Самообразование" Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников"
материал (старшая группа) на тему

Кадочникова Светлана Николаевна

Отчет о проделанной работе по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_moego_plana_samoobrazovaniya.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего плана самообразования  « Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников .

Над этой темой я работаю первый год. Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время у детей заметно снизился интерес к чтению художественной литературы, интерес к книге заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, непонимания родителями значения чтения сказок для воспитания ребенка.  Родители испытывают затруднения в создании условий для приобщения ребенка к книге.

 Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений. Чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу.  В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.

Выбор темы обусловил постановку следующей цели:

Создать условия для развития связной речи детей посредствам сказкотерапии.

По данной теме  я изучаю литературу.

 Сказкотерапия -это метод, направленный на решение каких-либо проблем используя ресурсы сказки

Суть сказкотерапии

Суть метода состоит в том, что ребенок пытается анализировать ситуацию, полученную из той или иной сказки. Он как бы ставит себя на место главного героя, рассуждает, как поступил бы в похожем случае. Сказкотерапия помогает детям  увидеть свои собственные проблемы и найти способы их решения. Она помогает организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.

В чем отличие сказкотерапии от обычных сказок?

В данном случае используются не просто всем известные литературные сказки, а подбираются они или сочиняются для конкретного ребенка и для решения одной конкретной проблемы.

  1. Она может быть любой: ребенок боится темноты, разбрасывает игрушки, дерется, ругается с родителями, не хочет ходить в садик, обижает кошку  т.д. (Мы с детьми придумывали  такие сказки как  «О брошенной игрушке», «Анфиска-капризка»

Впрочем, помочь скоректировать поведение ребенка могут и всем известные народные и авторские художественные сказки.

Например:

  • ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун»;
  • легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки»;

  С детьми были проведены развлечение  «В гости к сказке мы пойдем»,» Зайка -зазнайка», «В стране доброты» в ходе которых дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку, угадывали из какой сказки герои по иллюстрациям, изображали героев сказки  и.т.д.

Использую пальчиковый,настольный  театр для развития мелкой моторики,инсценировки стихотворения и сказок..У детей развивается воображение,речь,мышление.

Например :Обыгрывая  сказку «Кот ,петух и лиса»,поговорили не только о безопасной жизнедеятельности (не впускать в дом незнакомца,но и о том какие должны быть друзья. -драматизация сказок с передачей в мимике и движениях эмоциональных состояний: радость, горе, просьба, утешение;

За время работы у нас в группе приобретены  немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.  

В конце октября у нас проходил проект «Книжкина неделя». И мы в нашей группе оформляли выставку «Моя любимая книга»,дети нас знакомили с любимыми книгами.

 В познавательном развитии проводилось много бесед о сказках. Проведена деятельность  «Путешествие в страну сказок»«Путешествие по сказке»«Наши добрые сказки».Лепили «Мой любимый сказочный герой», рисовали «Нарисуем сказку»:Изготовляли  маски для игр –драматизаций.

Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» ….

Разучивали физкультминутки«Буратино потянулся»,

«Иван –Царевич»«Шёл король по лесу»«Заячья зарядка»

Имитировали  упражнения«Изобрази героя сказки».

 

 Также, дети совместно с родителями участвовали в выставке  рисунков на тему: «Моя любимая сказка»,

 Слайд  6 .Дети  принимали участие в конкурсе чтецов «Как хорошо здоровым быть», где Вероника А. Заняла 3 место в нашем саду.

В конкурсе чтецов посвященных юбилею  Э.Успенского , Алиса М.Заняла 3 место в нашем саду и участвовала в муниципальном конкурсе в детском саду «Чебурашка» где заняла 3 место среди детских садов.

Так же работа проведена с родителями:

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей».

 Буклет для родителей «Сказка в жизни ребенка». В январе планирую провести встречу с родителями на тему «Сказка ложь -да в ней намек».  

В работе с педагогами я раздала консультации «Роль сказки в воспитании детей»,  »Использование сказкотерапии в развитии связной речи дошкольников»

 В нашей группе так же ведется кружок «Юный книголюб»

Целью которого является:

Развитие литературного интереса и связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 Развиваем  речь детей с помощью:

-пересказывания сказок; Заучивание ситихов наизусть,

-рассказывания сказок по кругу;

-сказка на новый лад;

-изменение сказок (Жила-была в лесу злая коза и было у нее семеро козлят)

-смешивание сюжетов;

-новое название;

-новый персонаж (Не колобка испекла бабка,а другого героя).Использую такие нетрадиционные методы развития речи как сказкотерапия, синквейн.

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята учатся вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи дошкольников.

В материале приведены факты, как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, помещены простейшие тесты определения ведущей руки и уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольни...

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...