Конспект художественно -продуктивной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ Возраст детей: старшая группа
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Полякова Инга Александровна

Знакомство детей с историей возникновения русской народной игрушкой Матрешкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 художественно -продуктивной непосредственно образовательной  деятельности в старшей группе

Тема: «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Возраст детей: старшая группа

Цель: Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой.

Задачи:

Познание. Продолжать приобщать детей к традициям русской народной культуры. Обобщить представления детей о предметах русского народного творчества. Познакомить с историей возникновения русской народной игрушки – матрешки. Продолжать учить обследовать предмет.

Социализация Формировать чувство гордости за русский народ, за свою Родину.

Коммуникация Продолжать учить строить предположения, развивать речь-доказательство, связную речь. Активизировать словарь детей за счет существительных и прилагательных.

 Труд  Быть терпеливым и аккуратным в процессе изготовления игрушки. Продолжать формировать навыки организации и уборки рабочего места.

Художественное творчество Продолжать учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; добиваться передачи выразительности образа с помощью стеки.

Безопасность Закреплять умение соблюдать необходимые правила безопасности во время работы со стекой.

Музыка Выполнять пластичные движения под музыку 

Используемые технологии:

Игровая,

Технология сотрудничества,

Здоровьесберегающие (гимнастика для глаз , физминутка)

ИКТ

Предварительная работа: беседы с детьми о истории возникновения дымковской игрушки, рассматривание предметов Городецкой и Хохломской росписи, рассматривание альбомов «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская роспись», роспись узорами  на силуэтах дымковской и хохломской росписью,  организация выставки «Веселая посуда»

Материал: Матрешки, хохломские ложки, миски, дымковская барышня, козлик, предметы Городецкой росписи, пластилин, стеки, клеенки, тряпочки, цветные лоскутки, презентация «Откуда появилась Матрешки?» , созданная с помощью программы power point

Проведение непосредственно образовательной деятельности

Дети и воспитатель стоят около выставки посуды.

-  Посмотрите на нашу выставку и назовите знакомые вам предметы? (Дети перечисляют: ложки, миски, доска, козлик, солонка и пр.)

- Как вы думаете, что общего у всех этих предметах, таких разных?( Ответы детей: это посуда. Она расписная.  Ее делал человек.)

- Все эти предметы когда-то давным-давно придумали русские мастера. У них было много учеников, ученики становились мастерами и учили других людей своему мастерству. Так и дошло до наших времен искусство делать такие замечательные предметы, которыми восхищаются не только в нашей стране, но и в других странах мира.

-  О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из загадки:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, 

В этой молодице        

Прячутся сестрицы.

 Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Как вы догадались, что это матрешка?

Что значит – темница?

- Что вам известно про эту игрушку?( Ответы детей: она сделана из дерева. В большой матрешке много маленьких . Матрешка раскрашена красками

Показ презентации  «Откуда появилась Матрешки?»

Так и родилась матрешка. Как же с ней можно играть? (Ответы детей Матрешку можно собирать и разбирать, делать хоровод, можно считать…)

 Гимнастика для глаз

А теперь необходимо, чтоб ваши глазки отдохнули от экрана (Педагог раздает каждому ребенку маленькую матрешку) Эти матрешки нам помогут. Сначала выполняем движения правой рукой, возьмите в нее матрешку

вверх-вниз (3р) опускаем и поднимаем руку, следим только глазками, голову не наклоняем

теперь машем рукой перед собой вправо-влево (3р). Следим только глазками за матрешкой

А теперь водим рукой  по кругу (3р)

Теперь возьмите матрешку  в левую руку и те же самые движения делаем левой рукой.

 (Дети легко и непринужденно выполняют движения (вверх-вниз; вправо-влево, по диагонали, по кругу), то левой, то правой рукой и зрительно прослеживают их. Взгляд фокусируется на  матрешке. Глаза напрягать не надо, можно моргать)

Физминутка

Давайте немножко отдохнем и станцуем танец матрешек!

Мы веселые матрешки,

ладушки-ладушки!

На ногах у нас сапожки,

Ладушки-ладушки.

В сарафанах наших пестрых

Ладушки-ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки-ладушки

(Дети выполняют танцевальные движения под слова песни)

- А хотите сами слепить матрешку? Возьмите матрешку в левую руку, проведите по ней пальчиком.

 Какая матрешка? (Дети садятся за столы. Берут в руки матрешек, проводят обследовательские действия)

- Матрешка гладкая, скользкая, твердая, без углов

- Правильно, у матрешки обтекаемая форма. У этой куклы нет шеи, голова плавно переходит в туловище.

Для того чтобы слепить матрешку, пластилин надо разогреть ладошками.

(Педагог выставляет шар, куб, цилиндр)

Как вы думаете, из какой формы легче будет лепить матрешку? (Дети высказывают предположения)

Изготавливать форму матрешки легче из цилиндра. Когда пластилин станет мягким, вам надо будет слепить вот такой цилиндр (показ) У цилиндра я оттягиваю одну сторону – это будет голова матрешки. Теперь я разглаживаю пластилин пальцем по линии шеи плеч. А другой конец получившейся формы сплющиваю, чтобы матрешка была устойчивая.

Скажите, что еще нужно сделать? (украсить матрешку, нарисовать ей лицо))

Для этого можно использовать стеку. А из цветных лоскутков можно сделать косынку, передник матрешки можно украсить мелкими деталями пластилина.( Дети приступают к работе, педагог следит за последовательностью лепки, за правильностью использования стеки)

Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. Для этого поставим их в хоровод.

Как вы думаете, какая матрешка самая веселая? Нарядная? Устойчивая? А у этой что-то болит или ей что-то не нравится, надо ей помочь.

Вы замечательно сегодня потрудились. Молодцы!

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для д етей старшего дошкольного возраста «Откуда появилась матрешка» Презентация «Откуда появилась матрешка» составила воспитатель ГБДОУ № 20 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Полякова Инга Александровна

Слайд 2

Прообраз русской матрешки

Слайд 3

Токарь Василий Звездочкин

Слайд 4

Работа токаря

Слайд 5

Художник Сергей Владимирович Малютин

Слайд 6

Первая русская матрешка . Первая русская матрешка

Слайд 7

Сергиевские матрешки

Слайд 8

Семеновская матрешка

Слайд 9

Вятская матрешка

Слайд 10

Майдановская матрешка

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Презентация «Откуда появилась матрешка»

для детей старшего дошкольного возраста

Цели: Познакомить детей с историей появления игрушки-матрешки, с ее  первыми   мастерами- изготовителями, с  многообразием видов росписи деревянной куклы.

Развивать познавательный  интерес  к многообразию и творчеству  народной культуры.

1 слайд

Всем вам нравится веселая игрушка – расписная матрешка. Оказывается родилась она сто лет назад.

2 слайд

Прообразом матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. 

3 слайд

Токарь- игрушечник  Василий Петрович Звездочкин первым  выточил русскую матрешку на токарном станке.

4 слайд

Начинают изготавливать матрешку с самой маленькой матрешки. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

5 слайд

А   художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков

6 слайд

Вот так выглядела первая русская матрешка. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью. 
Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

 Почему матрешку так назвали?  Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле.

7 слайд

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России. Существует несколько видов  матрешек. Давайте посмотрим самые известные

Сергиевская матрешка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. Роспись мелкая. Она украшает платок и край фартука

8 слайд

Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов, в основном желтый и красный цвета. Большой букет занимает весь фартук, платок расписан бутонами

9 слайд

Самая северная матрешка – вятская. Яркая, красочная, задорная. В ярком цветастом платочке, с большим цветком в центре сарафана.

10 слайд

Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.

11 слайд

Современные матрешки могут выглядеть по-разному. Матрешки – жених  невеста; Матрешки- солдаты, Дама с гусаром; Семья. Все они выточены из дерева, раскрашены красками в ручную. Нет ни одной похожей матрешки. Они все всегда  разные!

12 слайд

Вот мы с вами и познакомились с историей появления матрешки. Вам понравилось? Какая матрешка больше всего запомнилась? Давайте продолжим дальше наше знакомство с матрешками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда появилась Матрешка

Конспект художественно-продуктивной непосредственно образовательной  деятельности в старшей группе ...

Проведение продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Воспитывать  уважение к труду народных умельцев. Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при выполнении работы, эстетический и художественный вкус...

Конспект игры – путешествия с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как появилась посуда?»

Конспект  игры – путешествияс использованием  ЭОРдля детей старшего дошкольного возрастана тему: «Как появилась посуда?»...

Конспект занятия. Тема: «Откуда появилась Матрешка»

Конспектхудожественно-продуктивной непосредственно образовательной деятельности вподготовительной группы с использованием ИКТ...

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по (речевому развитию) «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы.

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие в страну Красивой речи" для детей подготовительной речи....