Конспекты для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами "Гжельская роспись".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Румянцева Елена Юрьевна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с декоративно - прикладными искусствами на примере  Гжельской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sineglazaya_posuda.docx18.42 КБ
Файл sine_-_golubaya_gzhel.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №96 общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность

С детьми   средней группы

ФГОС ДО

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие

«Синеглазая посуда»

Используемые технологии: здоровьесберегающие, моделирование, ТРИЗ, мнемотехника, ИКТ.

Воспитатель: Румянцева Е. Ю.

Санкт-Петербург

2016г.

Тема: “Синеглазая  посуда!”

Цель: знакомство  с  народным  промыслом  на  примере  Гжели

Задачи:

  1. Развивать  интерес  к  изучению  народного  промысла.
  2. Формировать  способность  рассматривать  Гжельскую  посуду,  подмечая  характерные  её  особенности  и  своеобразие.
  3. Развивать  способность  сравнивать  и  отличать  Гжельскую  керамику  от  другой  посуды  с  похожими  элементами  рисунка.
  4. Закреплять  знания  о  колорите,  характерных  элементах  и  их  расположении  на  изделии.  
  5. воспитание  любви  к  родному  краю,  его  истории  и  культуре.

Материал:  

  • полоски  на  цветовосприятие  (от  светло-голубого  до  тёмно-синего)
  • Музыка:

“Ой  ты,  мама,  дорогая…” (русская  нар.  песня)

вальс  (Огинского)

  • Иллюстрации  с  изображением  Гжели.
  • Изделия  Гжельского  промысла.
  • Модели  алгоритма  Гжельского  промысла.
  • Модели  для  составления  рассказа  о  посуде.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

 

(На  столе  стоит  посуда,  которая  сверху  накрыта)

Звучит  русская  народная  песня  “Ой  ты,  мама,  дорогая…”

Воспитатель:  “Синие  птицы  по  белому  небу

                           Море  цветов  голубых,  

                            Кувшины  и  кружки ,  быль  или  небыль

                             Изделии  рук  золотых!”

Ребята,  кто  из  вас  догадался,  о  какой  росписи  я  прочитала  вам  это  стихотворение? (ответы  детей).

                            “Синяя  сказка  -  глазам  загляденье!

                              Словно  весною  капель  

                        Ласка,  забота,  тепло  и  терпенье

                                Русская  звонкая…….(Гжель)”  (ответы  детей  на  неоконченную  фразу)

Ребята,  а  как  вы  догадались,  что  это  Гжель?  (ответы  детей).  

Ребята, а  как  вы  думаете,  бывает  ещё  посуда,  у  которой  похожий  рисунок,  но  это  самая   обычная  посуда,  которую  люди  используют  каждый  день,  а  не  сказочные  изделия  народных  умельцев?  (ответы  детей).                                

          Сегодня  я  принесла  вам   разную  посуду  и  поставила  её  на  два  стола,  чтобы  вы  смогли  её  рассмотреть  и  сравнить. (открываю  посуду).

          Ой,  ребята,  кажется  здесь  побывал  Торопыжка!  И  что  же  он  натворил?!  Перепутал  всю  посуду!  Ребята  помогите  пожалуйста  мне  её  снова  расставить  как  надо.  Как  мы  отличим  с  вами  Гжельскую  посуду  от  обычной? Какой  фон  у  Гжельской  посуды? Где  расположен  рисунок  у  Гжельской  посуды?  Какие  узоры  у  Гжельской  посуды? Какого  цвета  рисунок?  Как  умельцы  получают  этот  цвет?  Что  особенное  у  Гжельской  посуды? (ответы  детей) Под  музыку  расставляем  посуду.

                     



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №96 общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность

С детьми  старшей  группы

ФГОС ДО

Образовательная область: Художественно - эстетическое развитие

«Сине-голубая Гжель»

Используемые технологии: здоровьесберегающие, моделирование, ТРИЗ, мнемотехника, ИКТ.

Воспитатель: Румянцева Е. Ю.

Санкт-Петербург

2016г.

Тема:  “Сине-голубая Гжель”

Цель: знакомство  с  народным  промыслом  на  примере  Гжели

Задачи:

1)  Развивать познавательный  интерес  к  изучению  народного  промысла.

2)  Формировать  способность  рассматривать  Гжельскую  посуду,  подмечая  характерные  её  особенности  и  своеобразие.

3)  Развивать  способность  сравнивать  и  отличать  Гжельскую  керамику  от  другой  посуды  с  похожими  элементами  рисунка.

4)  Закреплять  знания  о  колорите,  характерных  элементах  и  их  расположении  на  изделии.  

5)  воспитание  любви  к  родному  краю,  его  истории  и  культуре.

Материал:

Музыка:

“Ой  ты,  мама,  дорогая…” (русская  нар.  песня)

вальс  (Огинского)

Изделия  Гжельского  промысла.

Модели  для  составления  рассказа  о  посуде.

Дидактическая  игра: “Составь  узор”

полоски  на  цветовосприятие  (от  светло-голубого  до  тёмно-синего)

Ход непрерывной образовательной деятельности:

 

Звучит  народная  музыка “ой  ты, мама,  дорогая”

Воспитатель:

“Посмотрите!

Эти  вещи  нынче  в  гости

К  нам  пришли!

Чтоб  поведать  нам  секреты  

Древней, чудной  красоты.

Чтоб  ввести  нас  в  мир  преданий  

В  мир  России  и  добра.

Чтоб  сказать, что  есть  в  России

Чудо-люди  мастера! “

Ребята, эти  изделия  пришли  к  нам  из  Подмосковья  и  называются - Гжель!

Есть  в  России  такое  местечко  

Где  белая  рощица , синяя  речка .

В  этой  негромкой  российской природе

Слышится  эхо  негромких  мелодий  

И  светлеет  вода  родниковая  

И  дыхание  ветра  свежей  

Расцветает  Гжель  васильковая  

Незабудковая  Гжель!

Ребята, как  вы  думаете, почему  в  стихотворении Гжель  называется  “васильковой”  и  “незабудковой”?

(ответы  детей)

Я  приглашаю  вас  в  сине-голубую  сказку!

Посмотрите, сколько  здесь  разной  посуды!

Её  можно  использовать  по-разному.

В  эту  посуду  кладут  чай , как  её  можно  назвать?

(чайница, молочник, соусник, сливочник, сахарница,  и  т.д.)

Вся  посуда  разная ,  но  в  ней  есть  что-то  общее.

Как  вы  думаете, что? (ответы  детей )

Правильно!  Вся  посуда  украшена  сине-голубым  узором  на  белом  фоне. Называется  эта  посуда  Гжельской!  Давайте  повторим  это  слово!

А  сделана  эта  посуда  на  фарфоровом  заводе, который  находится  в  селе  Гжель  московской  области .  

Именно  в  Гжели  зародился  этот  промысел  более  400  лет  назад! Этот  завод  объединил  мастерские  в  30  сёлах  в  районе  Гжели .

Из  какой  глины  бывают  изделия?  (ответы  детей)

В  этом  селе  нашли  белую  глину  и  стали  делать  из  неё  изделия. Как  называется  посуда,   которая  сделана  из  глины? (ответы  детей)

Посуда  украшена  лепными  деталями, завитками  вместо  ручки,  фигурками  животных  и  людей.

Некоторые  вазы  похожи  лебедя, плывущего  по  реке.

Какой  узор  выполнен  на  всех  этих  изделиях?

(ответы  детей)

Какие  цвета  использует  художник?

(ответы  детей)

А   откуда  взялся  этот  цвет?  Мастерам  его  подарила  река  Гжелка,  синие  полевые  цветы, тень  на  белом-белом  снегу!

Посмотрите, какие узоры  встречаются  на  этих  изделиях?  (ответы  детей)

Встречаются  также  геометрические  орнаменты  в  виде  сетки. (показ  схем  рисунков элементов  Гжельской  росписи )

Людям  нравится  эта  посуда  и  они  с  удовольствием  её  покупают.

Особенно  большим  спросом  она  пользуется  во  многих  крупных  городах, в  том  числе  и  нашем!

У  кого  из  вас  есть  дома  такая  же посуда?

Что  именно? (ответы  детей)

Воспитатель  спрашивает,  какое  изделие, стоящее  здесь  им  понравилось  больше  всего  и  почему?

Ребята, а  вы  обратили  внимание,  где  расположен  узор? (в  центре)  Почему?

С  каких  деталей  крупных  или  мелких  начинали  расписывать  изделие? Почему? (ответы  детей)

(с  крупных  деталей, лепестков, стебля, листьев, бутона, а  потом  раскрашивали  края,  дно, ручки.

Их  часто  закрашивали  полностью  синей  краской.

Ребята, а  почему на  изделии  разные  оттенки  одного  цвета? (ответы  детей)

(психогимнастика  “Кисть  художника” (использование кисти руки, как импровизированной кисти художника) в  сопровождении  вальса.

составление  дорожки  из  оттенков.

Да, ребята, насколько  наш  русский  народ  талантлив  и  трудолюбив! Какой  любовью  надо  любить  нашу  землю, речку, цветы  в  поле ,  чтобы  увидеть  и  создать  такую  красоту!

Вам  нравится?  Вы  хотели  бы  научиться  делать  такую  красоту?  А  сегодня  давайте  мы  будем  составлять  узор  на  силуэте!

Дидактическая  игра: “Составь  узор”

(составление  узора  сопровождает  звучание  вальса   Огинского)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народного творчества.

сРАННЕГО ДЕТСТВА НЕОБХОДИМО ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИСТОКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ,.Дети с ЗПР С ТРУДОМ УСВАИВАЮТ ПРОГРАММУ ПОЭТОМУ ВСЕ ЗАНЯТИЯ ИДУТ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ....

Конспекты для младшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами весёлой игрушки Матрёшки .

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста  с народно - прикладным искусством на примере Весёлой игрушки Матрёшки....

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Мастер класс Знакомство с русским народным промыслом “Гжельская роспись”, используя технику “Декупаж

laquo;Декупаж»  (от французского decoupage —«то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов, с последую...

Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»

Тема по самообразованию:  «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста  посредством ознакомления с народными промыслами России»...