Главные вкладки

    Рабочая программа (подготовительная группа) на тему:
    Программа кружка "Ловкие пальчики"

    ПУЧКОВСКАЯ ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА

             Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве.  По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций. . Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу.  В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_lovkie_palchiki.docx32.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждение

     «Средняя школа № 18»  (дошкольная ступень общего образования)

    Рассмотрено:

    Педагогическим Советом

    МБОУ «СШ № 18»

    Протокол №

    От 28 августа 2015

    Утверждено:

    ____________Директор МБОУ «СШ № 18»

    Приказ № __________

    28 августа 2015

    ПРОГРАММА

    дополнительного образования

    для детей старшего дошкольного возраста

    (подготовительная группа)

    «Ловкие пальчики»

       

    Воспитатель

    Пучковская О.В.

    г. Ачинск 2015 год

    Введение

               Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность. 

               Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве.  По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.

               Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

                 Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу.  В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Для предотвращения перечисленных трудностей, в МБОУ «СШ № 18» (дошкольный уровень) организован кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

    Цель:

    обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

    Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: Т.А. Ткаченко, И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, Н.В. Нищева, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина…

    Общие задачи:

    1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
    2. Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
    3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
    4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
    5. Увеличить объем внимания, памяти.
    6. Развивать речь.
    7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
    8. Сохранение здоровья.

    Задачи для детей 6-7 лет:

    1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

    2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

    3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

    4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

    5.Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.

    6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

    7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

              Занятия по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

    1. Гимнастика пальцев и кистей рук;

    2. Задания по изодеятельности и конструированию.

    3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами

    4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;

    5. Формирование элементарных графических навыков.

    Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят во второй половине дня. Кружок посещают дети 6-7 лет Длительность занятия - 30 минут.

    Формы и методы работы

    1. Дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика
    2. Занимательные задания и игры-соревнования.
    3. Изобразительная и творческая деятельность.

    -наглядный метод обучения и метод практических действий.

    -ориентировочно-исследовательская деятельность.

    -методы проблемно-поискового характера.

    -моделирование и кодирование информации

    Условия реализации:

    1.Систематическое проведение занятий

    2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

    3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

    4.Сотрудничество педагога с семьей.

    Дидактический материал и техническое оснащение

    1. Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель».
    2. Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
    3. Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
    4. Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
    5. «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
    6. Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
    7. Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
    8. Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
    9. Тематические иллюстрации.

    Предполагаемые результаты

    К концу посещения кружка «Ловкие пальчики» у детей будут сформированы следующие умения:

    1. Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
    2. Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
    3. Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
    4. Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
    5. Сформированы графические навыки.
    6. Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

    Перспективный план занятий на год.

    Месяц

    занятия

    Название занятия

    Содержание занятия

    Материалы

    октябрь

    1.

    «Наш город»»

    1.Пальчиковая гимнастика «Флажок»2. «Вижу руками» (определение на ощупь количества этажей) 3. Обведение узоров по точкам.4. Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. 5. Обведение по точкам линий с петлёй внизу.6. Работа со строительным материалом

    Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки

    2.

    «Что нам осень принесла»

    1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка».2. Фигурки из палочек «Корзина». 3. Пальчиковая гимнастика «Листья» 4.Рисование пластилином «Земляничка». 5.Дорисовка узора. 6. Оригами «Осенний лист»

    Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш, цв.бумага

    3.

    «Животный мир осенью»»

    1. Пальчиковая гимнастика «Ежик Николка», «Десять зайцев» 2.Фигурки из палочек. 3.Рисование пластилином «Грибы». 4. «Ежик самомассаж шариками;  «Котенок» массаж прищепками. 5. Разрезные картинки. 6.Дорисовка узора.7. Оригами «Медведь»

    . Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш

    4.

    «Животный мир осенью»

    1Пальчиковая гимнастика «Буренушка», «Апельсин». 2.Фигурки из палочек «Машина», «Банка для варенья».3. Д/и «Узнай наощупь фигуру животного»4. Рисование пластилином «Яблоко». 5.Дорисовка узора.6. Оригами «Корова»

    Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш

    ноябрь

    5.

    «Народные промыслы»

    1.Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза». 2.Фигурки из палочек «Кисонька». 3. Нарисуй по точкам щенка и раскрась.

    Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

    6.

    «Транспорт»

    1.Пальчиковая гимнастика «.2.Нарисовать вертолет по точкам и раскрасить.3. Выкладывание самолета из геом.фигур по образцу 4.Дорисовка узора.5. Оригами «Самолет»

    Счетные палочки, тетрадь, простой карандаш

    7.

    «Транспорт»

    1.Пальчиковая гимнастика «Транспорт», 2. Соединение точек одной линией.3. Игра «Узнай меня!» 4.Раскрашивание наземного транспорта.5. Д/и «Вижу руками» (определение на ощупь по вырезанным окошкам количество этажей) «Сложи картинку» (разрезная картинка)

    Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши

    8.

    «Транспорт»

    1.Пальчиковая гимнастика «Лодка», «Пароход». 2. Фигурки из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», 3. Д/и «Вижу руками» (определение на ощупь  транспорта)4.Обведение по точкам водного транспорта. 5.Штриховка по образцу. 6. Рисование на манке водного транспорта

    Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши

    декабрь

    9.

    «Зима»

    1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».2. Фигурки из палочек «Санки 3. «Сказочный иней» (обрывание из бумаги по контуру) 4. «Снег идет» (наклевание на готовый трафарет елки мелких ватных комочков)

    Счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цв.карандаши

    10.

    «Зима»

    1.. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».2. Фигурки из палочек «Санки».3. Обведение узоров по точкам.4. Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. 5. Обведение по точкам линий с петлёй внизу.

    Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш

    11.

    «Зима»

    1.Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». 2.Аппликация «Льдинки».3. Дорисовка узора. 4. «Зимняя сказка» (обводка трафарета елки из папирусной бумаги)

    Тетрадь, пр. карандаш, цв.бумага, клей, салфетки

    12.

    «Новый год»

    1. Пальчиковая гимнастика «Праздник», «Елочка».2. Аппликация «Елочка».3. Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.

    Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши

    январь

    13

    «Животный мир зимой»

    1.Пальчиковая гимнастика «Буренушка».  2.Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии на ёлочке. 3.Раскрашивание пингвина. 4. Обтыкивание контура пингвина 5. Оригами «Пингвин»

    Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши, лист бумаги с нарисованной елочкой, зубочистки

    14.

    «Мой родной край»

     

    1.Пальчиковая гимнастика «Домик», «Флажок» 2. 3.Дорисовка узора. 4. «Подарки для малышей» (обсыпка готовых трафаретов манкой для определения на ощупь – большой-маленький)

    Счетные палочки, предметы для игры, тетрадь, простой карандаш

    15.

    «Мой родной край»

    1. Пальчиковая гимнастика «Домик», «Флажок», «Дом на горе».  2.Аппликация «Укрась». 3. Дорисовка узора.4. Выкладывание из палочек домика. 5. Выкладывание домика из геом.фигур. 6. Оригами «Дом»

    Тетрадь, пр. карандаш, цв.бумага, клей, салфетки

    февраль

    16.

    «Народная культура и традиции»

    1.Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка», «Мышка», «Ежик».2. Фигурки из пальчиков «Ежик». 3.Соединение точек одной линией. 4.Дорисовка узора. 5.Раскрашивание

    Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

    17.

    «Профессии»

     1.Пальчиковая гимнастика «Мастер шкафчик мастерил», «Кулак-ребро-ладонь» 2. «Я – строитель» (выкладывание из палочек, спичек контура 2-3 этажного дома) 3. «Витаминный завод» (вырезание кругов из квадратных заготовок) 4. Дорисовывание предмета и штриховка

    Счетные палочки, цв.бумага, альбомный лист, клей, салфетка

    18.

    «Защитники Отечества»

    1.Пальчиковая гимнастика «Илья Муромец. Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы-молодцы».  2.Самомассаж карандашами.3.Дорисовка узора. 2.Фигурки из палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». 3.Аппликация «Салют». 4. Дорисовка узора.

    .

    Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши

    19.

    «Мамин день. Семья»

    1.Пальчиковая гимнастика «Мама, мама..» 2. «Ножницы потерялись» (фигура человека из деталей, полученных путем обрывания геом.фигур из бумаги) 3. Дорисовывание узопа. 4. «Где мама, где дочка?» (готовые трафареты фигурок людей разного размера намазать клеем и посыпать крупой)

    Счетные палочки,тетрадь, пр.карандаш, клей, цв.бумага, салфетка

    март

    20.

    «Мамин праздник»

    1.Пальчиковая гимнастика «Мамочка», «Наша семья».2. Фигурки из палочек «Тюльпан». 3.Аппликация «Пион». 4.Дорисовка узора.

    Счетные палочки,тетрадь, пр.карандаш, клей, цв.бумага, салфетка, цв.карандаши

    21.

    «Кругом вода»

    1.Пальчиковая гимнастика «Весна»3. Обвести рисунок по точкам и дорисовать. 3. Штриховка в разных направлениях 4. «Первые проталины» (на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него – соль («снег»), узкие полосы – проталины)

    Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

    22.

    «Весна»

    1.Пальчиковая гимнастика «Весна» 2. «Отгадай загадку и нарисуй отгадку». 3. Дорисуй узор 4. «Сосулька плачет» (обрывание голубоу бумаги; под сосулькой капаем пипеткой капельки воды на одинаковом расстоянии)

    Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

    23.

    «Птицы»

    1 Пальчиковая гимнастика «Весна» 2. «Грачи прилетели» (стекой на пластилине наносим следы птиц) 3. «Корм для птиц» (сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха) 4. Дорисовывание узора и штриховка

    Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

    апрель

    24.

    «Весна»

    1.Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». «Весна» 2.Фигурки из палочек «Тетрадь», «Карандаш». 3.Рисование по контуру сказочного героя. 4.Раскрашивание. 5. «Волшебная капель» (пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи)

    Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

    25.

    «Космос»

    1.Игра ладонями. 2.Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета». 3.Аппликация «Звездное небо».

    Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши

    апрель

    26.

    «Спорт»

     1.Пальчиковая гимнастика «Ежик Николка», «Массаж». 2. Игры с палочками. 3.Игра «Чудесный мешочек». 4.Дорисовка узора. 5. «Соедини по точкам – увидишь, что получится» 6. Аппликация «Медаль»

    Счетные палочки, предметы для игры, тетрадь, простой карандаш, цв.бумага

    27.

    «День победы»

    1.Пальчиковая гимнастика «Флажок» 2. «Разрезные картинки» (10-12 деталей) 3. Рисование салюта соломкой. 4.Дорисовать картинку в зеркальном отражении.

    Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

    Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Н.В.Нищевой.

    Диагностика мелкой моторики

    старших дошкольников (по Н. В. Нищевой )

    Кинестетическая основа движений:

    • сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке;
    • одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук;
    • одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук;
    • поместить указательный палец на средний, потом наоборот, сначала на правой руке, потом – на левой

    Кинетическая основа движений:

    •  изменять положение кистей рук (после демонстрации): одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Так повторить 3-4 раза. (Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук.)
    • Проба на перебор пальцев: на двух руках одновременно соприкасать последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу.
    • упражнение «Игра на рояле» правой рукой, левой рукой
    • проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой

    Графические пробы:

    • умение правильно держать карандаш;
    • умение рисовать прямые горизонтальные линии;
    • умение рисовать прямые вертикальные линии;
    • умение рисовать круги;
    • умение рисовать ломанные линии;
    • умение рисовать замкнутые линии;
    • умение рисовать человека

    Манипуляции с предметами:

    • умение застегивать и расстегивать пуговицы;
    • перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую;
    • умение завязывать и развязывать шнурки;
    • выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез,
    • вырезать фигуры среднего размера


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

    Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

    Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

    Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

    Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

    Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

    Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

    Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

    Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....