"Влияние СМИ на речевое развитие детей"
консультация (средняя группа) на тему

Кузьменко Елена Сергеевна

Важность живого общения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_smi_na_rechevoe_razvitie_detey.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Слушая детские диалоги о проведённых дома днях, начинаешь осознавать, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит общения с родителями испытывают дети.

Телевизор, компьютер прочно вошли в обиход детей, начиная с первых лет их жизни. Во многих семьях, как только ребёнок научился сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет общение с близкими родственниками (бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки). Покупая ребёнку диски или компьютерные игры, родители заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-нибудь интересным. Однако, это может повлечь за собой весьма печальные последствия, причём не только для здоровья ребёнка (нарушения зрения, осанки и т.д.), но и для психического развития.

 Одно из самых серьёзных и тревожных последствий – отставание в развитии речи.

Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь, не обращённая к ребёнку лично и предполагающая ответа, не затрагивает его волю и чувства, не побуждает к действию и не вызывает каких-либо образов. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребёнок не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включён в диалог; причём участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими мыслями, чувствами, действиями. Для развития речи необходимо, чтобы ребёнок говорил. Речь должна быть включена в его практические действия.

Однако разговорная речь – лишь вершина айсберга. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери, мы ведём внутренний диалог с собой. Если же внутренней речи нет, то человек становится крайне зависим от внешних воздействий. Он просто не способен удерживать в своём сознании какое-либо содержание или стремится к какой-либо цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно чем-то заполнять извне.

Ребёнку становится трудно воспринимать информацию на слух – он затрудняется удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у ребёнка ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их без зрительного образа – в результате не понимают текста в целом. Поэтому им скучно слушать и читать даже самые интересные книжки.

Общение со сверстниками становится более поверхностным и формальным: детям не о чем говорить, нечего обсуждать и не о чем спорить. Они скорее нажмут кнопку и будут ждать новых готовых развлечений. Дети теряют способность и желание чем-либо заниматься, не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок. Им скучно рисовать, конструировать. Рисунки и игровые сюжеты носят, как правило, однотипный характер. Придумывание сказки ограничивается пересказом просмотренного мультфильма.

Напрашивается вопрос: неужели всему виной телевизор и компьютер? Да, если речь идёт о ребёнке дошкольного возраста, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана, не умеющему критически относится к той или иной ситуации.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребёнка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно.

       Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения и в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать её по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими…

Вреден ли телевизор? Отсутствие времени – практически бич наших лет. Мы не задумываемся над тем, что в нашем плотном расписании почти нет места для самого главного – живого общения с крохой. В погоне за заработком некоторые мамы полностью перепоручают развитие ребенка телевизору. О любви детей к телевизору знает большинство родителей и этим пользуется. Телевизор входит в мир ребенка как универсальное развлечение, когда мама устала или работает. Родители оправдывают себя: там есть и правильная речь, и песни, и яркие картинки… И лишь немногим известно, что телевизор – враг номер один для развития ребенка. Во время его просмотра сознание и воля малыша практически отключены. Мозг ребенка впадает в эмоциональную «кому»: он не воспринимает мелькание на экране как полноценную информацию, а наличие диалогов как таковых им вообще не улавливается! Никакого познавательного процесса в момент просмотра телепередачи не происходит. Малышей привлекает реклама (которая вкупе с эффектом 25-го кадра совсем не безопасна) и частая смена ярких картинок, однако порой излишне агрессивные картинки приводят к перевозбуждению неокрепшей психики ребенка, повышенной тревожности и агрессивному поведению. Родители спохватываются, да поздно. В каждом современном доме есть один или несколько телевизоров, под сопровождение аудио и видеоряда которого, люди выполняют работу по дому, отдыхают, а в иных случаях, дети «под телевизор» выполняют домашнее задание. К сожалению, канули в лету те времена, когда строгие родители следили за тем, чтобы информацию из «ящика» с голубым экраном дети получали дозировано.

Телевизоры изменились, уровень защиты у них повысился в десятки раз, но это не оправдывает беспечность взрослых по отношению к своим детям. Новые факты подтверждения вреда от неограниченного просмотра телевизора предоставили британские ученые. В процессе исследований и изучения вопроса выяснилось, что неконтролируемое просиживание ребенка у экрана телевизора чревато нарушениями в речевом развитии и способствует развитию у детей заторможенности.

Данные подтверждаются статистикой. Дети 4-6 лет, которые большей частью находятся дома и проводят время перед телевизором, владеют навыками речи на очень низком уровне. Некоторые родители удивляются, почему так происходит, ведь ребенок получает обилие разнообразной информации. Специалисты называют причину отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики.

Для полноценного общего развития ребенка и его речевого развития необходимо не только поступление новой информации, но и возможность ею оперировать. Из выше сказанного сделаем вывод ,что ребенку нужен диалог, в результате которого он научиться формулировать свои мысли, производить анализ и облекать мысли в слова.

За окном стоит XXI век. Сейчас в любом доме есть компьютер.  Конечно, очень важно, чтобы малыш умел свободно пользоваться компьютером ,т.к. даже  первоклассник в наще время просто обязан уметь им пользоваться.  Дети всегда очень остро реагируют, если они хоть в чем-то отстают от своих сверстников. На этой почве часто развиваются депрессии и комплекс неполноценности. В торговой сети сейчас предлагают скидки, устраивают акции, поэтому большинство семей в состоянии приобрести своему чаду это чудо технической мысли. Только вот безопасны ли компьютеры? И действительно ли они так полезны для детей? Попробуем разобраться. В половине случаев задержки речевого развития причиной является дефицит живого общения!

     Неоспоримая польза компьютера для ребенка:

Разумеется, компьютер полезен. С помощью этой современной машины малыш:

  1. Растет технически грамотным.
  2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.
  3. Развивает логическое мышление.
  4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
  5. Улучшает память.
  6. Учится концентрировать внимание.
  7. Учится визуально воспринимать объекты.
  8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
  9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

         Есть ли польза от виртуальных игр?

Конечно, компьютеры созданы не столько для игр, сколько для получения информации и для работы. Но без игр на чудо-технике уже не обойтись. Даже взрослые увлеченно этим занимаются. Сейчас используют современные технологии и создаются очень реалистичные игры. Люди, звери, машины – все как настоящее. Любой ребенок рад заниматься этим увлекательным делом часами. Игры бывают и на логику, и на быстроту реакции, и на запоминание. Каждая из них по-своему полезна. В целом, пользу от виртуальных игр можно выразить в следующем:

  1. Игры учат детей мыслить аналитически, развивают сообразительность.
  2. Воспитывают усидчивость.
  3. Учат терпению и настойчивости в достижении цели.
  4. Учат быстро принимать решение.
  5. Развивают и укрепляют связь между моторикой пальцев рук и мышлением.
  6. Многие игры расширяют кругозор детей, знакомят его с историей, техникой, миром вокруг нас.

Если компьютер так полезен, может есть смысл купить его как можно раньше? По этому поводу мнение специалистов практически едино.

          Когда покупать ребенку компьютер?

Дети все разные. Один в 2,5 года легко собирает детские пазлы, без труда раскручивает на запчасти новенькую машинку. Другой и в 3 года с трудом может собрать пирамидку, только с помощью мамы шнурует ботиночки. Конечно, и к современной технике у таких детей отношение будет разное. Но даже самому умному вундеркинду не стоит сидеть перед монитором до 4-5 летнего возраста. Большую пользу малышу принесут активные и развивающие игры и общение со сверстниками. Подросшему и окрепшему ребенку можно позволить сидеть у монитора, но не более получаса и не чаще двух-трех раз в неделю. В младшем школьном возрасте это время можно увеличить до 40 минут. Детям среднего и старшего школьного возраста не желательно находиться перед монитором более полутора часов. То есть, как бы ни хотели родители заняться своими делами, нужно,  прежде всего думать о здоровье ребенка. Неужели компьютер так опасен

Компьютер и здоровье детей:

Современные компьютеры не оказывают сильного негативного воздействия

Не экономьте деньги на качестве монитора для ребенка

Стационарный компьютер более безопасен для ребенка, чем ноутбук.

       Компьютер и здоровье детей:

Если о пользе компьютера почти не спорят, вопросы о его вреде вызывают массу дискуссий. Многие считают, что этот «монстр» вреден даже взрослым. Неокрепший организм малыша тем более подвержен всяким вредным факторам, защищен от них меньше, а тяжесть последствий у него больше.

К опасным факторам, возникающим при работе за монитором относят следующие:

  • Ухудшение зрения.
  • Электромагнитное излучение.
  • Появление дерматитов различной сложности.
  • Негативное влияние аэроионного воздуха.
  • Развитие сколиоза.
  • Возникновение психологических проблем.
  • Давайте попробуем в этом разобраться.
  • Ухудшение зрения от компьютера у ребенка

Наши глаза реагируют на мельчайшие вибрации изображения на экране. Ребенок, занимающийся за монитором, «держит» глаза в постоянном напряжении, что негативно сказывается на мышцах, управляющих глазными яблоками. После малышу трудно сконцентрировать взгляд на каком-то предмете, особенно мелком. У него все как бы расплывается. Сперва это состояние быстро проходит, но в дальнейшем неизменно приводит к ухудшению зрения. Можно постараться немного улучшить положение, если научить ребенка делать гимнастику для глаз, чередовать работу на компьютере с активными играми, правильно его установить, выбрать оптимальную цветовую картинку для рабочего стола. Также хорошо помогают специальные очки.

        Искривление позвоночника от компьютера у ребенка:

Эта проблема появляется у детей не только от занятий на компьютере, но и при неправильном сидении за партой. Чтобы не развивался сколиоз нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову.

        Электромагнитное излучение от компьютера:

Некоторые приуменьшают эту проблему, аргументируя тем, что компьютеры нового поколения практически безопасны. Действительно, новые компьютеры намного безопаснее старых, но безобидными их называть преждевременно. Дело в том, что любой прибор, потребляющий или производящий электроэнергию, имеет электромагнитное излучение. Оно не распределяется в пространстве, а концентрируется возле прибора, образуя электромагнитное поле. Его воздействие на человека еще не изучено досконально. Пока установлено, что оно негативно влияет на плод, вызывает нервные расстройства, некоторые проблемы с корой головного мозга и нарушения в работе иммунной системы.

Стоит ли обращать на предостережения врачей внимание, каждый волен решать сам, но меры предосторожности принять все же не помешает. Например, ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, установка монитора не ближе 70-80 см от пользователя, установка компьютера ближе к стенам, которые поглощают некоторое количество излучения.

          Дерматиты от компьютера у ребенка:

Это заболевание проявляется нечасто, но тоже имеет место. Возникает оно из-за оседании на лице аэрозольных заряженных частиц. Если кожа малыша к ним чувствительна, на коже появляются покраснения, зуд, другие неприятные реакции. Если это возникло, другого способа, как исключить занятие на компьютере, нет.

          Аэроионный состав воздуха:

Аэроионы, выделяющиеся компьютерами и скапливающиеся в воздухе при длительной работе, воспринимаются прежде всего кожей и органами дыхания. При их избытке ухудшается общее самочувствие, появляется головная боль, пропадает аппетит, ребенок чувствует усталость, плохо спит. Ослабить влияние аэроионов можно частым проветриванием помещения и сокращением времени работы на компьютере.

          Психологические проблемы от компьютера у ребенка:

Малыш, много времени проводящий у компьютера, нередко начинает жить в виртуальном мире, неадекватно воспринимает реальность, порой даже боится ее. Такие дети отказываются от общения со сверстниками, чувствуют себя в их среде неуверенно. Бывают случаи, когда дети не понимают, что «убить» можно только один раз, что жизнь дается только одна. У таких детей ослабляется чувство самосохранения или появляются агрессивные действия к товарищам или животным. Также у маленького человечка может развиться компьютерная зависимость, может случиться даже стресс, если оторвать его от любимой игрушки.

Итог всего вышесказанного заключается в том, что все хорошо в меру. Компьютер и телевизор неотъемлемая часть нашей жизни – и никогда не навредят, если правильно их использовать и соблюдать все меры предосторожности. И очень важно помнить, что самое лучшее ,что мы можем сделать для своих детей -это уделять им больше внимание.

Список литературы

1. Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. Возрастная типология телевизионных ориентаций школьников // Телевидение и школа. - М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. - С.6-37.

2. Бодалев В.В. "В мире подростка". - М.: Просвещение, 1982

3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы Паблик Рилейшенз, Питер 2003.6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб, Питер, 1997.

4. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества. // Компьютер и право, № 1, июнь 1994.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1936.

6. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности. // Философская и социологическая мысль, 2000, № 4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997.

7. Дошкольное воспитание, - М. 2002, №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние моделирования на речевое развитие детей

Работа по развитию связной речи...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей...

Консультация "Влияние сказки на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Сказки позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной работой с ко...

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11018681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"128","style":"font-size: 12px;","width":"98"}}]]   Загадка – одна из малых...