Развитие творческих способностей детей через лепку из соленого теста
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Куимова Галина Ивановна

Лепка из любого материала, будь то пластилин, глина или тесто,имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Она способствует развитию зрительного восприятия,памяти,образного мышления,развитию мелкой мотороики рук,привитию навыков необходимых для успешного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №4 Воспитатель Куимова Г.И. Секция дошкольных работников 2011 год

Развитие творческих способностей детей через лепку из солёного теста.

Лепка из любого материала, будь то пластилин, глина или тесто, имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию мелкой моторики рук, привитию навыков необходимых для успешного обучения в школе.

Обычно на занятиях по лепке мы используем пластилин. Но сейчас при всём его разнообразии на прилавках магазинов, очень трудно выбрать качественный пластилин. То он слишком твёрдый и крошится, то слишком мягкий и тает в тёплых детских ладошках, то красится. Поэтому на занятиях по лепке я решила использовать солёное тесто. Дети привыкли видеть изделия из теста в виде хлеба, булочек, пряников и вдруг из него можно сделать подарки и сувениры для родных и близких и даже настенные картины. Для подготовки к занятиям я использовала следующую литературу: « Солёное тесто. Шаг за шагом» автор В.А.Хоменко, «Солёное тесто. Красивые вещи своими руками.» автор М.А.Антипова, журнал «Коллекция идей» № 16 2007 год. В книгах очень подробно описаны все этапы приготовления теста, даны пошаговые описания изготовления изделий, но всё-таки не учтены некоторые мелкие детали. Лепка из солёного теста процесс очень увлекательный для детей, но несколько трудоёмкий для воспитателя. Для того чтобы получить желаемый результат, надо пройти несколько этапов.

  1. Заранее приготовить солёное тесто. В различных источниках предлагается множество вариантов, но я в своей практике использовала следующий состав: 2 части муки, 2 части соли (лучше использовать соль «Экстра»), 1 часть воды. Очень важно, чтобы мука была без добавок, а вода обязательно холодная. Готовое тесто длительное время сохраняет свои свойства при хранении в п/эт. пакете в холодильнике.
  2. Подготовить дополнительные материалы и инструменты: скалки для раскатывания теста; необходимые трафареты; стеки для обрезания лишнего теста; различные формочки для печенья; чесночницу для оформления «причёсок», «шерсти» животных и других декоративных элементов; зубочистки и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания деталей изделий потребуется кисточка и холодная вода или клей ПВА и салфетки.



Предварительный просмотр:

  1. После того как все детали готовы их нужно соединить между собой. Рекомендуется склеивать готовые элементы до просушки с помощью кисточки и воды. Да, это быстро и удобно, но не все дети делают аккуратно, и поэтому изделие во время просушки деформируется и теряет форму. Поэтому я решила склеивать просушенные и окрашенные элементы изделия. Связующим звеном между элементами служат салфетки, сложенные в несколько слоев и пропитанные клеем ПВА.
  2. Немаловажное значение для получения желаемого результата имеет просушка готовых изделий. Сушить можно как в духовке, так и на открытом воздухе. В этом случае, надо учитывать какое изделие - объёмное или плоское. Объёмное изделие лучше сушить в духовке, начиная с низкой температуры, так как на открытом воздухе изделие сохнет длительное время, и в местах соприкосновения с поверхностью образуются дырочки и углубления. Плоские изделия при просушке на воздухе надо переворачивать, так как тесто в местах соприкосновения с поверхностью не сохнет.
  3. Окрашивать можно как уже просушенные изделия, так и само тесто перед лепкой. Я использовала метод раскрашивания просушенных элементов изделий. Это очень полезно для детей, так как они самостоятельно подбирают краски и раскрашивают каждый элемент по отдельности, готовое изделие получается ярким и красочным.
  4. Заключительный этап - лакирование, делается для того, чтобы краски не выгорали, и изделие сохраняло первоначальный вид длительное время. Эта работа выполняется воспитателем.

За прошедший учебный год я подготовила и провела несколько занятий по лепке из солёного теста : «Осенний листок с божьей коровкой», «Бусы», «Новогодняя ёлочка», подарок папе «Рамка для фотографии», подарок выпускникам «Подкова на счастье», «Полянка для зверят». Почти все занятия были приурочены к какому либо празднику, поэтому дети с огромным желанием и старанием выполняли предложенную работу. Группа у нас маленькая и разновозрастная, дети от 2 до 6 лет. Занятия были построены от простого к сложному. При выполнении работ дети использовали умения и навыки, полученные на занятиях по лепке из пластилина. Дети и среднего и старшего возраста быстро освоили приём раскатывания теста скалкой, вырезывание фигур при помощи трафарета и стеки или формочек для печения, научились украшать вылепленные изделия с помощью простейших приспособлений, особенно всем понравилось выдавливать тесто через чесночницу. С большим удовольствием дети раскрашивали и соединяли элементы изделий, радовались результатам своего труда. В конце первого занятия я предложила детям отнести домой оставшееся соденое тесто и вылепить что нибудь с мамой. Некоторые родители уже на следующий день спрашивали рецепт соленого теста.



Предварительный просмотр:

Поэтому я подготовила и провела консультацию для родителей «Соленое тесто. Красивые вещи своими руками». Познакомила со всеми хитростями и секретами лепки из солёного теста. В заключение консультации мамы вместе с детьми вылепили тесто картинки, которые стали украшением спальни в детском саду. Родители и дети получили огромное удовольствие от совместной творческой работы. Лепка из солёного теста это настолько увлекательный процесс, что им заинтересовались не только воспитанники детского сада и их родители, но и школьники обращались за советом по изготовлению сувениров.

В дальнейшем я продолжу работу с солёным тестом, так как лепка из этого материала у детей вызывает больший интерес. Они видят и используют результат своего труда в виде подарков, сувениров и дополнительных материалов для игр, чего нельзя сказать о поделках из пластилина, потому что они не практичны и не долговечны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью"

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью"...

Развитие творческих способностей детей через занятия лепкой

Консультация для родителей и фотоотчет по теме (работы воспитанников подготовительной к школе группы, созданные в самостоятельной художественной деятельности)...

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Калинка» «Развитие творческих способностей детей через неклассические техники рисования, лепки, аппликации» «Цветы Радуги»

ОБУЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ НЕЛЬЗЯ, НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ВОСПИТАТЕЛЮ СОДЕЙСТВОВАТЬ ЕГО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОЯВЛЕНИЮ.Л.С.ВЫГОТСКИЙ...

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...