведения носил динамический («гибкий») характер.

Разнообразные чувства, сопровождая психические процессы, происходящие в организме ребенка, а также его поведение, способствуют формированию разнообразных черт характера, в том числе нравственных черт. На четвертом году жизни у малыша развиваются сложные нравственные чувства, проявление которых в соответствующей обстановке может характеризировать уровень его нравственной воспитанности. К ним относятся следующие чувства:

  • любовь к близким, желание сделать для них что-то хорошее, приласкать, пожалеть. Привязанность к воспитателю, желание слушаться его, сделать ему приятное. Чувство симпатии к сверстникам, дружелюбное к ним отношение, способность к сопереживанию, готовность откликнуться на просьбу воспитателя, помочь товарищу, утешить его;
  • стремление быть хорошим, добрым, подражать положительному в поведении других. Способность стыдится своих плохих поступков;
  • жизнерадостность (не плакать из-за пустяка), уверенность в своих силах, желание делать все посильное самому, стремление преодолевать небольшие трудности (например, в одевании, уборке игрушек);
  • любовь к животным, растениям, желание заботиться о них, ухаживать за ними. [4. с. 15]

Ребенок четвертого года жизни может обладать чувством юмора. (Такие дети, как правило, мягки и доброжелательны по отношению к окружающим). Чувство юмора надо развивать и использовать в целях нравственного воспитания. Следует учитывать при этом, что в младшем и среднем возрасте дети легче всего воспринимают комическое в поведении животных (особенно детенышей), сказочных персонажей, сверстников и труднее в поведении взрослых, которые являются для них образцом. [1. с. 154]

Плохое поведение у детей младшего дошкольного возраста часто возникает при смене привычных условий жизни, например, при поступлении в детский сад. Облегчает привыкание наличие у ребенка навыков самостоятельности и самообслуживания. Но даже в этих случаях могут в разной степени и по-разному проявляться нарушения эмоциональной сферы.

Восприятие и как деятельность, и как психический процесс развиваются рано. К моменту поступления детей во вторую младшую группу уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего воспитания и обучения. Совершеннее становится восприятие картин, иллюстраций. Ребенок воспринимает содержание картины, где персонажи объединены одним или двумя-тремя однородными действиями (типа дети идут на праздник, один держит флажок, другой шар, а третий бьет в барабан). [5. с. 225]

Зрительное и другие виды восприятия нередко сопровождаются у ребенка пояснениями, оценочными суждениями. Во второй младшей группе, опираясь на сравнительно развитые зрительное и слуховое восприятие детей,

становится возможным более системно работать над звуковой культурой речи; обогащать словарь за счет слов, различающихся по смысловым оттенкам (насыпал, высыпал, рассыпал т.д.); проводить дидактические игры на группировку и различение сходных предметов; расширять ознакомление детей со свойствами предметов и материалов; рассматривать картины сюжетного содержания; рассказывать сказки, читать произведения художественной литературы.

Важной задачей является обогащение, уточнение и закрепление представлений детей о цвете, форме предметов, о разных параметрах величины и некоторых пространственных ориентирах, а также активизация соответствующего словаря.

Нужно также научить детей способам зрительного и тактильно-двигательного обследования и узнавания предметов. Чтобы узнать предмет, ребенку четвертого года жизни требуется значительное время: при рассматривании на это уходит примерно 8 сек., при ощупывании – 40. На пятом году жизни это время уменьшается вдвое.

Во второй младшей группе детей учат сравнивать предметы. Но следует учитывать, что в этом возрасте сравнение осуществляется без анализирующего рассматривания объектов и потому обнаруживаемые им отношения весьма скудны, ребенку трудно отличать существенное от несущественного. Он больше описывает предметы, чем сравнивает. Это свидетельствует о том, что в организации восприятия ведущая роль должна принадлежать воспитателю.

Эффективность восприятия ребенком предметов и их свойств зависит от ряда условий. Одно из них – наличие наблюдаемых объектов в непосредственной близости от детей. Не менее важно и то, рассматривается ли предмет изолированно (например, наблюдение живого объекта) или на фоне других предметов (экскурсия по групповой комнате).

Учитывая выше изложенное, занятия и игры целесообразнее проводить за столами или на знакомой детям территории (участок, групповая комната). Все, необходимое для развертывания сюжетно-ролевых и других игр, должно по возможности находиться в поле зрения детей.

Об уровне и характере мыслительных процессов ребенка младшего дошкольного возраста в науке существуют противоречивые мнения. Но неоспоримо положение, выдвинутое еще Сеченовым И.М., что в три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимных зависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарные представления о природе и быте людей. Ребенок стремится и сам объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порою бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта и т.д. [5. с. 232]

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у небольшой части детей начинает проявляться способность решать эти задачи по представлению.

Человеческое мышление характеризуется способностью к абстрагированию и обобщению. На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, а главное, включают в каждое из них большее число конкретных наименовании. Однако отношения общего к частному и частного к общему понимаются ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении. Описанные факты определяют и направления работы с детьми:

  • на занятиях с помощью дидактических игр ребенка подводят к пониманию несложных логических связей, лежащих в основе объединения предметов под общим названием;
  • вне занятий организуют игры и упражнения, в которых детям нужно просто припомнить, какие предметы обозначает то или иное  собирательное существительное.

Развитию речи благоприятствует разнообразие поводов и форм общения ребенка с окружающими. Учитывая основные направления развития ребенка на четвертом году жизни, особое внимание уделяют формированию потребности и умения высказываться самостоятельно. В этих целях ребенку помогают усвоить правила общения; поддерживают стремление общаться с окружающими, разговаривать с игрушкой; желание что-то сообщить, объяснить, поддерживают хорошее настроение, проявления нравственных чувств, т. е. опираются на эмоциональный компонент самостоятельности, поскольку без этого не возникают активные и положительные в речевом отношении высказывания.

Постепенно у детей формируют умение обратиться к взрослому: что-то спросить, передать на словах. Они должны также освоить правила общения: научится здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться по имени-отчеству к воспитателю, няне, просить разрешения выйти из комнаты; не перебивать разговор, не кричать в групповой комнате и на прогулке. Разговоры о произведениях художественной литературы начинают привлекать детей на пятом году жизни. Чтобы подготовить их к этому, нужно уже во второй младшей группе включить в общение реплики-воспитания о прочитанных ранее эпизодах из рассказов, сказок, «к месту» рассказать короткие стихи, потешки. Дети и сами должны научиться читать стихи, петь на прогулке песни.

Из всего многообразия личностных контактов младших дошкольников привлекает возможность обратиться к воспитателю по поводу радостных переживаний, за одобрением, с целью сообщить что-то о себе, о своей жизни, задать взрослому вопросы о нем самом.

В трехлетнем возрасте у детей имеются предпосылки для контактов друг с другом. Облегчает возможность контактов то, что ребенка знакомят со сверстниками, помогают овладеть способами общения. Находясь в кругу товарищей, дети быстро улавливают суть разговора, включаются в него, используя адекватные речевые формы, например императивную.

Сопровождение речью игровых действий в девяти случаях из десяти происходит с помощью коротких простых фраз, так как ребенку бывает трудно параллельно осуществлять деятельность двух видов: игровую и речевую.

К моменту поступления ребенка во вторую младшую группу у него уже сформированы предпосылки, облегчающие усвоение звуков родного языка и правильное произношение слов. Речевой слух ребенка достигает известного совершенства уже в раннем возрасте. Сравнительно легко малыш воспринимает ритм слова, ударение. [1. с. 158]

Проблема формирования словаря имеет много аспектов. Остановимся на главных. Установлено, что на третьем году узнавание отдельных групп предметов (овощи, фрукты и др.) в 1,5 раза безошибочнее, чем их название. Еще в большей мере это относится к словам, обозначающим отношения, в частности пространственные.

Высказывания ребенка по поводу наблюдаемых им предметов преимущественно носят характер простого перечисления: «Вот мальчик, девочка, а это кошка, а это машина». Это свидетельствует о том, что младший дошкольник в первую очередь узнает и называет предметы (причем в центре восприятия оказывается человек). Установить отношения между ними, т.е. проанализировать ситуацию, ему значительно сложнее. Высказывания более сложные по содержанию и по форме, например с элементом противопоставления («У рыбок есть хвост, глаза, рот, а носа нет»), с перечислением действий предметов или их признаков, еще довольно редки.

Грамматический строй речи дети осваивают достаточно быстро.

 Гвоздев А.Н. считал, что особенно бурно протекает этот процесс во второй половине третьего года жизни ребенка. В этот период дети усваивают служебные слова (союзы и предлоги), важные для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения. Вместе с тем можно отметить много грамматических ошибок, в частности в падежных и родовых окончаниях слов. [3. с. 48]

Воображение проявляется в процессе деятельности ребенка с предметами, в движениях, в играх. Возбудителями фантазии являются ситуации, предметы, действия. (Элементы замысла частично предваряют действия лишь в среднем дошкольном возрасте).

У детей третьего года жизни воображение развито еще слабо. Однако малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр); участвовать в воображаемой ситуации. Это объясняется тем, что ребенок верит взрослому, подражает ему, действуя по указанной и показанной программе. При этом ему доставляет радость простое выполнение, копирование действий.

На четвертом году жизни ребенка указанная особенность сохраняется. Вместе с тем, благодаря развитию самостоятельности (включая ее эмоциональный компонент), воображение начинает принимать и качественно иные формы. Так, ребенок способен уже «вообразить» какую-то ситуацию, если инициатива взрослого завуалирована, а его собственная выступает достаточно ярко.

Учитывая особенности воображения и связанного с ним восприятия действительности, необходимо рекомендовать следующее:

  • обогащать представления детей об образе (деталях внешнего вида, поступках, эмоциональных проявлениях) путем показа характерных игрушек, действий; инсценирования сказок и рассказов;
  • если ребенок проявляет «критичность» и не включается в игровую ситуацию, побуждать его к участию не прямо, а посредством усиления эмоциональности, выразительности действий;
  • не выходить из рамок заданного детям образа, ситуации до конца игры, занятия и в соответствующих случаях проводить с этих позиций оценку работ и поведения детей.

На четвертом году жизни у ребенка несколько увеличивается продуктивность непроизвольного запоминания. Но большинство младших дошкольников рассказывают о том, что вспоминается само собой, и не делают активных попыток припоминания. Вместе с тем во второй младшей группе перед ребенком впервые начинают ставить задачи запомнить стихотворение, имена взрослых, детей, расположение игрушек, правила поведения.

У ребенка четвертого года жизни внимание носит в основном  непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание получить понравившийся предмет немедленно; тотчас ответить, сделать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. и др.; Сост. Лямина Г.М. – М.: Просвещение, 1981. – 147 с.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 1961. – 48 с.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: 1959. – 414 с.
  4.  Нравственное воспитание дошкольников // Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: 1972. – с 15
  5.  Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред.                           И. В. Дубровиной. – М.: 2001. – 225 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Как играть с детьми 4-го года жизни» во второй младшей группе

Задачи мероприятия: 1. Помочь родителям понять  значение игрушки, её роли в игре ребёнка; 2. Вооружить  родителей знаниями о правильном выборе игрушек...

«Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность у детей третьего года жизни»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми по развитию сенсорных эталонов. Набрав, вновь прибывших детей, я провела диагностику по сенсорному развитию и анкетирован...

Особенности формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни.

Особенности формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни....

Консультация для родителей «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками детей первого года жизни»

Целевая группа: родители детей до года, не посещающих детский садПланируемые результаты: умение использовать на практике полученные знания для успешного развития действий рук ребёнка.Регламент работы ...

Конспект основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей второй младшей группы. Лепка: «Колобок» Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусс...