Проект по сопровождению детей подготовительной группы по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!» (Работа с родителями)
проект (подготовительная группа) по теме

Максимова Инна Иннокентьевна

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Венгер Л.А

Проект разработан и реализуется  в соответствии с  «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».

Паспорт проекта

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года)

Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский.

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители.

 

Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе.Повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Венгер Л.А

Проект по сопровождению детей подготовительной группы

по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

Проект разработан и реализуется  в соответствии с  «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».

Паспорт проекта

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года)

Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский.

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители.

Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе.Повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
  • Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;

Для родителей:

  • Расширение диапазона знаний о готовности к школе;
  • Повышение уровня компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, разработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендацийдля родителей и педагогов в этом направлении

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

  • получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
  • психологически подготовятся  к переходу от игровой деятельности к учебной;
  • разовьют психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
  • подготовят руку к письму:
  • у каждого ребенка сформируется ориентация на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
  • сформируют волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.

Родители:

  • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
  • смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами;
  • грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.

Реализация проекта «Скоро в школу!» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

-единства содержания форм и методов работы;

-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

-сотрудничества детей, педагогов и родителей;

-доступности;

-системности и последовательности.

Проект реализуется по двум направлениям:

1.     Совместная деятельность с детьми.

2.     Взаимодействие с родителями.

Актуальность проекта:

В психолого–педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением  и  в уверенности в своих возможностях.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко).

Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг детей на начало и конец учебного года.

Этапы реализации проекта

I этапПодготовительный (сентябрь 2018) - Изучение проблемы и создание информационно-методического обеспечения.

II этап Реализация (октябрь 2018 -апрель 2019) - Решение задач психолого - педагогического проекта по сопровождению дошкольников по подготовке к школьному обучению для детей и родителей подготовительной к школе группы «Скоро в школу!».

III этап Заключительный (май 2019) - Подведение итогов реализации проекта. Конечным продуктом проекта будут ожидаемые результаты.

План работы с родителями

детей подготовительных к школе групп

Мероприятие (форма и содержание)

Срок исполнения

Ответственные

Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению»

Ознакомление с проектом, с планом работы

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Последний год перед школой: что надо успеть»

Сентябрь

Педагог-психолог

Воспитатели

Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

Круглый стол с учителями начальных классов Петровой В.П., Тимофеевым В.В.«Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • Что такое «готовность к школе»
  • «Как подготовить ребенка к школе»;

Октябрь

Педагог-психолог

Воспитатели

Учителянач.классов

Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (результаты диагностики)

Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению с родителями детей с низким уровнем готовности.

День открытых дверей. Игровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу!»

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Ступеньки к школе»
  • «Тип личности ребенка и его готовность к школе»;
  •  «Психологическая готовность к школе»

Ноябрь

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Все педагоги

Учителя нач.классов

Встреча и беседа с выпускниками детского сада

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Кризис 7 лет»;
  • «Что такое психосоциальная зрелость»

Декабрь

Педагог-психолог

Учитель нач.классов

Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

Выставка рисунков «Моя будущая школа»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • «Леворукий ребенок»

Январь

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Учитель нач.классов

Презентация «Психологическая готовность к школе»

Участие в конкурсе стихов о школе: «Я - юный поэт»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу»
  • «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»;
  • «Подготовка руки к письму»

Февраль

Педагог-психолог

Воспитатели

Учитель нач.классов

Экскурсия в школу.

Посещение школьной библиотеки

Групповая консультация:  «Роль семьи в воспитаниибудущего школьника»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «В школу с 6 лет?»
  • «В школу – уверенным шагом!»

Март

Педагог-психолог

Учителянач.классов

Родительское собрание  «Ребенок на пороге школы»

Практикум для родителей «Как подготовиться к школьной жизни»

Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

Беседы с учителями начальных классов  по предшкольной подготовке.

Индивидуальные консультации по запросам

родителей

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Первые дни ребенка в школе»
  • «Психологический портрет первоклассника»;

Апрель

Педагог-психолог

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Пора в 1 класс!»
  • «Летние каникулы с пользой»

Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы»

Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению (итоги диагностирования педагогом-психологом)»

Подведение итогов реализации проекта

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Заполнение медицинских карт

Май

Педагог-психолог

Заключение.
Подводя итоги работы по разработке проекта «скоро в школу!», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с родителями при формировании готовности ребёнка  к школе с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.

В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовке к школе детей, но это внимание направлено в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности.

Список литературы:

1. Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению», 1997.

2. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). – Изд. 2 –е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 318 с.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.

5. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: метод. пособие. - СПб: Инт-т Тренинга, 1997.

6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.

7. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду. Генезис, 2008. – 150 с.

8. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995. - 296с.

11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 «Ромашка»

городского округа «город  Якутск». Сергеляхская 10/2, тел: 36-31-86

____________________________________________________________________________________________

Проект по сопровождению детей подготовительных групп

по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

Максимова Инна Иннокентьевна

Педагог-психолог

Якутск 2018-2019уч.г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по сопровождению детей подготовительных групп по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

Слайд 2

Актуальность проекта: В психолого –педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением и в уверенности в своих возможностях. Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. .

Слайд 3

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года) Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский . Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители, учителя начальных классов. Цель проекта : психологическое сопровождение ребенка подготовительной группы, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе. Повышение грамотности и компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.

Слайд 4

Задачи проекта:

Слайд 5

Этапы реализации проекта:

Слайд 7

Совместная деятельность Ребенок + Родитель Педагог + Ребенок + Родитель Педагог + Родитель - Анкетирование, опросы; Индивид. беседы, консультации; - Организация встреч с учителями, специалистами; Родительские собрания, круглые столы; Практические семинары; Сайт ДОУ. Дни открытых дверей; Проведение совместных мастер-классов; Игровые тренинги. Конкурсы; Папки-передвижки; Выставки рисунков Модель совместной деятельности ПРР

Слайд 8

План сотрудничества с родителями детей подготовительных групп Мероприятие (форма и содержание) Срок исполнения Ответственные Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению» Ознакомление с проектом, с планом работы Сентябрь Педагог-психолог Воспитатели Круглый стол с учителями начальных классов Петровой В.П., Тимофеевым В.В. «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников»; «Как подготовить ребенка к школе»; «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Октябрь Педагог-психолог Воспитатели Учитель нач.классов

Слайд 9

Результаты анкетирования родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?» Всего в анкетировании приняли участие 48 родителей, что составило 61%. Результаты показали следующее: 18 родителей – 37% считают, что их ребенок готов к школьному обучению 22 родителя – 46% считают, что почти готов (сомневаются) 8 родителей – 17% думают, что ребенок не готов к школе.

Слайд 10

Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению» Круглый стол с учителями начальных классов. Анкетирование «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

Слайд 11

Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (результаты диагностики) Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению с родителями детей с низким уровнем готовности. День открытых дверей. Игровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу!» Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Ступеньки к школе» «Тип личности ребенка и его готовность к школе»; «Психологическая готовность к школе» Ноябрь Педагог-психолог Педагог-психолог Все педагоги Учителя нач.классов Встреча и беседа с выпускниками детского сада Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Кризис 7 лет»; «Что такое психосоциальная зрелость» Декабрь Педагог-психолог Учитель нач.классов

Слайд 12

На родительском собрании рассмотрели результаты диагностики по школьной готовности познавательной сферы и психосоциальной зрелости:

Слайд 13

День открытых дверей . И гровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу»

Слайд 14

Дополнительные занятия учителей начальных классов. Встреча и беседа с выпускниками детского сада.

Слайд 15

Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей Выставка рисунков «Моя будущая школа» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста» « Леворукий ребенок» Январь Педагог-психолог Воспитатели Педагог-психолог Учителя нач.классов Презентация «Психологическая готовность к школе» Участие в конкурсе стихов о школе: «Я - юный поэт» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу» «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»; «Подготовка руки к письму» Февраль Педагог-психолог Воспитатели Учителя нач.классов

Слайд 16

Экскурсия в школу. Посещение школьной библиотеки Групповая консультация: «Роль семьи в воспитании будущего школьника» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «В школу с 6 лет?» «В школу – уверенным шагом!» Март Педагог-психолог Учителя нач.классов Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» Практикум для родителей «Как подготовиться к школьной жизни» Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке. Индивидуальные консультации по запросам родителей Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Первые дни ребенка в школе» «Психологический портрет первоклассника»; Апрель Педагог-психолог Воспитатели

Слайд 17

Подведение итогов реализации проекта Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы» Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению (итоги диагностирования педагогом-психологом)» Индивидуальные консультации по запросам родителей Заполнение медицинских карт Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Пора в 1 класс!» «Летние каникулы с пользой» Май Педагог-психолог Заключительный этап проекта

Слайд 18

Сотрудничество ДОУ с МОБУ СОШ 31 и МАОУ СПЛ Целью является повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО, создание эффективной модели преемственных связей, которая способствует успешной адаптации и социализации ребенка к условиям школьной жизни.

Слайд 19

Целью данного мероприятия являлось определение точки соприкосновения ФГОС ДО и ФГОС НОО и выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений. семинар-практикум «ФГОС дошкольного образования как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования» в МОБУ СОШ №31 г. Якутска.

Слайд 20

Ожидаемые результаты проекта:

Слайд 21

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по подготовке к школьному обучению.

Данный материал является частью программы "Скоро в школу!", предназначенной для детей подготовительной к школе группы «Почемучки» МКДОУ детского сада № 4«Скворушка» с. Богучаны, направленной...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Готовим ребенка к школьному обучению»

Познакомить родителей с интеллектуальной и мотивационной готовностью к школьному обучению....

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению: скоро в школу»

. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучени...

Стендовая информация для родителей детей подготовительных групп о готовности к школьному обучению.

в файле содержится готовая стендовая информация для родителей детей подготовительных групп1. Памятка для родителей"ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ?" а так же2.ПОДС...